Библиографическое описание:

Булутова В. В. Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 960-962.



В статье рассматриваются меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в современной России.Уделяется внимание законодательству о социальной поддержке ветеранов боевых действий.

Ключевые слова: социальная защита ветеранов боевых действий, социальная помощь, социальная поддержка, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ветераны.

Социальная поддержка предоставляется, как правило, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу ряда причин. К таким гражданам законодательством, в том числе, отнесены ветераны различных категорий (труда, войны, боевых действий). Социальная поддержка ветеранов различных категорий представляет собой направление в деятельности института социальной защиты населения на уровне субъектов Российской Федерации, реализующее комплекс мер (экономических, социально-психологических, медицинских, материальных) и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории населения всю полноту законодательных прав, личное достоинство ветеранов. Одним из приоритетных направлений социальной политики России является социальная поддержка ветеранов и инвалидов ВОВ. Которая представляет собой комплекс мер (экономических, социально-психологических, медицинских, материальных) и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории лиц достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В последнее время многие западные соседи сомневаются в достижениях нашего народа, все чаще бросая тень на чистую память героев. В условиях постоянных попыток фальсификации истории особенно актуальна информация из первоисточников. По данным официальной статистики по состоянию на 2015 год на территории Российской Федерации живут 3,4 млн ветеранов Великой Отечественной войны. Наибольшая часть участников Войны проживает на территории, Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. К последнему и относится республика Мордовия.

В течение последних лет была сформировано нормативно-правовая база, четко определяющая приоритетные направления деятельности страны по поддержанию достойного уровня жизни инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны

В настоящее время вопрос о социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны регулирует Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «О ветеранах». С учётом заслуг по защите отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ФЗ -5 определяет следующие категории ветеранов:

– Ветераны Великой Отечественной Войны

– Ветераны боевых действий

– Инвалиды Великой отечественной войны и боевых действий

– Ветераны военной службы

– Ветераны государственной службы

– Ветераны труда.

Статьей 13 Закона № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер включающей:

– Обеспечение ветеранов жильём; все категории ветеранов имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. В связи с 65-летием победы в ВОВ 1941–1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны президентом подписан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, приписывающий необходимость завершения к юбилею обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ 5 исходя из общей площади жилья на одного человека 22 м2.

– Ежемесячные денежные выплаты ветеранам;

Размер которой производится с учётом стоимости набора социальных услуг

– Набор социальных услуг

В натуральной форме в виде НСУ государственная социальная помощь определена в следующем составе: предоставление в соответствии со стандартами врачебной помощи нужными лекарственными препаратами с целью медицинского использования согласно рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к участку лечения и обратно.

– Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ветеранам

– Социальные льготы ветеранам

– Ежегодные денежные выплаты к знаменательным событиям

– Медицинское обслуживание

– Протезно-ортопедическое обслуживание

На сегодняшний день нет необходимости расширять круг льгот на федеральном уровне. Государству нужно определить потребности каждого конкретного участника Великой Отечественной войны, коих осталось не так много.

Несмотря на то, что основная часть ветеранов получают льготы из федерального бюджета, регионы постепенно вводят и за счет своих средств реализуют для них дополнительные социальные меры поддержки. Такой опыт есть и у республики Мордовия Государственным Собранием Республики Мордовия 23 декабря 2004 года был принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. (с изм. от 12 марта 2010 г.) № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», который гарантирует Ветеранам труда, проживающим на в Республике Мордовия, признанным таковыми в соответствии сФедеральным законом «О ветеранах», после установления им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

– право использования больницами, финансирование которых исполняется за счет средств бюджетов надлежащих значений или средств обязательного медицинского страхования, к каким отмеченные лица закреплены;

– ежемесячная денежная выплата в размере 290 рублей

– возможность в получении общей социальной карты на транзит муниципальном и загородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси);

– ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.

Устанавливая меры социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла в соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона о ветеранах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять сущность, размер и условия оказания отмеченным категориям ветеранов мер социальной поддержки. Вместе с тем самостоятельное определение субъектами Российской Федерации мер социальной поддержки для указанных категорий никак не должно являться предпосылкой значимого отличия в качестве и объеме мер социальной поддержки данной категории граждан. Воины-фронтовики выполнили свой долг с честью, а труженики также обеспечили фронт всем необходимым, поэтому лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания;

2) прием без очереди на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

3) преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) право пользования при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица прикреплены;

5) возмещение за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические продукты указанным лицам, не обладающим инвалидностью;

6) ежемесячная денежная выплата в размере 435 рублей;

7) право на приобретение единой социальной проездной карты на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года для этого потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для льготных категорий населения, требуется формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий на- селения [4].

Каждый год, который отдаляет нас от Победы, для любого человека в нашей стране, для любого гражданина в нашей стране подчеркивает значимость того, что было сделано людьми старшего поколения. Ветераны, как никто другой, знают, чего стоила эта победа.

Литература:

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.] // Российская газета. — 2015. — №.6791
  2. О ветеранах: федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 17 июля 1999 г.] // Российская газета. — 2014. — № 6123.
  3. О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия [принят Гос. Собранием 28 декабря 2004 г.] // Деловая Мордовия. — 2010. — № 187
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р «О Концепции долго- срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2008.- N 47.- Ст.5489;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle