Библиографическое описание:

Хулукшинов Д. Е. Источники финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 927-929.



Реализация инфраструктурных проектов на основе ГЧП является финансово затратным процессом. В статье рассматриваются источники и схемы финансирования проектов ГЧП.

Ключевые слова: ГЧП, инфраструктурные проекты, финансирование, источник, государство, частный сектор, бюджетная экономия, социальная инфраструктура.

При имеющихся кризисных явлениях в экономике и дефиците бюджетных средств, использование механизма государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) при реализации инфраструктурных проектов приобретает все большее значение. За счет использования механизма ГЧП появляется возможность повысить эффективность бюджетных расходов.

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных инфраструктурных проектов. Широкое распространение ГЧП получило в сфере социальной инфраструктуры (Франция, Канада, Великобритания).

Механизм ГЧП позволяет привлечь частных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов. Такое взаимодействие государственных структур и бизнеса имеет ряд преимуществ. Для государства это экономия бюджетных средств (снижение бюджетной нагрузки), привлечение специалистов высокого уровня и новых технологий, ускорение внедрения новых проектов. Для частного сектора это получение льгот, субсидий, гарантий и прямой поддержки (административно-управленческая помощь) от государства, получение гарантированной прибыли от участия в проекте.

При финансировании проектов ГЧП имеются определенные особенности (табл. 1) [2].

Таблица 1

Особенности финансирования ГЧП-проектов вмировой практике

Название страны

Характеристика финансирования проектов ГЧП

Великобритания

Основной формой контрактов ГЧП выступает частная финансовая инициатива (частная компания получает от государства заказ на создание или модернизацию основных фондов). Приоритетным способом финансирования проектов ГЧП является проектный способ

Франция

Основными формами ГЧП выступают концессионные соглашения, контрактные договора и договора аренды (лизинга). Проекты реализуются в основном на местном уровне в области транспортной и социальной инфраструктуры. Основные виды финансирование проектов: государственное и частное финансирование

Германия

В основном применяются две модели финансирования проектов: проектное финансирование (без использования гарантии со стороны общественного сектора) и форфейтинг (предполагает использование гарантий со стороны государства)

В развитых странах (страны Западной Европы, США, Канада) преимущественное финансирование получают проекты, связанные со строительством и реконструкцией автодорог. На втором месте занимают проекты социальной направленности (здравоохранение и образование).

В странах с переходной экономикой (страны Восточной Европы и Балтии) финансируются проекты для развития транспортной инфраструктуры (строительство и реконструкция автодорог, железных дорог, аэропортов, мостов, тоннелей).

В России механизм ГЧП начал применяться сравнительно недавно. Реализуются проекты в области ГЧП в большей мере при строительстве и реконструкции дорожной инфраструктуры.

В зарубежной практике приводятся следующие источники финансирования при реализации ГЧП-проектов:

– за счет частного капитала;

– с помощью государственных заказов;

– на основе софинансирования;

– за счет государственных долговых обязательств и предоставления различных льгот государством.

Как правило, при строительстве или модернизации инфраструктуры (за счет средств частного инвестора, государства или на принципах софинансирования) не всегда в полной мере покрывается необходимый уровень затрат. В этом случае участники инвестиционного проекта прибегают к следующим схемам финансирования:

– бюджетная схема (финансирование проекта в основном осуществляется за счет бюджетных средств);

– кредитная схема (реализация проекта осуществляется путем предоставления средств на возвратной основе под гарантии государства или бизнеса).

Выбор схемы финансирования будет зависеть от каждого конкретного проекта. Участниками проводится оценка финансовой выгоды от участия в проекте. Данная оценка определяется путем Value for Money (соотношения цены и качества) и Public Sector Comparator (сравнительного уровня затрат).

Соотношение цена и качество показывает результативность и эффективность продукта, процесса или услуги.

Сравнительный уровень затрат характеризует стоимость затрат в течение всего жизненного цикла с учетом рисков.

При реализации инфраструктурных проектов наиболее распространенными источниками выступает государственное, корпоративное и проектное финансирование (рис. 1) [1].

Рис. 1. Источники финансирования инфраструктурных проектов

При государственном финансировании, публичный партнер (государство) привлекает заемные средства по заниженной процентной ставке и предоставляет их через кредитование конечного заемщика (гарантии по долговым обязательствам, субсидии). Финансирование проектов и предоставление кредитов, субсидий, льгот государством осуществляется с помощью институтов ГЧП. В России это:

– Инвестиционный фонд;

– Внешэкономбанк;

– Особые экономические зоны;

– и другие.

Проектное финансирование предполагает, что кредиты предоставляются напрямую вновь создаваемой компании. Погашение долга будет происходить с помощью денежных потоков инвестиционного проекта.

Корпоративное финансирование предусматривает, что компания финансирует проект за счет заимствований, предоставленных ей с учетом положительной кредитной историей в прошлом.

Таким образом, при реализации инфраструктурных проектов источниками финансирования могут выступать государственное, частное, проектное, корпоративное финансирование. Выбор источника финансирования зависит от специфики каждой страны, а также от конкретного проекта. Преимущественно проекты ГЧП реализуются в области транспортной и социальной инфраструктуры. Крупные инфраструктурные социально значимые объекты требуют значительных финансовых затрат. С помощью механизма ГЧП появляется возможность государству совместно с частным сектором реализовывать данные проекты.

Литература:

  1. Делмон, Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти / Дж. Делмон. — Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. — 261 с.
  2. Моисеева И. В., Кочеткова С. А. Способы финансирования ГЧП-проектов: зарубежный опыт и возможности его использования в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12–7. — С. 1281–1286.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle