Библиографическое описание:

Наумова Н. В., Позднякова П. А. Правовая культура как «правовой иммунитет» общества // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1012-1015.



Одной из основополагающих задач в процессе модернизации правовой системы в современной России является обеспечение верховенства и уважения права во всех структурах государства и общества, разработка моделей для устранения деформаций правосознания и результативной защиты прав и свобод личности.

Действенность правовой реформы напрямую зависит от уровня правовой культуры. Они не появляются сами собой и взаимосвязаны. Для реорганизации правовой системы и формирования правовой культуры нужны колоссальные объединенные усилия со стороны государства и гражданского общества.

Правовая культура играет весомую роль в построении правового государства. Однако недостаточная информированность граждан порождает неоднозначные мнения при попытках правильно трактовать данное понятие. В чем заключается сущность и роль правовой культуры? Каково ее значение для развития всего общества в целом? — наиболее актуальные вопросы на сегодняшний день.

Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, результатом правового государства. Одним из факторов проявления в России низкой культуры как общей, так и правовой — это деформация правосознания. Итог данного состояния — отсутствие одной из ключевых предпосылок истинного функционирования правового государства. Правовая культура общества приобретает всё большее значимость для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это обусловливает ее особую важность как фактора общественного развития.

Проблема становления правовой культуры волновала человечество испокон веков, где создавались первые правила и законы. Правовая культура древних цивилизаций, как утверждают ученые, отличается высокой степенью развития, поскольку закон считался средством для установления порядка, разрешения конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.

Данное понятие окаймлялось мифологическими образами и религиозными догматами, что усиливало страх за нарушение установленных правил. В подтверждение своих взглядов человек, достигший совершеннолетия, давал некую клятву: «…И я буду слушаться властей, постоянно существующих, и повиноваться установленным законам, также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого…». Однако к законам относились по-разному, в зависимости от положения и места человека в общественной иерархии.

На современном же этапе развития общества наблюдается несколько другая картина: несмотря на господствующие принципы равенства и справедливости, человечество не так серьезно относится к соблюдению элементарных правовых норм, что привело к проявлению правового нигилизма и идеализма. Как показывает современная юридическая практика, наличие обширного спектра прав и свобод, официально закрепленного в нормативных правовых документах, не гарантирует высокую степень проявления правовой культуры в обществе.

Термин «правовая культура» в различных источниках трактуется по-разному, что позволяет выделить два основных его значения. В широком смысле, правовая культура — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. В узком смысле, это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством 2.

Таким образом, ключ к пониманию правовой культуры есть правовые знания, связанные, в первую очередь, с пониманием прав, свобод и обязанностей каждого отдельно взятого человека, прописанных в официальных законодательных источниках.

Человечество XXI века не стремиться к каким-либо знаниям, что существенно мешает эффективному функционированию системы права. Правовая культура не может выполнять свою главную регулятивную функцию по причине низкой информированности общества о степени ее развития. Отсюда следует, что ни о каком строительстве правового государстве не может идти и речи, если не решены, казалось бы, элементарные правила контроля внутри общества.

Причины назревших проблем могут скрываться в самой структуре правовой культуры, где важнейшим элементом является уровень развитости правосознания. Правосознание — зона социального, группового и индивидуального сознания, обусловленная правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. Часто применяется и несколько упрощенное понятие, сведенное к целостному осмыслению права через эмоционально-волевую характеристику индивидов, интересы государства и всего общества в целом, представленное в виде идей, концепции, оценок развития системы права.

Российский правовед И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других, что вполне логично, если вспомнить элементарное золотое правило нравственности. Отсутствие взаимоотношений в обществе никогда не разрешит существующий конфликт: в то время, как государство признает человека, его права и свободы высшей ценностью, граждане не стремятся к правомерным поступкам в соответствии с установленными законами, хотя те доступны всем слоям общество, достаточно лаконичны и ясны.

Возникает вопрос, каким способом возможно решить данную задачу? В юридической практике встречается термин «правовое воспитание», трактуемый как целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью достижения высокого уровня правосознания и правовой культуры.

В обществе, как динамической системе, как правило, одни элементы устаревают, уничтожаются или усовершенствуются, другие же появляются. То же самое наблюдается и в системе правового воспитания, говоря о его формах. Из истории России нам известно, как изменялся институт образования и наука: лишь избранные посещали школы, строго регламентировалась литература и СМИ. Конечно, так было не всегда, но только ближе к нынешнему веку устройство общества в этой сфере практически перестало меняться. Отменена цензура, доступность образования, возможность саморазвития и, как следствие, изменения в правовом воспитании граждан.

Значимость и область правовоспитания в современной России и его воздействие на развитие правовой культуры представляет собой систему мероприятий. В современных условиях правовоспитание должно отвечать главным условиям, имеющим немаловажный смысл не только для эффективности правовоспитательной работы, но и для всей концепции правосознания и правовой культуры. Для этого можно выделить ряд взаимодополняющих суждений.

Суждение первое: правовоспитание должно носить конкретный характер, т. е. оно должно быть адресовано новым общественным отношениям (экономическим, политическим, социальным, национальным и др.) на овладение и ратификацию права, а также на ориентацию общества на принципиально иное правовое обстоятельство в разнообразии его проявления.

Суждение второе: правовоспитание должно носить целенаправленный характер. В настоящий момент в силу укрепившихся стереотипов правовоспитание адресовано в основном к необходимости воспитательной работы только в молодежной среде. При этом совершенно остается без внимания не маловажная роль воспитания элементарной правовой культуры большей части народонаселения (старше 30 лет).

Суждение третье: правовоспитание должно носить деятельностный характер. Это значит, что правовоспитание, одна из миссий государства, которой отводится не менее важное место в юридической практике наряду с правотворческой и правореализационной деятельностью. Особенность правовоспитательной деятельности государства заключается в том, что она носит организованный, целенаправленной и управляемый характер и проводится для достижения поставленных целей, прогнозируемых результатов и положительного эффекта при помощи определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. 1

Суждение четвертое: правовоспитание должно быть эффективным. Эффективность правовоспитания можно рассматривать как соотношение между фактически достигнутым результатом правовоспитания и теми общественными целями, на достижение каковых данная деятельность была направлена.

На первый взгляд, в современном обществе все складывается как нельзя лучше, но принцип свободы вышел за рамки допустимого, что привело к снижению ответственности граждан за свои деяния, а значит и авторитета права как регулятора общественных отношений. Правовая культура, в этом случае, лишается ряда функций, направленных на формирование гражданского общества и правового государства, регулирование общественных отношений, передачу правового опыта молодому поколению, что в конечном итоге разрушает ее систему.

Культура, правовая культура, право играют особенную значимость для обеспечения защиты прав и свобод человека. Сами граждане должны содействовать совершенствованию законодательства, осуществлению пропаганды законодательства, посредством правового воспитания подрастающего поколения. Важной задачей современной России является преодоление правовой индифферентности и некомпетентности, полной незащищенности человека и его прав.

Задачи, немаловажные для роста уровня правовой культуры, сконцентрированы в области правовой системы страны на вектор модернизации и инновации в политики государства. Все это позволит быстрыми темпами подготовить основание для полноценного увеличения объёма и подъема легитимности и правопорядка, обеспечить компетентную и результативную борьбу носителей права и обязанностей за свои правовые интересы, реализовать принцип «незнание закона не освобождает от ответственности», инициировать правовое поведение.

Правовая культура выступает как общественный феномен, имеющий интенсивно сформулированный целевой ориентир, охватывающий всю совокупность наиболее существенных ценностных компонентов правовой реальности, которая появляется как неотъемлемый компонент цивилизованности общества, взаимосвязанности правового государства и гражданского общества.

Правовая культура есть «правовой иммунитет» общества, требующий особой непрерывной закалки посредством кардинальных изменений системы ценностей, взглядов, ориентиров личности, государства и всего общества в целом.

Литература:

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ 1995 г. № 27 ст. 2503.
  2. Электронная библиотека правоведа Студилова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studylaw.narod.ru/tgp1/r3/tgp1_3_12_4.htm. — Правовое воспитание. — (Дата обращения: 05.12.2014).
  3. Большой Юридический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo-slovar.narod.ru/p.htm. — Большой Юридический словарь. — (Дата обращения: 05.12.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle