Библиографическое описание:

Авладеев А. А. Концепты развития студенческого спорта в России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 430-434.



В статье раскрыта необходимость формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде как базиса всестороннего и полноценного развития личности, приведена структура студенческого спорта в России, предложен комплекс мер по развитию физической культуры и спорта в высшей школе.

Ключевые слова: физическая культура, студенческий спорт, студенческое спортивное движение, спортивно-массовая работа, молодежь, высшая школа.

Вступление современного общества в эпоху постиндустриальной экономики обнажило новую доминанту социально-экономического развития — человеческий капитал. Его возрастающая роль в функционировании и совершенствовании общества, превращение из затратного в решающий производительный и социальный фактор привело к необходимости формирования отвечающей вызовам окружающей реальности парадигмы развития. Переход к постиндустриальному типу общества, вызванный коренными преобразованиями в экономике, многократно увеличил долю умственного труда и выдвинул на ведущую роль образование, повысив спрос на способную самостоятельно принимать решения и мотивированную на постоянное самосовершенствование личность. С этого момента одной из приоритетных задач государства становится ускоренное развитие Человека, посредством инвестиций в образование, воспитание, здоровье, культуру, знания, безопасность, экономическую свободу населения и т. д.

Вопрос перехода России вслед за ведущими странами мира в новую экономику достоин отдельной дискуссии, однако тот факт, что проводимые в рамках комплекса государственных реформ изменения в системе образования и науки, являются первым шагом на пути создания общества, построенного на знаниях, не вызывает никаких сомнений. Ведь сама история человечества практическим способом доказала, что образование выступает одним из главных «социокультурных» катализаторов любых общественных преобразований.

Ключевая роль в обновленной национальной образовательной системе отводится высшей школе — центру накопления и воспроизводства человеческого капитала. Являясь социальным институтом, она призвана использовать свой потенциях на формирование не просто профессионально компетентного специалиста, но и всесторонне развитую личность, ориентированную на здоровый образ жизни, нравственные идеалы и этические нормы. Именно студенчество как наиболее активная социальная страта, демонстрирующая широту взглядов и открытость к инновациям, а также выступающая не только источником новых идей, но и фактором, облегчающим их распространение, является конечным объектом частных и государственных инвестиций.

М. Гроссман, А. И. Добрынин, В. С. Ефимов, Н. М. Римашевская и др. [4, с. 75–77] наравне с образованием, как одну из важнейших составляющих человеческого капитала, выделяют здоровье — естественную совокупность наследственных и приобретенных компонентов. В условиях ухудшающейся экологии, агрессивной внешней среды и современных экономических реалий многократно возрастает значение проблемы сохранения и повышения уровня здоровья молодежи, как резерва развития общества. В этой связи образовательные технологии XXI века обязаны быть направлены на обеспечение субъектам образовательного процесса комфортных здоровьесберегающих социальных, физических, психических и духовных условий, пропаганду здорового образа жизни, а также развитие физических способностей и формирование двигательных навыков.

Согласно Федеральному закону процесс физического воспитания и образования в высших учебных заведениях включает в себя формирование у обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и состояния здоровья навыков физической культуры, создание условий для вовлечения студентов в занятия физической культурой и спортом, содействие развитию и популяризации студенческого спорта, проведение обязательных и дополнительных занятий физической культурой и спортом, организацию спортивных мероприятий с участием обучающихся и т. д.

Таким образом, следуя логике закона, на высшую школу возлагается ответственность не только за физическое воспитание студенчества в учебное время, при котором обязательный курс должен служить предпосылкой перехода от жесткой регламентации к самостоятельной форме физкультурно-спортивной деятельности, но и формирование потребности в активном и здоровом образе жизни.

Обобщенная категория совместной деятельности студентов, преподавателей и тренеров в области физической культуры и спорта с целью достижения широкого диапазона результатов именуется студенческим спортом. В современном состоянии он представлен тремя самостоятельными сегментами [1]:

 Профессиональный спорт и спорт высших достижений, представленный атлетами, выступающими за сборные команды России или профессиональные клубы и совмещающие занятия спортом с обучением в университете.

 Полупрофессиональный спорт. В данную категорию попадают члены университетских сборных команд, сформированных в значительной мере из учеников/выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР в силу разного рода причин, не перешедших в профессиональный спорт, но не потерявших интереса к нему и продолжающих регулярный тренировочный процесс.

 Любительский (массовый) спорт. Представлен как обычными студентами, занимающимися спортом в свободное от учебы время, так и учениками/выпускниками ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР.

При первом приближении грань между любительским и полупрофессиональным спортом кажется весьма условной, однако оперируя критериями цели спортивной деятельности, мы можем четко разделить эти сегменты:

 Целью полупрофессионального спорта является победа в соревнованиях, приносящая материальные выгоды, а также перспективы перехода в профессиональный спорт. Тут считаем необходимым обозначить и цель профессионального спорта — достижение посредством регулярных тренировок и участия в соревнованиях высшего спортивного мастерства, конвертируемое впоследствии в регулярный доход.

 В массовом спорте цели атлетов разнятся — от достижения максимально возможного спортивного результата для данной категории подготовки и последующего перехода в более продвинутую категорию до получения социально-ценных дивидендов от процесса спортивной деятельности (социализации, оздоровления, интеграции и т. п.) [3, с.11].

Задачи высшей школы в физическом и социальном оздоровлении студенчества превращают полупрофессиональный и любительские сегменты в главные объекты приложения ее спортивной политики, выражающейся в режиме наибольшего благоприятствования инициативам по развитию тренировочного и соревновательного процессов, инфраструктуры, различных спортивных практик, а также материального и методического сопровождения.

Авторы осознано исключают профессиональный спорт и спорт высших достижений из периметра внимания высшей школы, имея на то достаточно веские основания. Период обучения в университете (от 17 до 23 лет) совпадает с периодом достижения атлетами наивысших спортивных результатов, залогом которых является кропотливый труд на тренировках, что делает на практике практически не достижимым сочетание полноценного обучения и высококвалифицированной спортивно-соревновательной деятельности [5, с.117]. Атлет оказывается перед выбором несистематических академических занятий и полноценной спортивной подготовки, либо высокой посещаемости аудиторных занятий, но нерегулярных тренировок и выступлений на соревнованиях. Таким образом мы сталкиваемся с ситуацией, когда профессиональная составляющая студенческого спорта является лишь констатацией личных достижений отдельных атлетов, за редким исключением профильных вузов физической культуры, осуществляющих основной тренировочный и соревновательный процессы вне стен университетов, что в свою очередь ни в коей мере не дает право последним проецировать их успехи на себя.

Обозначив структуру современного российского студенческого спорта, а также приоритетные задачи высшей школы в этой области, авторы предлагают к рассмотрению следующий комплекс мер, направленных на развитие университетской системы физического воспитания:

  1. Распределение сфер ответственности между субъектами управления физической культурой и спортом в высшей школе.

По настоящее время у части российского университетского сообщества все еще бытуют ошибочные представления о возможности решения задач по физическому воспитанию студенчества силами одних лишь кафедр и исключительной номинальности существования вузовских спортивных клубов. Все это выражается в отдельных случаях как в полном отсутствии последних в организационных структурах университетов, так и в их наличии, но с размытыми полномочиями и неопределенным перечнем закрепленных задач.

Наиболее оптимальной, с точки зрения эффективности распределения сфер ответственности, представляется схема, при которой:

  1. Кафедра физического воспитания занимается учебным процессом в рамках обязательного образовательного цикла и научной работой.
  2. Спортивный клуб отвечает за спортивно-массовую работу и обеспечение бесперебойного функционирования вузовских сборных команд.
  3. В сферу ответственности Центра высшего спортивного мастерства (ЦВСМ) входит подготовка спортсменов высокого класса, членов сборных команд страны и их ближайшего резерва. Целевыми для Центр являются две категории спортсменов — тех, кто в данном регионе вне стен вуза не могут найти тренеров высокого уровня по соответствующему виду спорта, и тех для, кого переход в ЦВСМ является очевидным и необходимым шагом для многократного повышения своих способностей и результатов.
  1. Гендерная дуальность в физическом воспитании студентов.

Растянувшийся на десятилетия сложный социокультурный процесс коррекции содержания психических, соматических и поведенческих характеристик гендерных ролей и норм, в конечном итоге привел к кардинальной трансформации господствующих в обществе оценок о допустимом уровне присутствия женщин в различных областях его жизни. С этого момента женских спорт почти повсеместно набирает популярность, позволяя женщинам, не взирая на архаичные предрассудки, заниматься теми видами спорта, к которым у них есть способности и интерес. Университет как микромодель общества, обязан гарантировать предоставление равных возможностей атлетам обоих полов, содействовать в гендерно дуальном развитие всех видов спорта, а не проецировать исключительную мускулинность спорта.

  1. Переход во внутриуниверситетском соревновательном цикле от «спартакиад» к цикличным первенствам по различным видам с опорой на коллективы физической культуры (КФК), сформированные на принципах демократической самоорганизации, и независимых спортсменов в качестве субъектов соревнований в индивидуальных видах.

Отказ от факультетских команд в пользу КФК позволит не только задействовать в активной соревновательной жизни спортсменов, ранее по спортивным критериям не отбиравшихся в сборные команды, атлетов, чьи факультеты не смогли в силу различного рода причин сформировать соответствующих команд, но и позволит за счет возросшей конкуренции повсеместно повышать спортивное мастерство участников.

Стоит признать, что в настоящее время спартакиада перестала решать задачи пропаганды спорта, приобщения студентов к здоровому образу жизни, повышения эффективности их физического воспитания, отбора перспективных спортсменов для участия в межвузовских соревнованиях [5, с.7–8]. Университетские сборные, почти полностью комплектуются из числа студентов-профессиональных спортсменов, в нарушение принципа двухэтапности отбора, минующих массовый этап соревнований, проводимый среди учебных групп, курсов, факультетов. Отсутствие условий удовлетворения соревновательной мотивации, а также кажущуюся прогнозируемость итогов отбора, не только коренным образом противоречит традиционной практики физического воспитания в вузе [5, с.107], но и нивелирует все усилия, направленные на повышение массовости спорта.

  1. Дифференцированный подход к построению процесса дополнительного физического воспитания студентов.

Необходимость построения стратегии тренировочного процесса с учетом индивидуальных и групповых особенностей спортсменов (психических, физических, личностных), а также уровня освоения технических и тактических элементов тренировочной и соревновательной деятельности подтверждена многими авторитетными исследователями. Отталкиваясь от данного факта, авторам представляется возможным предложить следующую классификацию университетских спортивных секций, позволяющую любому студенту вне зависимости от уровня общей и специальной физической подготовки, иметь возможность для самосовершенствования:

 Секция адаптивной/корректирующей физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем. Задачами секции является коррекция, восстановление, компенсация утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях или травмах, а также профилактика основного заболевания и сопровождающих его вторичных отклонений. Социальная функция секции — помощь в адаптации студентам, имеющим функциональные ограничения, в обществе.

 Секция начальной подготовки — организовывает систематические занятия спортом, способствует росту общей физической подготовки студентов, овладению теоретическими основами физической культуры и освоению базовых элементов техники в избранном спорте.

 Спортивно-тренировочная секция — повышение уровня физического развития, общей и специальной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей и уровня мастерства спортсменов.

 Спортивного совершенствования (Центр высшего спортивного мастерства) — специализированная спортивная подготовка наиболее перспективных атлетов-кандидатов в сборные команды региона и страны, при условии отсутствия в регионе прочих центров спортивной подготовки по избранным видам спорта, за которым закреплен атлет, а также в случаях целенаправленного перехода спортсмена на подготовку в ЦВСМ.

  1. Создание единого информационного пространства в сфере физической культуры и спорта университета.

Данный шаг сделает возможным постоянный информационный обмен между различными уровнями управления сферой университетского спорта, снизит разрозненность в работе структурных подразделений, упростит процессы агрегации и анализа информации об учебно-спортивных секциях, учащихся и тренерах, планирования спортивных мероприятий, регистрации результатов соревнований, планирования и контроля денежных средств, выделяемых на университетский спорт.

Ключевым элементом архитектуры единого информационного пространства должна стать база субъектов студенческого спорта (атлетов, инструкторов, тренеров, административных работников, волонтеров), содержащая их личные данные, избранные виды спорта и спортивные дисциплины, сведения о присвоенных спортивных разрядах и званиях, спортивные результаты, информацию о принадлежности к физкультурно-спортивной или иной организации вне стен университета, иные сведения, обусловленные спецификой выбранных видов спорта и ролей субъектов.

  1. Синергия спорта с университетскими образовательными программами.

Междисциплинарность в рамках современной парадигмы знаний представляется возможностью наиболее полной реализации огромного образовательного, воспитательного и научного потенциала высшей школы. Установление, поддержка и интенсификация связей между спортивным и академическим сообществами является важным фактором не только междисциплинарной синергии внутри университета, но и поступательного развития университетского социума. Конечным результатом таких связей должны стать совместные реализации социальных, учебных и научных проектов как непосредственно в сфере физической культуры и спорта, так и в огромном количестве смежных областей.

  1. Включение университетских соревнований в единый региональный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий.

Текущее обособленное, самоизоляционное положение студенческого спорта в системе официальных физкультурных и спортивных мероприятий приводит к дублированию сроков проведения соревнований на самых массовых этапах (муниципальном и региональном), что особенно наглядно просматривается в игровых видах спорта, имеющих длительный соревновательных цикл. Учитывая широкое распространение спортивных фестивалей по национальным и неолимпийским видам спорта, а также развития различных любительских спортивных лиг, студенческий спорт оказывается в ситуации негативным образом влияющей не только на перспективы развития спорта и физической культуры в высшей школе, но и непосредственно на атлетов. Перенасыщенный календарь заставляет спортсменов, и в особенности высокой классификации, ради сохранения нормального тренировочного процесса и должной функциональной подготовки на всем протяжении сезона выборочно подходить к участию в состязаниях.

Интеграция студенческих соревнований в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий региона позволит атлетам грамотно планировать тренировочную и состязательную нагрузку на предстоящий спортивный год, повысить конкурентную борьбу на указанных состязаниях за счет участия большего количества спортсменов высокой квалификации, поднять престиж университетских спортивных мероприятий.

  1. Увеличение представительности видов спорта и расширение программы дополнительного физкультурно-спортивного воспитания студентов.

Современный спорт настолько многогранен, что позволят удовлетворить любые, даже самые притязательные запросы личности и общества. Нарастающий интерес общества к новым видам и соревновательным проявлениям, возникновение которых обусловлено потребностями в еще более зрелищно привлекательных видах соревнований, заставляет высшую школу адаптировать свои программы дополнительного физкультурно-спортивного воспитания в ногу со временем.

Отправной точкой при реализации данного пункта является анализ исторически сложившихся взаимосвязей между отдельными видами, их областями влияния и обогащения, а также фокуса интересов современной молодежи. Собранная информация позволит создать адаптированную дендрограмму видов спорта, движение по «ветвям» которой в направлении от узлов, представляющих основные культивируемые в конкретном образовательном учреждении виды спорта, к соседним и укажет вектор необходимого расширения видовой программы дополнительного физкультурно-спортивного воспитания студентов.

Подводя итоги, стоит напомнить, что за последнюю четверть века Россия пережила целый ряд экономических кризисов, различных как по характеру происхождения, так и интенсивности воздействия, но одинаково разрушительных своими последствиями в социальной среде. Усиление напряженности на рынке труда, падение реальных доходов населения, влекущее снижение уровня жизни, сокращение финансирования здравоохранения и образования — все эти факторы привели к социальной деградации определенной части населения. Потеря работы, истощение сбережений, отсутствие реальной перспективы выхода из сложившегося положения сделали многих жертвой таких явлений как алкоголизм, наркомания, криминализация. Учитывая, что нынешний кризис усугубил и без того серьезную проблему молодежной безработицы в России [7, с.21], мы сталкиваемся с серьезной угрозой появления «потерянного поколения», восстановление для которого может оказаться сложной или невыполнимой задачей, что неизбежно повлечет за собой тяжелые потери для России в ближайшие годы.

Однако, не менее очевидно, что в долгосрочной перспективе именно молодежь должна стать катализатором общественного прогресса. Выполнение этой миссии невозможно без гарантий экономического благополучия, качественного образования и здоровья. Таким образом, в современной России многократно возрастает роль высшей школы как центра профессионального, физического, духовного и морального воспитания молодежи, выстроенного на основе современных методологических подходов и внедрении инноваций, постоянном поиске новых форм работы со студентами, паритете развития человеческого потенциала и сохранении здоровья студентов.

Нет сомнений, что все инвестиции в высшую школу вернутся в общество здоровьем и благополучием молодежи — основы стабильности и процветания государства.

Литература:

  1. Дзвоник, В. Учиться смотреть на спортивные события глазами обывателя / В. Дзвоник // Studentsport.ru — 2016. — 2 фев. — URL: http://studentsport.ru/news/interview/3843505/ (Дата обращения: 15.05.2016)
  2. Починкин, А. В. Профессиональный коммерческий спор в России: история и современность / А. В. Починкин // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 5.
  3. Хуснутдинов, К. С. Массовый спорт в Российской Федерации как объект социального регулирования: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Казань, 2004.
  4. Бураншина, Н. А. Человеческий капитал в современных междисциплинарных исследованиях / Н. А. Бураншина // Креативная экономика. — 2011. — № 10.
  5. Майбородин, С.В., Габибов, Веровский, А.А., А.Б., Саенко, С. Г. Состояние, проблемы и пути развития студенческого спорта / С. В. Майбородин, А. Б. Габибов, А. А. Веровский, С. Г. Саенко // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 9–2.
  6. Хуббиев, Ш. З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш. З. Хуббиев // Ученые записки университета Лесгафта. — 2010. — № 3.
  7. Тихонова, Н. Е. Явные и неявные последствия экономических кризисов для россиян / Н. Е. Тихонова // Социологические исследования. — 2015. — № 12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle