Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной связи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 8251 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, Е. А. Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной связи / Е. А. Сидоренко, Р. Д. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 870-873. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30250/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье раскрываются особенности рынка услуг мобильной связи в России, формы и методы конкурентной борьбы между участниками рынка, показаны трудности вхождения на рынок, с которыми столкнулась компания Теле2.

Ключевые слова: конкуренция, олигополия, концентрация рынка.

Телекоммуникационная отрасль в России в 2011 году отметила юбилей: 9 сентября 1991 г. в Петербурге был совершен первый звонок с сотового телефона в России, который положил начало развитию новой отрасти.

Период с 2004 г. по 2006 г. характеризовался динамичным ростом рынка, начиная с 2011 г. по модели жизненного цикла начался период его зрелости, проникновение сотовой связи достигло 170 %, что свидетельствует о высоком уровне насыщения рынка. Зрелые рынки отличаются замедлением темпов роста и обострением конкурентной борьбы, которая приводит к сокращению финансовых результатов участников. В таблице 1 приведены данные о динамике выручки основных операторов услуг мобильной связи в нашей стране.

Таблица 1

Темпы прироста выручки по отношению кпредыдущему году,% [2]

Операторы

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

МТС

15

9

1

5

3

5,2

Вымпелком (Билайн)

9

11

2

1

1

- 2,6

Мегафон

18

13

12

9

6

- 0,004

Двухзначные темпы прироста выручки мобильных операторов, которые они имели до 2009 г., уходят в прошлое. Наглядно видно, что добиваться роста выручки на рынке услуг мобильной связи становится всё труднее. В 2015 г. только компания МТС объявила об увеличении показателя выручки. В отчёте Мегафона сказано, что выручка сохранилась на прежнем уровне. В кратком сообщении Вымпелкома об итогах 2015 г. сказано о сокращении сервисной выручки на 4 %.

Следует заметить, что сокращение темпов прироста выручки от реализации услуг происходило на фоне освоения нового сегмента рынка мобильного ШПД роста продаж смартфонов, планшетов и 3G модемов, которым необходимы высокие скорости и большие объёмы мобильного интернета.

Одной из причин снижения темпов прироста выручки является обострение конкуренции на рынке. В настоящий момент на российском рынке услуг мобильной связи доминируют три компании: «МТС» («Мобильные Телесистемы»), «БиЛайн» (ПАО «ВымпелКом») и «МегаФон». В таблице 2 представлено удельные веса каждого из участников «большой тройки» в общей численности абонентов.

Таблица 2

Доли рынка операторов мобильной связи вобщей численности абонентов [3],%

Операторы

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

МТС

30,8

30,9

29,3

31,0

30,7

ВымпелКом

25,1

24,4

23,9

23,8

23,7

Мегафон

27,1

27,1

28,8

29,0

29,8

Прочие

17,0

17,6

18,1

16,2

15,9

Структура рынка за пять лет изменилась незначительно: несколько укрепила свои позиции компания Мегафон за счёт снижения доли прочих операторов. Высокий уровень концентрации рынка мобильной связи подтверждается расчётами коэффициента Херфиндаля — Хиршмана, который за период 2011–2015 г. увеличилось с 2447 до 2603 [1].

Финансовые показатели деятельности компаний «большой тройки» позволяют увидеть их зависимость от позиции компании на рынке (табл. 3).

Таблица 3

Финансовые результаты деятельности компаний

Компании

Выручка, млрд. руб.

Чистая прибыль, млрд. руб.

Рентабельность продаж по чистой прибыли,%

2014г.

2015г.

2014г.

2015г.

2014г.

2015г.

МТС

319,7

336,5

51,3

49,5

16,0

14,7

Мегафон

314,8

313,4

37,0

39,2

11,8

12,5

Вымпелком

284,2

276,8

14,8

32,6

5,2

11,8

Сравнивая показатели, характеризующие финансовые результаты компаний, следует отметить, что их соотношение соответствует позициям компании на рынке. Компания МТС имеет наиболее высокие показатели выручки, чистой прибыли и рентабельности. При этом в 2015 г. при увеличении выручки на 5,2 % чистая прибыль компании сократилась на 3,5 %, что привело к снижению уровня рентабельности на 1,3 %. Снижение чистой прибыли в компании объясняют расходами на реализацию проекта по развитию сети. Компания Мегафон, наоборот, при незначительном снижении выручки смогла добиться увеличения чистой прибыли на 5,9 % и, соответственно, роста рентабельности. Динамика финансовых результатов Вымпелкома имеет свою специфику: снижение выручки на 2,6 % сопровождалось значительным ростом чистой прибыли (с 14,8 до 32,6 млрд. руб.) и рентабельности.

В целом динамику финансовых результатов российских операторов мобильной связи можно оценить положительно. Экономические трудности в стране, снижение доходов населения не помешали им увеличить результаты своей деятельности, что можно объяснить особой структурой рынка.

Рынки с ограниченным количеством крупных участников по типу являются олигополистическими. Олигополия как модель рынка несовершенной конкуренции характеризуется следующими особенностями: выход на подобные рынки предполагает наличие у потенциального участника значительного первоначального капитала; ограниченное количество участников создаёт предпосылки для сговора; участники рынка, принимая хозяйственные решения, должны учитывать реакцию конкурентов; конкурентная борьба ведётся с использованием как ценовых, так и неценовых методов; для защиты своих рыночных позиций компании создают разного рода барьеры.

Поведение компаний на олигополистических рынках иногда сравнивают с поведением «могучих слонов», противостояние между которыми опасно не только для самих участников борьбы, но и для стабильности рынка в целом. Сговор по поводу раздела рынков сбыта, уровня цен типичен для олигополии. Антимонопольные службы выявляют такие картельные соглашения и наказывают его участников. Так, в январе 2016 г. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) Федеральная антимонопольная служба РФ возбудила дело в отношении ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные Телесистемы» (МТС) и ПАО «Вымпелком» за введение поклиентского учета sms-трафика для sms-агрегаторов. Действия операторов, по мнению службы, привели к повышению тарифов для конечных заказчиков рассылок. Приведённый пример не является единичным. Операторов мобильной связи подозревали в сговоре при установлении тарифов на услуги роуминга.

На характер конкурентных отношений на данном рынке оказывает влияние специфика услуги мобильной связи, которая по своим свойствам относится к однородному товару, т. е. для потребителя нет большой разницы, какой оператор предоставляет ему эту услугу. Степень однородности услуги мобильной связи как товара повысилась после отмены в 2014 г., так называемого «мобильного рабства», т. е. необходимости смены номера при переходе к другому оператору. Рынки однородных товаров отличаются высоким накалом ценовой конкуренции, которая в условиях олигополии перерастает в ценовую войну, в которой, как известно, не может быть победителей.

Ценовые войны создали рынок услуг мобильной связи — считают некоторые эксперты, т. к. снижение тарифов на услуги приводило к увеличению спроса. На современном этапе развития рынка ценовые войны используются федеральными компаниями для вытеснения с рынка региональных операторов.

Умение эффективно вести конкурентную борьбу ценовыми методами принесло успех шведской компании Теле2. Начав работу на российском рынке в 2003 году с запуска сети GSM в нескольких регионах, Tele2 Россия прошла путь от небольшого регионального оператора до игрока федерального уровня.

В России Tele2 строила бизнес по уникальной для телекоммуникационного рынка модели: качественные услуги по низким ценам. Политика более низких тарифов достигалась, прежде всего, за счёт экономии на постоянных и операционных затратах. Осуществлялся жесткий контроль затрат, проводилась суровая тендерная политика. В компании существовало всего два простых тарифных плана, в которых потребителю было легко разбираться. Стратегия «дискаунтера» принесла компании десятки миллионов пользователей и вывела в число федеральных операторов на практически сложившемся рынке.

Компании «большой тройки» в этот период перешли к активной реализации стратегии дифференциации, предлагая различные тарифные планы и пакеты услуг, в которые, помимо телефонной связи, включались выход в интернет, передача «смс» и «ммс» сообщений. Теле 2 не могла конкурировать с «большой тройкой» в дифференциации услуг, т. к. не имела лицензии на право работать в формате 3G и 4G, что не позволяло предоставлять клиентам услугу выхода в интернет. Административные барьеры, характерные для высококонцентрированных рынков, компании не удалось преодолеть. Несмотря на то, что для шведской компании «Tele2», Россия была основным рынком, обеспечивавшим более 50 % всех абонентов и почти 35 % EBITDA, шведы продали компанию в марте 2013 г. сначала ВТБ, а затем она была выкуплена государственной компанией Ростелеком.

В настоящее время произошло объединение активов Теле2 и компании Ростелеком, в конце 2014 г. появился четвёртый федеральный оператор мобильной связи Т2 РТК Холдинг. В августе 2015 г. была закрыта сделка по созданию нового федерального оператора, а уже через три месяца запущены первые сети 3G и 4G в пяти регионах.

История компании Теле2 показала, что выход на рынок олигополистической структуры не гарантирует новому участнику успеха, для победы в жёсткой конкурентной борьбе на подобных рынках нужно быть готовым к смене своей стратегии. По результатам деятельности компании «Т2 РТК Холдинг» в 2014 г показатель средней стоимости минуты разговора (APPM) впервые оказался выше, чем у МТС, одного из операторов «большой тройки», что подтверждает сомнения некоторых аналитиков относительно сохранения Теле 2 позиции дискаунтера на рынке.

Литература:

  1. Бороздина Н. А. Тенденции развития российского рынка услуг мобильной связи //Экономические науки, № 39–1, 10.12.2015.
  2. Леонтьев А.Мобильный интернет не пошел: ряд наблюдений за цифрами отчетов сотовых операторов// http://nag.ru/articles
  3. http://www.content-review.com — Ежедневный онлайн-журнал
  4. http://corp.megafon.ru — сайт ПАО Мегафон
  5. http://www.acm-consulting.com/ — сайт консалтингового агенства AC&Mconsulting
  6. /mobile-review.com/new — сайт, посвящённый мобильным устройствам и технологиям
  7. http://fas.gov.ru/activity/tariffregulation/spheres/uslugi-svyazi.html — сайт ФАС РФ
  8. http://www.mtsgsm.com/resources/reports/ — финансовый отчёт за 2015 г. МТС
  9. http://corp.megafon.ru/ai/document/8644/file/MFON_Q4_2015_Final.xlsx — годовой отчёт Мегафона
  10. http://static.beeline.ru/upload/images/Financial %20statements_RAS_PJSC %20VC_2015.pdf — годовой отчёт Вымпелкома
Основные термины (генерируются автоматически): мобильная связь, Россия, рынок, компания, конкурентная борьба, оператор, APPM, Федеральная антимонопольная служба, федеральный оператор, шведская компания.


Ключевые слова

конкуренция, олигополия, концентрация рынка., концентрация рынка

Похожие статьи

Стратегия развития региональной компании сотовой связи...

Постоянная конкурентная борьба между операторами сотовой связи, работающими в одном регионе

Основные термины (генерируются автоматически): сотовая связь, Свердловская область, Россия, абонентская база, компания, снижение тарифов, оператор, мобильный...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

Существует достаточно острая борьба между компаниями. С развитием технологий связи конкуренция между операторами

Также компания предоставляет голосовые услуги по ценам выше, чем у конкурентов, что снижает ее привлекательность для новых абонентов.

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Ведущие операторы рынка связи, предоставляющие мобильные услуги, признают, что одним из основных драйверов роста мобильного рынка России становится мобильный Интернет. Продолжается стремительный рост проникновения мобильных устройств...

Структура отраслевого рынка как фактор формирования...

конкурентная стратегия, мобильная связь, стратегия, компания, рынок, GSM, стратегическое управление, принцип выбора, SMS, эффективная конкурентная стратегия.

Характеристика преступлений мошеннического характера...

Так Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оштрафовала мобильных операторов (МТС, Билайн, Мегафон) в совокупности на 38,1 миллиона рублей из-за завышенных тарифов на роуминг [9].

Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение

услуга, потребитель, мобильная связь, оператор, современное общество, сотовая связь, телекоммуникационный рынок, цифровой формат, предоставляемая услуга, компания.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий на...

Акционерная компания «Узбектелеком» крупнейший оператор телекоммуникаций

Основные термины (генерируются автоматически): TPS, GSM, повышение конкурентоспособности, услуга, компания, голосовая связь, конкурентная борьба, EVO, CDMA, GPON.

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России | Статья в журнале...

Ведущие компании рынка доставки разнообразных грузов и документов делают упор на создание расширенной сети собственных филиалов в

Конкурентная среда и повышение требовательности клиентов будут стимулировать перевозчиков к оптимизации своих...

Похожие статьи

Стратегия развития региональной компании сотовой связи...

Постоянная конкурентная борьба между операторами сотовой связи, работающими в одном регионе

Основные термины (генерируются автоматически): сотовая связь, Свердловская область, Россия, абонентская база, компания, снижение тарифов, оператор, мобильный...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

Существует достаточно острая борьба между компаниями. С развитием технологий связи конкуренция между операторами

Также компания предоставляет голосовые услуги по ценам выше, чем у конкурентов, что снижает ее привлекательность для новых абонентов.

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Ведущие операторы рынка связи, предоставляющие мобильные услуги, признают, что одним из основных драйверов роста мобильного рынка России становится мобильный Интернет. Продолжается стремительный рост проникновения мобильных устройств...

Структура отраслевого рынка как фактор формирования...

конкурентная стратегия, мобильная связь, стратегия, компания, рынок, GSM, стратегическое управление, принцип выбора, SMS, эффективная конкурентная стратегия.

Характеристика преступлений мошеннического характера...

Так Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оштрафовала мобильных операторов (МТС, Билайн, Мегафон) в совокупности на 38,1 миллиона рублей из-за завышенных тарифов на роуминг [9].

Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение

услуга, потребитель, мобильная связь, оператор, современное общество, сотовая связь, телекоммуникационный рынок, цифровой формат, предоставляемая услуга, компания.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий на...

Акционерная компания «Узбектелеком» крупнейший оператор телекоммуникаций

Основные термины (генерируются автоматически): TPS, GSM, повышение конкурентоспособности, услуга, компания, голосовая связь, конкурентная борьба, EVO, CDMA, GPON.

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России | Статья в журнале...

Ведущие компании рынка доставки разнообразных грузов и документов делают упор на создание расширенной сети собственных филиалов в

Конкурентная среда и повышение требовательности клиентов будут стимулировать перевозчиков к оптимизации своих...

Задать вопрос