Библиографическое описание:

Ускенбаева Р. К., Булегенов Д. А. Использование «Business Intelligence» для оптимизации бизнес процессов в сфере консалтинга // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 98-101.



В данной работе рассмотрены перспективы развития и применения «Business Intelligence» в сфере консалтинга. Проведен анализ существующих проблем при работе консалтинговых компаний с их клиентами…Рассмотрена роль «Business Intelligence» в повышении эффективности бизнес процессов в сфере предоставления консалтинговых услуг.

Ключевые слова: Business Intelligence, BI, анализ данных.

На сегодняшний день использование различных информационных систем становится неотъемлемой частью решения необходимых задач. Одним из сфер широкого применения информационных технологий является оптимизация бизнес процессов, где проводится постоянный поиск оптимальных решений, анализ статистических данных, автоматизация процессов, прогнозирование возможных рисков, и улучшение экономического состояния. Возникает постоянная необходимость в поиске таких инструментов. Изменение и совершенствование современного аппаратного и программного обеспечения наблюдается практически ежедневно, и благодаря технологическому прогрессу, появляются новые технологии и инструменты, созданные изменить текущую обстановку.

Актуальность. Одной из наиболее проблемных сфер является сбор и анализ данных. Данные нужно постоянно анализировать и сопоставлять, определять их происхождение, находить аномальные места при построении графиков и диаграмм. С каждым днем данных становится все больше и больше, что доставляет большие хлопоты аналитикам, так как они уже не могут уложиться в срок при составлении ежемесячного отчета, по которому руководители компании обычно обсуждают бизнес план и составляют стратегию развития. На текущий момент существует множество инструментов для анализа данных, но многие из них не предоставляют тех возможностей и преимуществ, которые предоставляют инструменты Business Intelligence, появившиеся совсем недавно.

Целью исследования является определение преимуществ и недостатков использования инструментов Business Intelligence.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− ознакомиться с Business Intelligence и его преимуществами;

− рассмотреть исторические аспекты развития Business Intelligence;

− проанализировать текущие методы, которыми пользуются при работе с данными;

− рассмотреть основные сложности при внедрении инструментов Business Intelligence.

Business Intelligence (BI) — это процесс анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями, а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации. Надо отметить, что большинство определений трактуют «Business Intelligence» как процесс, технологии, методы и средства извлечения и представления знаний [3]. Инструменты BI — это инструменты для перевода необработанной информации в осмысленную, удобную форму. Эти данные используются для бизнес-анализа. Технологии BI обрабатывают большие объемы неструктурированных данных, чтобы найти стратегические возможности для бизнеса. Термин “Business Intelligence” сперва использовался в научной сфере, но вскоре получил широкое применение и в корпоративном сегменте, благодаря своим результатам.

Инструменты BI решают очень широкий спектр задач [2]:

− поддержка развития бизнес-процессов и структурных изменений предприятия;

− моделирование бизнес-ситуаций в единой информационной среде;

− быстрое проведение оперативного анализа по нестандартным запросам;

− снижение рутинной нагрузки на сотрудников компании, путем автоматизации их работы;

− устойчивая работа при увеличении объема обрабатываемой информации, возможность масштабирования.

По части стратегического развития предприятия или компании инструменты BI обеспечивают [2]:

− оценку эффективности различных направлений бизнеса;

− бизнес планирование, путем достижения поставленных целей;

− анализ эффективного использования финансовых ресурсов;

− прогнозирование и оценка эффективности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;

− бизнес-моделирование и оценку инвестиционных проектов;

− управление финансами, планирование затратами, планирование требуемых будущих вложений.

В основе концепции BI лежит идея анализа и обработка данных с целью получения знаний о данных (мета данные), которые можно будет использовать в прогнозировании и принятии решений.

Согласно исследованиям, проведенным компанией The OLAP Report, безусловным лидером мирового рынка BI в 2006 году стала компания Microsoft — доля ее систем на рынке составляла 31,6 %. За ней следовала Hyperion (18,9 %) и Cognos (12,9 %.) Замыкали пятерку лидеров Business Objects и MicroStrategy (по 7,3 % у каждого). SAP в 2006 году сумел завоевать только 5,8 % рынка [1]. Как показывает опыт успешных зарубежных компаний, эффективным решением вышеописанных проблем является использование инструментов BI, таких как «Customer Relationship Management».

Использование инструментов BI ведет к положительным результатам, но до сих пор есть компании, которые ведут учет и историю клиентов с помощью Excel таблиц, накапливают данные в своих Базах Данных и пытаются проанализировать все это с помощью человеческих ресурсов.

Объектом исследования этой статьи хотелось бы рассмотреть внедрение инструментов BI в компании, занимающиеся предоставлением консалтинговых услуг.

Консалтинговые компании — это компании, которые занимаются предоставлением разного вида услуг своим клиентам. Как и многие другие компании в целях выживания на рынке они пытаются привлечь новых клиентов, чтобы продать им свои услуги, не потерять текущих клиентов, а также поспособствовать к дополнительным продажам.

Основные проблемы, с которыми часто сталкиваются консалтинговые компании это:

− поиск истории работы с клиентом (договора, сделки) является затруднительным процессом. Эта информация необходима для получения списка лояльных клиентов;

− смена менеджеров, закрепленных за клиентами. При закреплении нового менеджера за клиентом необходимо проинформировать его о текущем положении дел и рассказать о проделанной работе с клиентом;

− прогнозирование неправильных возможных результатов, что приведет к большим ожиданиям и чрезмерным затратам.

Решением всех этих проблем в компании занимаются маркетологи и аналитики. Их основной целью является получение прибыли для компании, при минимальных затратах. Чтобы добиться этой цели, им необходимо изучить всю сферу деятельности компании, ее продукты, ее сильные стороны, а также ее историю. Нужно понять почему клиенты готовы довериться именно этой компании, а также установить последовательность совершенных действий с клиентом, после чего была осуществлена успешная сделка. Чтобы заполучить эти данные необходимо просканировать архивы компании, просмотреть множество документов, договоров, проанализировать проделанную работу для каждого клиента, поговорить с каждым менеджером, которые обслуживают клиентов компании.

Основными барьерами при сборе этой информации может послужить следующее:

− информации о клиентах очень много или она разрозненная, и из-за этого становится трудно изучить и проанализировать их в определенные сроки. Необходимо изучить дело каждого клиента, чтобы получить среднестатистические данные (Пример: период пика притока клиентов);

− информация утеряна или является неполной;

− трата большого количества времени на разговоры с менеджерами.

При внедрении и использовании инструментов BI, всех проблем, связанных с отчетность и процессом работы в компании, в последующем можно будет избежать. При правильном подходе и заполнении информации о клиентах, можно будет получить полную и прозрачную картину, происходящего в компании. Так в режиме онлайн можно будет быстро сгенерировать отчет о текущих процессах в компании, получить полную информацию о клиенте, начиная с первого звонка и отправкой коммерческого предложения, избежать неудачных моментов при работе с новыми клиентами, предугадать, что клиент может отказаться от продления текущей сделки т. к. была оказана некачественная работа. Открываются новые возможности в использовании накопленных данных для улучшения будущих экономических показателей.

На первом этапе внедрения инструментов BI появляется множество проблем. Самой основной проблемой при внедрении является сложность получения актуальных, достоверных и непротиворечивых данных из транзакционных систем нижнего уровня (бухгалтерского 1C, ERP, CRM). В основном такие системы существенно различаются бизнес-логикой, в результате появляются противоречия в данных, относящихся к одним и тем же предметным областям [4]. Чтобы решить эту проблему приходится создавать второстепенные интерфейсы для ввода данных, дорабатывать информационные системы или инициировать затратные перестройки бизнес процессов компании. Еще одной проблемой при использовании инструментов BI является проверка качества данных. Существует много инструментов, но они не используются. Зачастую, такие вопросы решаются путем создания промежуточных отчетов и проверки на уровне трансформации данных. Все это обычно лежит на службе сопровождения и поддержке. Еще одной проблемой является человеческий фактор. Специалисты в области информационных технологий отмечают, что сталкиваются с сопротивлением менеджеров, которые занимаются составлением отчетов. Во-первых, они оказываются не готовы к вопросам руководства, во-вторых, их значимость в компании резко падает.

Научная новизна работы состоит в использовании и применении новых инструментов при работе с данными и их изучением.

Результаты. Основным результатом после внедрения инструментов Business Intelligence должен быть рост экономических показателей в компании, а также автоматизация и оптимизация процессов внутри компании.

Заключение. Business Intelligence — это не только будущее, во многом это уже и настоящее и лучший вариант при выборе инструментальных средств для анализа больших данных.

Литература:

1. Михаил Северов. Ключевые игроки рынка BI: круг сжимается. // CNEWS. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cnews.ru/articles/klyuchevye_igroki_rynka_bi_krug_szhimaetsya (дата доступа 26.12.2007).

2. Илья Небесный. Business Intelligence — модная тема или реальный источник конкурентного преимущества? // ИТ-Портал компании «Инфосистемы Джет». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.jetinfo.ru/stati/business-intelligence-modnaya-tema-ili-realnyj-istochnik-konkurentnogo-preimuschestva (дата доступа март 2012 г).

3. Валерий Артемьев. Что такое Business Intelligence? // Издательство «Открытые системы». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.osp.ru/os/2003/04/182900/ (дата доступа 2003).

4. СергейЕрмак. BI or not to be. // Эксперт Online. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://expert.ru/ural/2012/08/bi-or-not-to-be/ (дата доступа 27.02.2012).

5. Patric LeBlanc, Jessica M. Moss, Dejan Sarka, Dustin Ryan. Applied Microsoft Business Intelligence. М: WILEY, 2015. — 432 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle