Библиографическое описание:

Рахимова М. И. Оптимальные системы занятий иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 24-26.



В данной статье идет речь о оптимальных систем занятий иностранного языка и ее процессы обучения.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, эффективность обучения, дидактические особенности, взаимодействия, организация занятий, параметры оценок

Эффективность всего процесса обучения иностранным языкам, в конечном счете, зависит от качества работы преподавателей, которая протекает в рамках определенных организационных форм обучения. Все виды учебной деятельности вместе формами ее организации обобщенно называют учебным процессом, для характеристики которого принято пользоваться понятиями. С методической точки зрения учебная деятельность характеризуется по входящим в нее занятиям. В этом смысле можно говорить о дидактических требованиях к предмету иностранного языка.

Наряду с этим при исследовании учебной деятельности в научной методике в соответствии с общим представлением об предмете рассматриваются конкретизированные формы деятельности обучения — практические занятия. Цель такого рассмотрения двоякая. С одной стороны, в результате изучения всего множества наблюдаемых занятий создается обобщенное представление об имеющиеся практике обучения. С другой — эта действительность обучения осмысливается на уровне научного отображения в предмете данной педагогической дисциплины. Такое представление необходимо для того, чтобы в рамках принятой концепции выявить соответствующие системы занятий определенной методической системе. Анализу подвергаются как отдельные компоненты, так и вся система в целом.

В центре обсуждения оказывается вопрос о выборе основания для построения наилучшей системы, что, в свою очередь, связано с определением необходимых и достаточных данных для научно — методического обоснования такого рода системы. Как правило, в подобном случае делают предположение о необходимости различных изменений в обосновании, с тем чтобы в дальнейшем вести улучшения в действующую систему, наметить пути совершенствования системы занятий, получить более высокие результаты в учебной деятельности.

Проблема повышения эффективности занятий с точки зрения научной методики, заключается в том чтобы избирать необходимое научно достоверное основание для такой системы, которая в первых отвечала бы общедидактическому представлению об обучении и, во — вторых, была бы построена в соответствии с методическими принципами, характеризующими конкретную учебную деятельность — обучение иноязычной речи.

Из изложенного видно, что при отображении в научной методике всей совокупности конкретных занятий выполняется ряд научно — исследовательских процедур обобщения, абстрагирования, моделирования — обобщенное представление о практике обучения, полученное на уровне научного отображения, фиксируется в форме модели. В результате формируется представление о типовых занятиях как формах реализации деятельности обучения иностранному языку, т. е. исследуется отображаемая система, а не единичные занятия, не отдельные действия преподавателя или студента.

Перейдем к рассмотрению системы занятий по иностранному языку в научно теоретическом плане, абстрагируясь пока на конкретного учебного материала, от условий проведения занятий с целью модельного описания данной системы.

Как известно, может быть построена на различных уровнях абстракции, с различными целями и выполнена различными средствами. Цель создания модели системы занятий в нашем случае состоит в том, чтобы выяснить характер взаимосвязи данной формы учебной деятельности со специфическим содержанием определенного учебного предмета, а также определить основное направление, в котором должен вестись поиск путей совершенствования, существующий учебной деятельности.

Главными понятиями, в которых описывается состав системы учебной иноязычной речевой деятельности, является: системность, учебные речевые действия, единицы речевой деятельности (циклы обучения).

В учебных занятиях по иностранному языку насчитывается много факторов. Каждое отдельно взятое занятие будет соответствовать общей учебной цели, только в том случае, если этой цели подчинена вся система занятий.

Общее представление об обучении иностранному языку как особой системе учебной деятельности — иноязычной речевой деятельности — может быть сформировано при помощи таких основных понятий, как речевые действия, циклы речевой деятельности, учебный речевой материал (виды иноязычной деятельности), учебные речевые упражнения. Ведущим элементом системы является учебное речевое действие. Учебные речевые действия не существуют изолированно, а объединяются в группы, циклы, представляющие собой единицы учебной речевой деятельности.

Составными частями системы учебных занятий по иностранному языку являются: типовые занятия, варианты занятий, виды занятий речевой деятельностью, методы, приемы, упражнения. Центральный элемент системы — типовое занятие. Система занятий направлена на решение учебных задач, совокупность которых составляет цель обучения данному предмету.

Представление о функционировании системы занятий по иностранному языку можно получить на уровне элементарного цикла, в котором рассматривается некоторое конечное число занятий (в предельном случае — два) по устной речи и чтению. Даже при ограниченном числе типовых занятий имеются достаточно разнообразные возможности сочетания вариантов занятий.

Можно выделить следующие факторы, оказывающие существенное влияние на построение рациональной системы занятий, на ее содержание и структуру:

  1. Зависимость и обусловленность содержания системы занятий от преобразования иноязычной речевой деятельности в учебную деятельность.
  2. Влияние состава и способа выполнения учебных речевых действий на структурную организацию системы занятий.

Конструирование оптимальной системы занятий в значительной степени зависит от того, как учитываются оба названных фактора. Рассмотрим в первом приближении действие второго из упомянутых факторов в одном из возможных проектов идеализированной системы занятий.

Примем на данную систему занятий, для какого — то определенного периода обучения. Требуется наметить наилучшую для данных условий структурную организацию этой системы. Вероятными параметрами оценки оптимальной структуры могут быть а) разнообразие типовых занятий; б) упорядоченность по последовательности занятий; в) чередование количества однотипных занятий; г) результативность каждого занятия по степени реализации учебного задания.

Организация предполагает взаимодействие двух сторон: управленческой и исполнительской; Управление реализуется деятельностью исполнительской стороны в организации педагогического процесса его деятельность студентами. При правильной организации занятий необходимо учитывать взаимодействие обучающей и обучаемой сторон, а значить, рассматривать деятельность под углом зрения обучающего и обучаемого, учитывать трудности и возможности студентов в овладении учебным материалом и решении учебных задач, мотивационный фактор, степень активности и самостоятельности учащихся в их учебной деятельности.

Таким образом, под организацией занятия понимается характер взаимодействия обучающего и обучаемых, который обусловливает развития самостоятельности и активности студентов в овладении и использовании средств иностранного языка в деятельности общения. Особую роль играет фактор самостоятельности в связи со спецификой предмета «иностранный язык» основной целью которого является обучения коммуникативной деятельности.

Литература:

  1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам /Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1991 456 с.
  2. Берман И. М. Методика обучения английскому языку. — М.: 1997. 23–45 с.
  3. Научнометодическая конференция «Лингвопсихологические проблемы обоснования методики преподавания иностранных языков в высшей школе» Тезисы докладов М.: 2001
  4. Комков И. Ф. Активный метод обучения иностранным языкам. — Минск.1999. с. 63–71.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle