Библиографическое описание:

Вавилин С. В. Криминогенное значение СМИ в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 964-967.



Ключевые слова: криминогенный фактор, криминология, средства массовой информации, СМИ, криминогенный фактор, общественное мнение.

Сегодня средства массовой информации основательно вошли в нашу жизнь и их влияние, как положительное так и негативное, более не вызывает сомнений. Многие учёные — специалисты в разных областях знаний подтверждают тот факт, что современные СМИ способны заметно влиять на все общество, его отдельные социальные группы и на личность, в частности. Особое влияние они имеют на одну из самых социально и психологически уязвимых групп любого человеческого общества- детей.

На территории СНГ необходимость защиты детей от влияния средств массовой информации, на наш взгляд, пока еще не осознана должным образом государством и обществом. Предполагаем, что это связано с тем, что в нашу жизнь многочисленные СМИ сравнительно недавно вошли в качестве источника разнообразной информации практически без какой-либо цензуры. Как известно, в прежние времена все телепередачи на экранах СССР не только подвергались обязательной цензуре, но и контролировались идеологическими государственными органами, следившими за тем, чтобы в СМИ не содержалось ненужной, на их взгляд, информации и было исключено любое их негативное влияние на общество. Эти органы хорошо понимали, что тот, кто владеет СМИ, тот владеет общественным мнением, а тот, кто владеет общественным мнением, тот владеет всем обществом. И сегодня этот факт не только никем не оспаривается, но и постоянно подтверждается.

В глубоких научных исследованиях Лассуэла Г. Д., Шиллера Г., Кара-Мурза С. Г., Дженнингза Б. и др. установлена способность средств массовой информации влиять на психологический климат в обществе, вызывать дискомфорт, повышенную агрессивность, тревожность, страхи и др. В особенности опасно такое влияние на молодых, психологически и социально неокрепших молодых людей.

Представители различных психологических школ сходятся во мнении, что подростковый возраст является особенным этапом становления личности человека. Однако многие из них выдвигали свои идеи относительно того, как формируется сознание человека. Так, З. Фрейд считал, что в процессе формирования личность проходит через 5 стадий психосексуального формирования — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную. К. Г. Юнг, напротив, не выделял каких-то конкретных стадий и был уверен, что развитие и становление личности происходит в течении всей его жизни и, соответственно, завершается лишь к смерти. Но нам более близки воззрения другого ученого — Э. Х. Эриксона. В своих работах он выработал нечто среднее между теориями Юнга и Фрейда. Он считал, что наша личность формируется в течении всей нашей жизни, но наиболее важные моменты, основы, зарождаются в детстве и подростковом возрасте.

Стадии личности он разделял следующим образом:

  1. Младенчество — первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. Эта стадия формирует доверие или недоверие в младенческом возрасте и главным источником этого доверия являются родители, в частности мать. Так как мать является первым человеком в жизни ребёнка, то её забота о потребностях ребёнка даёт ему ощущение доверия не только к ней, но и к внешнему миру, а также к себе. Укрепление этого доверия позволяет ребёнку в будущем нормально переносить стадии фрустрации, неизбежно возникающие у него на дальнейших стадиях развития.
  2. Раннее детство — приобретение чувства доверия подготавливает почву для достижения определённой самостоятельности и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период продолжается в течении второго и третьего года. В ходе развития и обучения ребёнка он начинает понимать, что родительский контроль бывает разным, учится его различать. В дальнейшем появляется чувство добровольности или упрямства ребёнка по отношению к контролю родителей.
  3. Возраст игры длится от 4 лет до поступления в школу. В этом возрасте ребёнок учится новым навыкам, ответственности за некоторые свои вещи, а также, смотря на взрослых, начинает формироваться представление о том, кем он будет. Он начинает действовать самостоятельно и в зависимости от поощрения или порицания его действий у него может развиваться как инициативность, так и вина за те или иные свои поступки, а вслед за ней- пассивность.
  4. Школьный возраст длится от 6 до 12 лет. Ребёнок постепенно осваивает культурные и социальные навыки в школе, развивается логическое мышление, появляется множество новых социальных связей. В этот период у ребёнка может развиться чувство неполноценности в зависимости от его месте в той социальной группе с которой он себя отождествляет, а также влияет то, как он прошёл предыдущие стадии развития личности.
  5. Юность по Эриксону приходится на возраст от 12–13 до 19–20 лет. Этот период характеризуется становлением личности, самоутверждением на основании всего предыдущего жизненного опыта. В это время человек может начаться внутренний конфликт в виде невозможности самоопределения или же наоборот уверенность в себе приведёт к согласию внутреннего и внешнего отношений.
  6. Шестой стадией является ранняя зрелость. Она длится от 20 до 25 лет и характеризуется периодом, когда человек начинает строить близкие отношения с другими людьми, в частности с противоположным полом или же в результате предыдущих негативных переживаний может наоборот замкнуться в себе.
  7. Средняя зрелость длится с 26 до 64 лет, т. е. основные годы жизни. Тут человеку предстоит выбор между продуктивностью, помощью обществу и заботе о будущих поколениях или же замкнутостью и стремлению к удовлетворению собственных желаний.
  8. Последняя стадия это поздняя зрелость. В ней человек смотрит на всё то, что он сделал в этой жизни и либо чувствует себя цельным и рад прожитым годам, либо недовольство своей жизнь выливается в отчаянье и переживаниями о несделанном. [1, c. 168–186]

Как мы видим, большая часть построения личности проходит в период от года до 25 лет. Это даёт нам право предположить, что именно в этом возрасте человек наиболее уязвим для влияния со стороны.

Итак, мы уже определили, что СМИ могут влиять на людей и внушать им определенные идеи или же, наоборот, пытаться искоренить какие-то мысли. В процессе формирования личности человека он находится под влиянием СМИ постоянно. Сначала это влияние опосредовано, через родителей, семью, на которые такое воздействие оказывается. Позже, когда ребёнок подрастет и начнёт уже сам осознавать себя как личность, он может начать прислушиваться и даже попытаться анализировать то, что говорят нам по телевидению и радио (ведь дети не читают газет). Следовательно, он тоже начинает получать те сообщения, которые посылают СМИ. В итоге мы имеем сначала косвенное влияние на ребёнка через влияние на родителей, а затем уже влияние непосредственно на формирующуюся личность.

Сегодня та информация, которая преподносится нам в СМИ, кино и телевидении, на страницах газет и журналов изобилует самыми разнообразными и изощренными проявлениями насилия и жестокости. В фильмах люди бьют и убивают друг друга, при том что самые кассовые фильмы у нас это боевики, блокбастеры, фильмы ужасов и триллеры. В новостях мы постоянно слышим о том, что где-то было совершено кровавое преступление, где-то идёт война и есть жертвы, а где-то случился теракт, а где-то несчастный случай. Газеты также не отстают в этой гонке за горячими новостями и без устали, смакуя подробности, рассказывают нам о том, что кто-то где-то кого-то убил, изнасиловал, обокрал, подставил, взял взятку или смошенничал.

Наше государство, на законодательном уровне, пытается защитить детей от всякой вредоносной информации, запрещая пропаганду того, что может повлиять на нравственное развитие детей [2], но объективная реальность и простые наблюдения за телеэфиром говорят об обратном. Отсутствие какой-то внешней цензуры позволяет телеканалам продвигать нужные им идеи и мнения и бонусом давать нам каждый день дозу насилия, безнравственности и попирания моральных ценностей общества. Специальные исследования, проводимые в США, показали, что если родители считают приемлемым просмотр в семье жестоких передач или шоу, то несомненно, что и ребёнок будет относиться к ним как к чему-то вполне нормальному.

Другими словами, постепенно бесконечный поток информации о насилии, жестокости, проявлениях агрессии начинает восприниматься ребёнком как привычная среда его обитания и дозволенная форма человеческих взаимоотношений. Если родители не запрещают ему смотреть эти мультики, где люди избивают или убивают друг друга, позволяют смотреть жестокие фильмы, в которых один «хороший» супер-герой убивает десятки и сотни других «плохих» людей, то подобные способы разрешения человеческих противоречий или достижения собственных целей воспринимаются вполне возможными. Такое отношение постепенно приводит к десенсибилизации, то есть к постепенному привыканию к жестокости на телеэкране и изменению внутреннего виденья мира под действием этого влияния.

Помимо фактора десенсибилизации, у детей были выявлены ещё несколько последствий просмотра телепередач с элементами насилия. К ним относятся:

− Дезингибиция — состояние при котором просмотры сцен насилия постепенно ослабляют в сознании ребёнка социальные санкции которые направлены на предотвращение такого поведения;

− Возбуждения — зрители, при просмотре телепередач, испытывают лёгкое возбуждение, которое, хотя практически незаметно, но свидетельствует об их реакции на просматриваемый контент;

− Катарсис — механизм позволяющий ребёнку высвобождать накопленный гнев посредством просмотра телепередач. Катарсис часто ставят в пример того, что СМИ с их программами, содержащими насилие, положительно влияют на людей, позволяя им держать агрессию в себе и давать ей выход посредством телепередач. Подобное суждение, однако, никакими серьезными исследованиями и аргументами не подтверждено и потому доверия не вызывает.

− Имитация — предполагается, что ребёнок видит на телеэкране главного героя, который бьёт злодеев и потом в реальной жизни может либо повторить эти насильственные действия в виде драки на улице или задирания других детей, либо начать подрожать ему без причинения вреда себе и другим. [3, c. 200–203]

Описанные выше последствия важны не только в плане социально-психологического исследования медианасилия, но и с точки зрения криминологии. Детское сознание, которое каждую неделю в течении нескольких лет будет подвергаться подобному воздействию масс-медиа, будет постепенно деформироваться. Детский ум не в состоянии разграничить реальную жизнь и настоящие человеческие отношения от поведения или взаимоотношений теле- или киногероев. Он воспринимает их поведение, как вполне допустимое и одобряемое, а значит дозволенное и в жизни. Можно предположить, что формирование подобных стереотипов имеет определенное криминогенное значение. Если человек не против избить другого «за правое дело», то, как знать, может быть в какой-то момент он не будет против ограбить или изнасиловать женщину в тёмном переулке, ведь «всё равно не поймают».

Литература:

  1. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. с. 168–186.
  2. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.)
  3. Б. Дженнингз, Т. Сузан «Основы воздействия СМИ» М.: Издательский дом «Вильямс», 2004 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle