Библиографическое описание:

Ховина Е. С. Роль рейтинговых агентств и эффективность их деятельности в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 921-924.



Данная статья посвящена важной проблеме «эффективности деятельности рейтинговых агентств». В статье подробно раскрывается понятие «рейтинг», рассматриваются наиболее влиятельные международные рейтинговые агентства, чьи оценки принимаются во внимание практически всеми субъектами экономики, а также выявлены недостатки эффективности применения международных рейтингов.

Ключевые слова: понятие рейтинг, рейтинговые агентства, эффективность применения рейтингов.

Рейтинги являются значимой информационной, аналитической составляющей в современных финансово-экономических взаимоотношениях, а также в формировании и осуществлении различных бизнес-процессов. Они играют ключевую роль при оценке уровня финансовой надежности партнеров. Исходя из этого, одним из основных принципов применения рейтингов, является то, что они могут дать полноценную оценку рисков.

Определение понятия рейтинг, в широком смысле, можно представить как субъективную оценку какого-либо явления по установленной шкале и включает в себя следующие характеристики:

− рейтинг — это продукт информационной экономики, представляющий технический инструмент для инвестора, маркетолога и предпринимателя;

− рейтинг — это инвестиционный продукт, который может быть использован при осуществлении той или иной бизнес-сделки;

− рейтинг — это инструмент, регулирующий функционирование финансово-экономических институтов многих стран [1].

Главными разработчиками рейтингов являются специализированные рейтинговые агентства. Наиболее значимыми среди них считается «Большая тройка»: Standard & Poor`s (S&P), Moody`s, FitchRatings. В Российской Федерации наиболее активно ведут свою деятельность Национальное Рейтинговое Агентство, «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА».

Агентства вырабатывают свою методологию и организацию определения и присвоения рейтингов. Они оказываю рейтинговые услуги в соответствии со следующими принципами (см. таблицу 1) [2].

Таблица 1

Принципы оказания рейтинговых услуг

Принципы

Описание принципа

Независимость

Рейтинг предполагает собой независимую оценку рейтинговой компании

Публичность аналитических подходов

Инвесторы обладают полным представлением об аналитических подходах рейтингового агентства. Все аспекты доступны на различных языках и опубликованы на официальных сайтах рейтинговых агентств

Коллегиальность

Процесс принятия решения исключает вероятность манипуляции мнением аналитиков, ответственных за анализ эмитента

Конфиденциальность информации

Эмитенту гарантируют неразглашение переданной аналитикам агентства конфиденциальной информации и придание огласке рейтинга только с согласия эмитента

Использование рейтинговых шкал

Шкала позволяет сравнивать эмитентов разной экономической породы

Постоянные исследования вероятности дефолта

Проводится на основе широкой статистической выборки по всем рейтинговым категориям для контроля качества рейтингового мнения

Рейтинговые агентства предпринимают все необходимые мероприятия с целью увеличения степени доверия к ним за счет результатов детального анализа собственных методологий и рейтингового подхода.

Однако, из-за применения общих для всех стран стандартов, международные рейтинговые агентства обладают рядом значительных нареканий и недочетов.

В частности данная проблема увеличилась в ходе последнего мирового финансово-экономического кризиса. В работе международных рейтинговых агентств были замечены существенные ошибки, связанные с применением методик составления рейтинговых оценок. Яркими примерами провалов в деятельности рейтинговых агентств является, в первую очередь, присвоение агентством S&P банку LehmanBrothers рейтинга А всего лишь за месяц до его банкротства.

Отметим, что рейтинговое агентство не несет юридической ответственности за свои оценки. Всячески подчеркивается, что рейтинги являются мнением агентства и не являются рекомендацией покупать или продавать тот или иной инструмент, те или иные обязательства эмитента [3].

Защищаясь, представители рейтинговых агентств утверждают, что они владеют фундаментальными аналитическими знаниями, необходимыми для соответственной оценки кредитоспособности заемщика.

Еще одной не маловажной проблемой деятельности рейтинговых агентств, является то, что для получения рейтинга им платят компании, которые запрашивают этот рейтинг. Ведь главным источником финансирования рейтинговых агентств являются сами эмитенты, которые оплачивают сам факт внесения их в рейтинг. Они вносят годовую оплату за получение оценки собственных возможностей относительно выплат согласно долговым обязательствам, а также могут получить консультацию по улучшению имеющихся в этот период времени кредитных рейтингов.

Таким образом, в работе рейтинговых агентств заинтересованы эмитенты и инвесторы. Эмитенты заинтересованы в получении более высокого положения в рейтингах, с целью привлечения наиболее выгодных инвесторов. А инвесторы, в свою очередь, заинтересованы в правдивости присвоения той или иной оценки.

Можно допустить то, что между эмитентом и рейтинговыми агентствами существуют «негласные» контракты. Подобная бизнес-модель стремительно критикуется, однако на данный момент существенной замены не имеется. Поэтому рейтинговые агентства продолжают исполнять свою деятельность в международной экономики из-за того, что доказать недочеты в их работе невозможно, а заменить на данный момент некому.

Главным условием, гарантирующим правдивость рейтинговой оценки, является рыночная репутация самого агентства и степень доверия к нему, что побуждает рейтинговые агентства к объективности.

Среди аргументов против международных рейтингов очевидной становиться дискриминация участников рейтингов по политическим соображениям. При этом при выборе перечня показателей осуществляется ориентация либо на группы наиболее развитых стран, либо на небольшое количество стран, в которых базируются основные глобальные компании. В совокупности эти рейтинги достаточно противоречивы [4].

Общеизвестно, что одним из факторов негативных явлений в экономике Российской Федерации считается неблагоприятный деловой климат. В международных рейтингах Россия постоянно занимает низкие места.

26 января 2015 года одно из трех американских рейтинговых агентств — Standard & Poor's — понизило кредитный рейтинг России до спекулятивного «ВВ+». Остальные два агентства — Fitch и Moody's — пока сохраняют для России инвестиционный уровень. Многие по этому поводу расстроились. Если и еще одно из трех этих агентств опустит наш рейтинг, то велика вероятность, что многие иностранные кредиторы попросят нас раньше времени расплатиться по долгам [5].

Таким образом, в качестве мер по предупреждению аналогичных ситуаций рейтинговые агентства приняли меры о модернизации технологий, методов и способов оценки эмитентов, а также способствовали увеличению аналитической составляющей процесса по подготовке рейтинговой оценки.

Среди некоторых специалистов бытует мнение, что рейтинговые агентства — некая наикрупнейшая, неподвластная влиянию сила во всемирной экономической системе, и в связи с этим призывают увеличивать их регулирование с целью увеличения рыночной дисциплины.

В тоже время выдвигаются предложения и проводятся все необходимые шаги по ликвидации монополий крупных рейтинговых агентств. В силу отсутствия конкурентной борьбы рейтинговых агентств их оценки зачастую не совпадают с реальной экономикой, искажая ее значительные процессы, сопровождая тем самым дополнительные риски и неопределенности.

Общее возмущение некоторым действиям «Большой тройки», побуждение к большей объективности оценок, необходимость реформирования международной экономической системы, вынуждает многие государства формировать собственные рейтинговые агентства в дополнение к имеющимся.

Так, французский страховщик Coface с конца 2010 года позиционировал себя как первое рейтинговое агентство в Европе. При этом утверждает о том, что агентство будет функционировать по другой схеме: за рейтинги будут платить не только компании, но и пользователи. Но в результате стремления французского страховщика сформировать рейтинговое агентство не состоялось.

Тем не менее, в ЕС не отказались от создания системы собственных рейтинговых агентств и конкуренции с «Большой тройкой» американских агентств. В этой связи осуществляется консолидация, процесс сопоставимости рейтингов, вырабатываемых ЕС. С 2015 года рейтинговые агентства будут обязаны публиковать свои рейтинги через информационную систему европейской рейтинговой платформы, а после 2016 года планируется приступить непосредственно к подготовке создания европейского рейтингового фонда для оценки долгов [1].

Действующим и эффективным считается процедура развития рейтинговых агентств в Китае. В стране с 1994 года функционирует рейтинговое агентство Dagong, Global Kredit Rating, которое планирует быть неповторимым поставщиком абсолютно всех рейтингов для стран БРИКС.

Китайское агентство стремительно притягивает к совместной работе прочие мировые рейтинговые агентства. Оно заключило партнерские соглашения с фирмами государств БРИКС, Южной Кореи, Германии, Японии. В частности, в России заключило контракты с «РусРейтингом». Dagong позиционирует себя как формирующуюся всемирную мощь в области кредитных рейтингов и составляет неплохую конкуренцию «Большой тройке».

Мировой подход в формировании рейтинговых агентств, показывают и другие рейтинговые агентства, например агентства стран БРИКС.

В конце 2013 года было образовано глобальное агентство, учрежденное рейтинговыми агентствами из Португалии, Индии, Бразилии, Южной Африки и Малайзии.

Конкурентную борьбу на рынке рейтинговых оценок нужно только поощрять. Она будет содействовать большей ответственности рейтинговых агентств перед пользователями, и кроме того объективности и правдивости произведенных оценок.

Перед международным бизнес-сообществом возникает весьма важный вопрос — регулирование деятельности рейтинговых агентств. Совершенствование элементов оценки тех или иных явлений обязано являться прозрачным и предназначаться не только нуждам национальной экономики, но и мировой экономики в целом.

Каким бы способом ни формировалась корпоративная культура на западных рынках, кредитным рейтингам предназначено остаться единственным измерителем кредитных рисков и эффективным инструментом продвижения ценных бумаг и финансовых услуг.

Таким образом, демонополизация рынка рейтинговых услуг, формирование государственных национальных рейтинговых агентств, официальное принятие рейтингов и рейтинговых агентств как необходимы компонентов систем управления рисками и регулирования, деятельность самих рейтинговых агентств по предоставлению бизнес-сообществу объективной и независимой оценки рисков, несомненно, станут содействовать обеспечению устойчивого развития экономики, ее банковского и финансового секторов.

Литература:

  1. Авдокушин Е. Ф. Рейтингономика как инструмент финансовой экономики // Вопросы новой экономики. — 2014. — № 2. — С. 4–12.
  2. Артемова А. Н. Международная практика кредитного рейтинга и развитие рейтинговых услуг в России // Вестник Челябинского государственного университета. — 2004. — № 1. — С. 123–127.
  3. Карминский А. М. Кредитные рейтинги и их моделирование. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 304 с.
  4. Таран Я. Ю. Об эффективности применения международных рейтингов в оценке инвестиционной привлекательности России // Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации. — Барнаул: Алтайская академия экономики и права, 2015. — С. 64–67.
  5. Путин Может уничтожить НАТО одним телефонным звонком // URL: http://www.amic.ru/news/297135/ (дата обращения: 08.05.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle