Библиографическое описание:

Румянцева Ю. Е., Щербакова И. А. Проблемы финансирования малых инновационных предприятий в вузах // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 845-850.



Разработка инноваций тесно связана с научной деятельностью и встающими перед ней проблемами. Основными проводниками всех новшеств и технологий являются малые инновационные предприятия. В последнее время развивается тенденция создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Университеты, таким образом, становятся связующим звеном между наукой, бизнесом и инновациями. Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия — это получение финансирования, поиск инвесторов для осуществления инновационных проектов. В статье рассмотрены предпосылки возникновения малых инновационных предприятиях в ВУЗах, а также основные источники их финансирования.

Ключевые слова: инновации, малые инновационные предприятия

Первые попытки создания малых инновационных предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах — Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.

В 90-е годы всего в вузах было создано более 80 малых предприятий, в которых были заняты более 2 тыс. студентов и молодых специалистов. Однако правовые основы этого бизнеса зачастую были сомнительными: приходилось «выкручиваться», чтобы заработать и дать возможность молодежи заниматься свободным техническим творчеством, не нарушая при этом закон.

Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.

В связи с этим, пересмотреть запреты и ограничения на создание малых предприятий при вузах решил Дмитрий Медведев.

15 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», создающий правовую основу для инновационных предприятий, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях [4].

Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.

Необходимость нововведений вызвана тем, что большинство результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время создается за счет бюджетных средств государственными научными и образовательными организациями. Однако возможности самостоятельно внедрить в производство свои разработки у вузов и научных учреждений не было. Являясь бюджетными учреждениями, они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий без разрешения собственника, что являлось серьезным препятствием.

В результате изменений, которые закон вносит в некоторые нормативно-правовые акты, закрепляется право научных и образовательных бюджетных учреждений создавать хозяйственные общества без согласия собственника имущества. Взносом в уставные капиталы будут права на использование результатов собственных научных и технических разработок.

Доходы от созданных хозяйственных обществ могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений — на образование и науку.

Предприятия при вузах и научных учреждениях смогут получить статус малых и средних предприятий, что позволит им воспользоваться льготами при налогообложении.

Среди основных проблем инновационной деятельности предприятий можно выделить низкую коммерческую эффективность научных разработок, непрофессиональное управление инновационными проектами и процессами, постоянный поиск финансовых ресурсов, слабое обоснование реализуемых проектов и т.д.

Существенным фактором, затрудняющим создание малых инновационных предприятий, является незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать инновационные проекты.

В настоящее время существует большое количество финансовых инструментов, которые можно использовать в качестве источников финансирования малых инновационных предприятий. Рассмотрим эти источники.

Разновидность используемого источника зависит от стадии финансирования инновационного предприятия.

Стартовое финансирование является наиболее сложным этапом в финансировании малых и средних инновационных предприятий. Подавляющее большинство финансовых учреждений (как в Российской Федерации, так и за рубежом) вообще не предоставляет стартового финансирования. Стартовый же инновационный бизнес находится в максимально сложном положении, т. к. помимо стандартного набора рисков он обладает дополнительным комплексом рисков, связанных с инновациями.

Самое простое решение — на первом этапе обойтись собственными средствами учредителей. Однако в подавляющем большинстве случаев этих средств не хватает, поэтому параллельно приходится искать другие источники (таблица 1, [3]). Поэтому собственные средства следует инвестировать таким образом, чтобы повысить привлекательность предприятия для стороннего финансирования.

Таблица 1

Характеристика источников стартового финансирования

Государственные

Частные

Основные требования источника финансирования

- Достижение результатов в ограниченные сроки

- Максимальная доходность при контролируемом риске

- Коммерческая привлекательность разработки

Основные источники средств

- Федеральные бюджетные фонды

- Средства физических лиц

- Федеральные внебюджетные фонды

- Средства частных банков и кредитных организаций

- Соответствующие фонды на муниципальном и местном уровнях

- Средства инвестиционных компаний и фондов

- Иностранные государственные фонды

- Средства прочих частных юридических лиц

Общие условия

- Детальная маркетинговая проработка создаваемого продукта

- Скорейшее прохождение начальных этапов разработки и создание опытных образцов

- Доведение разработки до этапа заключения предварительных контрактов на поставку продукции с заказчиками

Условия для кредитования

— Приобретение таких активов, которые наряду с эффективным участием в деятельности компании могут служить предметом залога или возвратного лизинга

— Наличие устойчивых доходов от прочих видов деятельности, которые могут обеспечить возврат полученных средств

— Наличие гарантий и поручительств со стороны кредитоспособных лиц и организаций, заинтересованных в результатах деятельности инновационной компании

Для развития инновационного бизнеса могут быть привлечены следующие источники финансирования:

– государственное финансирование (субвенции, гранты, льготные кредиты);

– коммерческий кредит;

– целевые инвестиции, стратегическое партнерство;

– венчурные инвестиции.

Основные характеристики различных источников финансирования развития инновационного бизнеса представлены в таблице 2 [3].

Таблица 2

Характеристика различных источников финансирования развития инновационного бизнеса

Источники

Ограничения и требования

Преимущества

Недостатки

Государственное финансирование

(субвенции, гранты, льготные кредиты)

— Социальная значимость;

— соответствие определенным стандартам;

— целевое назначение финансирования.

— Осуществление в случае, когда невозможно получить финансирование из коммерческих источников;

— обычно требует выплаты меньшего объема средств в более продолжительный срок.

— Ограничения на использование (целевое назначение);

— трудность в получении;

— обычно небольшой объем финансирования.

Коммерческий кредит

— Наличие ликвидного залога;

— хорошая кредитная история компании;

— серьезные требования к прогнозному плану развития проекта.

— Гибкость в заимствовании и обслуживании займа;

— отсутствие оперативного контроля над использованием средств.

— Риск неплатежеспособности;

— высокие процентные ставки;

— требования к ликвидному залогу.

Целевые инвестиции, стратегическое партнерство

— Устойчивая позиция на рынке;

— квалифицированный и опытный менеджмент.

— Использование опыта инвестора по данному виду деятельности.

— Контроль над процессом принятия решений со стороны инвестора; трудности выхода для инвестора.

—Венчурные инвестиции

Компания должна демонстрировать:

— потенциальный рост;

— уникальность идеи;

— высокую квалификацию менеджеров.

— Осуществление в случае, когда нет никакого залога или гарантии;

— использование опыта венчурного инвестора (всестороннее).

— Долгий и сложный процесс получения финансирования;

— инвестор вправе контролировать текущий менеджмент;

— трудности выхода для инвестора.

Статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковское кредитование остается недоступным для малых предприятий из-за высоких ставок и небольшого времени кредитования относительно времени внедрения инновационных разработок.

Доступность кредитов резко повышается при помощи гарантийных фондов. Это специализированные организации, финансовые ресурсы которых используются не для целей непосредственного кредитования малых и средних инновационных предприятий, а для выдачи финансовых гарантий банкам. В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе.

Следует отметить также зарождающуюся систему финансирования инноваций бизнес-ангелами. Бизнес-ангелы — это состоятельные люди, инвестирующие собственные средства в частные компании на начальных стадиях развития, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога.

В декабре 2006 года было создано Национальное содружество бизнес-ангелов. Это некоммерческое партнерство объединяет частных инвесторов, готовых вкладывать собственные средства (как правило, до миллиона долларов) в инновационные компании ранних стадий развития. Они не только инвестируют в рискованные проекты, но и активно участвуют в их управлении [5]. Цель вложений — рост стоимости проинвестированной компании, получение прибыли на «выходе» по истечению оговоренного срока, когда бизнес-ангел продает свою долю акций на фондовом рынке другому инвестору или самим основателям компании за стоимость, значительно превышающую первоначальную. Этот срок обычно составляет 3–7 лет.

Большинство бизнес-ангелов — успешные предприниматели, имеющие значительный опыт развития собственного бизнеса. Меньшая часть — высокооплачиваемые специалисты в крупных компаниях, такие как топ-менеджеры, консультанты, адвокаты и т. д.

Бизнес-ангельское инвестирование — принципиально новый механизм, его также называют «умные деньги». Он обеспечивает долгосрочные вложения в инновационные компании ранней стадии без залогов и гарантий при высокой степени риска за счет глубокого и системного изучения и активного участия инвестора в проекте. Правда, не бесплатно. Как правило, стоимость участия ангела в проекте — доля в компании.

Интересы бизнес-ангелов охватывают различные виды деятельности. Примерно треть инвестируемых проектов основана на новых технологиях. Бизнес-ангелы могут совершать инвестиции от своего имени или через свои компании, что может быть связано с налогообложением или по другим причинам.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой, и значимых успехов на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов [3]. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. На западе эта функция все чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить ее своими силами — именно это становится основой венчурных подходов.

Венчурные инвестиции осуществляются посредством специально созданного рыночного механизма — венчурного комплекса. Венчурный фонд не вкладывает собственные средства в предприятия. Он является посредником между коллективными инвесторами и предпринимателями. Это одна из самых принципиальных особенностей этого типа инвестирования.

Рассматривая перспективы появления в Российской Федерации венчурных структур, необходимо в первую очередь проанализировать предпосылки развития здесь венчурного инвестирования.

Основными предпосылками возникновения и развития венчуров являются [2]:

– наличие инновационных разработок с высоким коммерческим потенциалом;

– наличие профессиональных менеджеров, способных выступить связующим звеном между капиталом и конкретным объектом его приложения;

– наличие капитала, который мог бы быть инвестирован в высокорисковые вложения;

– наличие достаточно развитого рынка ценных бумаг, позволяющего реализовать финансовые технологии выхода из инвестиций;

– высокая емкость и платежеспособность потребительских рынков продукции компаний с венчурным капиталом.

Необходимыми и достаточными являются первые три условия. Без наличия хотя бы одного из них существование венчурного бизнеса было бы невозможно. Все остальные факторы в значительной степени влияют на объем и динамику развития венчурного бизнеса, его технологию, но не на сам факт его существования.

Рассмотрим наличие первых трех основных условий применительно к Российской Федерации.

Итак, во-первых, необходимо наличие интересных бизнес-идей, технологических разработок. Российская Федерация обладает высоким научным и интеллектуальным потенциалом. Кроме того, во всех научных институтах российских регионов — и в академических, и в отраслевых — есть большой задел инновационных предложений. Есть они и у некоторых проектно-конструкторских организаций. Их результаты опубликованы, на многие получены патенты и авторские свидетельства, но применения пока не найдено.

Однако, для Российской Федерации очень актуальна проблема коммерциализации подобных разработок. Как правило, ученые создают продукт или технологию, но достаточно слабо представляют себе проблемы, связанные с запуском экономически эффективного производства. Кроме того, остро стоит вопрос с привлечением инвестиций. Даже те проекты, которые все-таки реализуются, не выходят на возможные и необходимые рабочие мощности.

Во-вторых, для формирования венчурного бизнеса в Российской Федерации необходимо наличие профессиональных менеджеров, которые были бы способны оценить перспективу развития того или иного направления и эффективно реализовать имеющуюся бизнес-идею. Достаточно сказать, что персонал большинства управляющих компаний зарубежных венчурных фондов, действующих на территории России, сформирован именно из наших специалистов, обладающих незаменимым российским опытом, знанием законодательства и традиций ведения бизнеса.

Наконец, в-третьих, нужен капитал, который мог бы быть инвестирован в высокорисковые проекты. Так как существует российский бизнес (в том числе и достаточно крупный), то, безусловно, существует и российский капитал.

Необходимо отметить, что эффективность венчурного инвестирования зависит от наличия доступного долговременного источника финансирования венчурного фонда. Традиционно источниками формирования фонда являются средства частных инвесторов (юридических и физических лиц), банков, страховых компаний, государственных и иностранных фондов и организаций.

На настоящий момент в РФ среди существующих примеров наиболее масштабным является ОАО «Российская Венчурная компания», государственная корпорация, институт развития Российской Федерации, созданный в 2007 году. Основные задачи этого государственного образованием следующие [7]:

– Поддержка элементов инновационной экосистемы РФ;

– Формирование комфортных условий для ведения инновационного бизнеса;

– Обеспечение поддержки венчурного предпринимательства.

По своей структуре ОАО «РВК» является фондом фондов, в рамках которого осуществляется распределение средств в 12 фондов, созданных при поддержке «РВК», где принимают участие также и другие инвесторы. Помимо этого, осуществляется множество проектов по созданию необходимой инновационно-венчурной инфраструктуры в регионах РФ и улучшению инвестиционного климата в рамках страны.

Что касается ограничений для развития в России венчурного бизнеса, то необходимо в первую очередь сказать о недостаточности нормативно-правовой базы, регламентирующей специфическую деятельность венчуров в Российской Федерации, а также неразвитости региональных рынков ценных бумаг. По причине несовершенства фондового рынка венчурным инвесторам недоступна стратегия выхода из профинансированных компаний через публичное размещение акций на фондовом рынке. При этом практически отсутствуют другие отработанные процедуры различных стратегий выхода венчурного капитала.

Как мы видим, набор возможных инструментов достаточно широк, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития малых инновационных предприятий в вузах являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а кредиты слишком короткими для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5–10 % от необходимых объемов.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается труднодоступным источником. Хотя в России существует крупная государственная венчурная компания, региональных венчурных фондов, имеющих государственную поддержку, нет не только в Хабаровском крае, но и во всем Дальневосточном федеральном округе.

Следует отметить также зарождающуюся систему финансирования инноваций бизнес-ангелами. Хотя в настоящее время в России создано несколько объединений частных инвесторов, объемы финансирования малых инновационных предприятий по этой схеме невелики.

Таким образом, государство и рынок, вузы и НИИ должны содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики, обеспечить проведение эффективной национальной промышленной политики, стимулировать инновационную активность малых производственных предприятий, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.

Литература:

  1. Агарков, С.А., Кузнецова, Е.С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. — М.: «Академия Естествознания», 2011. — 196 с.
  2. Гончарова, О. Ю. Венчурное финансирование малого инновационного предпринимательства в России: проблемы и перспективы // Креативная экономика. — 2009. — № 2 (26). — c. 103–107.
  3. Гребенюк, И.И., Голубцов, Н. В. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России. — М.: «Академия Естествознания», 2012. — 258 с.
  4. Михейкина, Л. А. Исследование нормативной базы создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5.
  5. Под крылом бизнес-ангела // Российская венчурная компания. URL: http://www.rusventure.ru/ru/press-service/massmedia/detail.php?ID=62
  6. Финансы: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. В. Ковалева.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 610 с.
  7. РВК: краткая информация о компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/company/brief/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle