Библиографическое описание:

Вишня А. С. Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1191-1194.



Становление и совершенствование современного образования не возможно без внедрения новых методов учебы и воспитания детей. Отбором, теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций, сегодня занимается педагогическая инновация, настраивая на творчество педагогов. С разнообразными проявлениями новизны в педагогической инновации тесно связанная проблема педагогического творчества.

Изобразительное искусство является особенной отраслью дошкольного образования, где сегодня внедряются нестандартные, инновационные подходы, индивидуальные поиски технологий художественного воплощения образов являются постоянным конструктивным элементом творческой деятельности педагога. Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений.

Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота — понятие человеческое. Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой технологии. Именно в искусстве прослеживаются два взаимосвязанных направления инновационных поисков: один по линии открытия нестандартных, доступных для детей выразительных средств создания образов в разных видах изобразительной деятельности, другой — поиски оригинальной методики работы над реализацией творческих замыслов детей.

Стоит отметить, что изобразительное искусство — универсальная форма выражения духовного мира человека, ее материальной культуры через призму творчества, задание которой для педагога, — ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить ее зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности [1, с.96].

В современной литературе детское творчество определяется как явление художественной культуры, а изучение особенностей ее проявлений и условий формирования — как важная проблема психолого-педагогической науки. Раскрывая роль творческой деятельности в воспитании, учебе и развитии ребенка, исследователи (Е.А,Флерина, Н. П. Сакулина, В. С. Мухина) в то же время отмечают, что между детским и профессиональным творчеством определенного соответствия не существует, хотя общественно педагогическая ценность ее очевидна.

В творческой деятельности ребенок открывает для себя что-то новое, обнаруживает свое понимание и отношение к окружающей действительности, что позволяет взрослым изучать внутренний мир. Такая оценка детского творчества дает основания говорить о правомерности распространения понятия “творчество” на деятельность детей, в то же время, ограничивая ее сроком “детская” и отмечая при этом условный характер его употребления. Одним из важных положений современной педагогики творчества есть утверждение мысли, что детское творчество — “всеобъемлющее приобретение”, условие существования ребенка в повседневной жизни (Л. С. Выготский), которая дает основание привлечь к творческой деятельности всех детей без специального отбора [2, с96].

Относительно объективной природы художественного творчества ребенка, то современная наука считает, что первобытной формой ее проявления является синкретическое творчество, то есть такая, в которой отдельные виды искусства еще не отделенные и неспециализированные. Этот факт указывает на общий корень, из которого выделились все виды детского искусства. Основы творческого процесса составляют образования из пережитых впечатлений новой действительности, которая отвечает потребностям самого ребенка, другими словами — “комбинирования старого в новом сочетании” (Л. С. Выготский). В связи с этим, уважает он, если мы хотим создать прочные основания для творческой деятельности ребенка, необходимо распространять ее опыт.

В определении условий формирования у детей творческой деятельности есть положение о социальном наследовании психических свойств и способностей, присвоения индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

По данным научных работников, психическая регуляция творческой деятельности осуществляется с помощью психических действий, свойственных человеку, которые не возникают естественным путем, а должны быть присвоены ребенком. Если отсутствует целеустремленная учеба, такое присвоение, может происходить стихийно. В связи с этим особенную значимость имеют исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, связанные с разработкой содержания, форм и методов передачи детям норм реалистичного изобразительного искусства, учебы их творческого воссоздания окружающей среды.

Успеваемости решения отмеченных заданий способствуют как объективные, так и субъективные, условия. Объективные условия заключаются в создании творческой атмосферы в группе дошкольного учебного заведения, которое находит свое выражение в доброжелательном и внимательном отношении одногодков и взрослых к творческим проявлениям ребенка; наличию материальной базы, которое дает возможность детям практически реализовать творческие задания в соответствии с их замыслом и тому подобное.

К субъективным условиям относят, прежде всего, психологическую готовность ребенка к творческому процессу, то есть сформированность системы психических процессов и образований, которые в своей совокупности обеспечивают ей возможность в большей или меньшей мере решать те задания, которые возникают на каждом этапе отмеченной деятельности. Учеба как целеустремленный, научно обоснованный и методически обеспеченный процесс, целью которого является формирование готовности ребенка к соответствующей деятельности, рассматривается как универсальное условие, что совмещает в себе объективные и субъективные условия. Основной формой организации учебного процесса является занятие со сложной структурой и регламентом, который зависит от возрастных особенностей детей. Кроме занятия, в случае необходимости решения тех или других творческих заданий используются целевые прогулки, экскурсии, занятия-беседы, из эстетического восприятия специально подобранных произведений изобразительного искусства, восприятия литературных и музыкальных произведений, кукольных, телевизионных представлений.

В ходе ознакомления детей с особенностями творческого поиска и воплощения замысла используются такие методы: исследовательский, направленный на формирование у ребенка способностей к изобразительной деятельности; метод усвоения слов-понятий, которые означают эталонные признаки как предметов и явлений, так и некоторые понятны детям средства действий, связанные с изобразительной деятельностью; демонстрация рациональных приемов выполнения поставленного изобразительного задания; устная инструкция; беседа; рассказ, который сопровождается соответствующим иллюстративным материалом, который помогает создать выразительный рисунок.

В отличие от учебного рисования, отмеченные методы предусматривают ознакомления детей со способами решения сугубо творческих заданий. В этом случае педагог настраивается на применение новых средств работы с детьми, продумывает соответственно интересные методы и приемы работы. Среди приемов учебы, направленных на создание эмоционального комфорта, активизацию внимания, важное место занимает совет воспитателя, который совмещает в себе как стимулирующее влияние на ребенка, так и определенные предложения, относительно возможностей нахождение рациональных способов выполнения того или другого творческого задания.

Особенность использования совета заключается в том, что она высказывается в доброжелательной и ненавязчивой форме желательно с использованием наглядности. Наиболее благоприятный возраст для начала систематического и последовательного ознакомления детей с особенностями творческого поиска 5-й год жизни.

Это предопределено тем, что на отмеченном этапе развития ребенка основные психические процессы и образования приобретают произвольный характер. Кроме того, овладение разнообразными видами рисования (предметным, сюжетным, декоративным) и предусмотренным у них программным учебным содержанием служит основанием для решения несложных творческих задач. Особенность творческих заданий, которые предлагаются детям на начальном этапе овладения отмеченной деятельностью, заключается в том, что подготовительный период относительно возникновения и реализации замысла еще не носит развернутый характер, им создают такую ситуацию, при которой возможность возникновения творческого замысла и определения способов его воплощения осуществляется благодаря опыту, накопленному в учебном процессе.

Образовательные технологии личностно развивающей педагогической модели направленные на развитие у ребенка способности формулировать идеи и радоваться, когда они реализованы. При таких условиях эта деятельность становится основой, на которой формируется позитивная «Я-концепция» ребенка. Эмоционально воспринимая окружающее, природу, ее явления, объекты, дети часто пытаются воспроизвести это все в рисунках. Чтобы их рисунки не были однотипными и маловыразительными, педагоги должны использовать в работе такие личностно развивающие технологии, которые предусматривают прямую связь между активным восприятием окружающей красоты и осмыслением детьми особенностей и выразительности художественных образов, воплощенных в разных видах живописи.

Выбор техники нетрадиционного рисования большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают многих эмоций поверх того, что они умели. Научные работники исследовали, если такие навыки умственной деятельности как язык, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования в большинстве, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют на низком уровне, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах.

Стоит отметить, что часто отдельные взрослые со страхом воспринимают предложение что-либо нарисовать. Причина такого явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться потому, что взрослые не умеют рисовать, а дети. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Однако важно помнить, что развлекательные техники могут быть лишь изюминками на фоне традиционных способов работы. Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение искренней работы.

Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, испытав при этом чувство захвата, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение”, изобразив свое отношение к действительности на листе бумаги [5, с.175].

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должна быть свободной, яркой и неповторимой. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычные и знакомые следы, которые оставляют карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кисточкой, но остается странным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и захватывают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И вовсе не страшно, если ваш маленький художник загрязнится, главное — чтобы он получал удовлетворение от выполненной работы. Определяющим является подбор тематики, содержания работ, техники исполнения. Содержание и техники выполнения работы также могут быть разными в зависимости от воплощения инновационных технологий ведения занятий по изобразительной деятельности. Стоит отметить, что техника рисования включает широкий круг вопросов: приобретение специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение, это непосредственный результат работы художника со специальными материалами и инструментами, способы их использования.

В процессе использования современных техник рисования у дошкольников формируется эмоциональная сфера; осуществляется умственное развитие (мышление, память, внимание, творчество, фантазия, язык); происходит моральное и эстетическое развитие личности; развивается глазомер, зрительное сосредоточение, мелкая моторика; воспитывается трудолюбие, опрятность, настойчивость. В понятие техники включается не только развитие глазомера и руки, их согласованная деятельность, но и особенное значение, предоставляется умелому, правильному изображению контура, формы, цвета предметов. Сюда включается техника создания линий, заштриховывая, заливки, наложения более усиленных тонов, определенная манера рисунка и письма, способ использования тех или других материалов (бумаги, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темпера и другая) в соотношении с их качествами и изобразительными свойствами [4, с.100].

Дети любят рисовать свечой, пальцами, ладошками, зубной щеткой, нитью, соломкой, с использованием кляксографии, на бумаге, линолеуме, асфальте, снеге, стекле. Развлекательные техники можно использовать в предметном, сюжетном и декоративном рисовании.

В противовес традиционности, не традиционность дает возможность отойти от стереотипов, предоставить ребенку максимальную свободу в его творении. Нетрадиционные техники достаточно простые в техническом плане, дети легко их усваивают и получают удовольствие от результатов. Они также дают детям уникальные возможности для экспериментирования, поисков образов, смелых воплощений, на бумаге необычных фантазий, впечатлений, мыслей [3, с207].

Внедряя современные техники рисования с детьми дошкольного возраста, педагогам необходимо формировать у воспитанников ключевые составляющие части жизненной компетентности: веру в собственные возможности; базовые качества личности; самостоятельность, наблюдательность, креативность; творческие способности; отсутствие негативных эмоций; сохранение психического здоровья детей. Современные требования к проведению занятий по изобразительной деятельности в дошкольных учебных заведениях предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: игровой, музыкальной, театрализованной, потому что педагог, заканчивая занятие, создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что творческое самовыражение детей дошкольного возраста через средства изобразительной деятельности — это целеустремленный высоко — результативный процесс творческого развития ребенка-дошкольника.

Успеваемость формирования творчества зависит от направленности подобранных воспитателем методов и приемов руководства творческой деятельностью детей. Стимулируя познавательную и оценивающую деятельность детей, побуждая к творческому поиску системой методов, демонстрированием рациональных способов воплощения замысла, непосредственным руководством и сотрудничеством, с детьми, воспитатель предоставляет этому процессу ту направленность, которая в конечном результате присущая творчеству.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введения в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — Новосибирск, 1986. — 254с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1997. — 96с.
  3. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. — М.: Просвещение, 1983. — 207с.
  4. Галкина О. И. Обучение рисованию в начальной школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.—100с.
  5. Горальски А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. — 1986. --№ 5. — С.175–176.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle