Библиографическое описание:

Чабан А. Р., Снопов И. А. Международная логистика Россия — Индия // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 932-934.



Международная логистика — это очень важный элемент экономических отношений между странами. Такие крупные государства как Россия и Индия не могут обойтись без взаимовыгодного партнерства в сфере торговли, логистики и грузоперевозок на международном уровне. Такая деятельность обязательно должна развиваться, модернизироваться и эволюционировать. Данное направление входит в исследовательскую тематику и планы научной школы кафедры логистики ГУУ [1,2] и эта работа выполнена в соответствии методами теории и практики проведения научных исследований [3,4], в том числе по международной и трансграничной логистике [5–7].

Ключевые слова: логистика, торговля, Россия, Индия, международная логистика, мультимодальные перевозки, грузоперевозки, авиаперевозки, автомобильные грузоперевозки, железнодорожные перевозки, транспортный коридор, международные отношения, партнерство

Ни для кого не секрет, что из-за давления западных стран Россия пытается развивать торговлю, экономические отношения со своими надежными партнерами. В этой работе мы осветим взаимоотношения нашей страны с Индией, взяв за основу становление и развитие логистики между двумя странами. Это очень актуальная тема на сегодняшний день, поскольку Россия и Индия являются стратегическими партнерами в разных сферах бизнеса и готовы продолжать и укреплять сотрудничество. И, конечно же, для расширения партнерства в торговле, военно-технической сфере нужно, в первую очередь, налаживать и развивать бизнес — логистику.

Для начала, рассмотрим статистические данные сотрудничества двух стран. На сегодняшний день Индия находится на восемнадцатом месте среди торговых партнеров РФ, занимая семнадцатое место по объему экспорта и двадцать четвертое место по объему импорта. Таможенный органы приводят статистику 2015 года, в которой говорится о возрастании объемов торговли на 14,4 % по сравнению с прошлым годом и составляют 8535 миллионов $ США. Российский импорт оценивается в сумму 2145 миллионов$ США. Эти цифры говорят о том, что внешняя торговля между странами развивается в правильном направлении. Для сравнения, можно сказать, что финансовый кризис 2008 года привел к спаду доли России в индийской внешней торговли. На РФ приходился всего 1 % индийского экспорта и 3,6 % импорта.

Основные товары, которые Индия закупает у РФ являются: летательные аппараты, алмазы, суда, удобрения, электрические машины. В свою же очередь, Индия поставляет в нашу страну такие товары, как: фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особую позицию тут занимает чай, так же табак, одежду и трикотажные изделия. Отдельно хочется сказать про военно-техническое сотрудничество. По данным 2014 года на Индию пришлось 35,6 % военного экспорта России. Это составляет примерно 4,7 миллиарда долларов США [8].

Большинству людей, конечно же, известен потенциал России в сфере логистических услуг. Его можно оценить, как относительно высокий. Хотелось бы больше внимания уделить возможностям Индии в этом сегменте, поскольку скорее всего, мало кто знает потенциал и возможности этой страны. По общей оценке, Индия не может себя позиционировать как страна с сильной логистической структурой. Можно сказать, что страна только в последние годы делает успехи в экономическом плане, что дает возможность успешно развивать логистику в стране. Одной из главных проблем, с которой сталкивается Индия является географическая, а именно ограничение на севере Гималайскими горами. Из этого следует, что при создание транспортной структуры в этом районе, страна сталкивается с большими трудностями и дорогостоящими проектами. Преимуществом является юг страны, где сосредоточены все основные порты государства для перевозки грузов морским видом транспорта. Что касается населения, то оно действительно второе по величине в мире, но оно расположено так неравномерно, что это создает еще одну проблему для поставщиков логистических услуг [9].

Для развития логистической структуры Индии необходимо заниматься расширением автомобильных и железных дорог, и, конечно же, модернизацией портов и аэропортов. Логистическая инфраструктура сейчас одно из важнейших направления для страны, потому что на сегодняшний день транспортные мощности достигли своих пределов. Более того, все это влияет на затраты, которые становятся очень высокими и компаниям просто не выгодно работать в стране. И не для кого не секрет, что многие компании на территории Индии работают в убыток, их спасает только то, что венчурные капиталисты готовы вкладываться в убыточные проекты. Но это, естественно, не может происходить вечно, если не будет позитивных изменений. Если подводить небольшой итог, то можно сказать, что Индия остается развивающиеся страной в данном сегменте. Например, она почти не имеет мультимодальных перевозок, которые очень эффективны в сотрудничестве с Россией из-за географического расположения двух стран [10].

Теперь уже стоить поговорить непосредственно о схемах и особенностях доставки грузов из Индии в Россию и обратно. Как уже было сказано ранее, мультимодальный вид перевозки товаров является самым популярным между этими странами. В зависимости от объемов товара это могут быть как сборные грузы, так и судовые партии. Морской транспорт является основным видом транспорта для перевозок, из-за хорошо развитой инфраструктурой. Наиболее крупные порты Индии — Дели, Бомбей, Калькутта, Мадрас, Чиннай. С помощью эти портов возможна транспортировка грузов на восток России, а именно в такие города, как: Владивосток, Находка, Восточный. Что касается сроков доставки, то доставка во Владивосток займет от 18 до 22 дней. Конечно, не для кого ни секрет, что морской транспорт является самым дешевым, но транспортировка груза будет не самая быстрая. В крайних случаях прибегают к авиаперевозкам, но они не характерны для тех видов товаров, которые поставляют друг другу эти государства.

Из-за плохо качества железных дорог в Индии, заказчики из России, в своем большинстве, предпочитают использовать морские перевозки для поставки груза в России, а потом уже развозить из по стране с помощью железнодорожного сообщения. Это дало старт для создания логистических компаний во Владивостоке, которые распределяют грузы по регионам и формируют составы по конкретно заданным областям России. Конечно, этот способ доставки грузов нельзя назвать самым быстрым, но на сегодняшний день это самая эффективная и отработанная схема по перевозки грузов [11].

Российско-индийское экономическое сотрудничество нельзя представить без больших и перспективных проектов. Таким проектом является создание коридора «Север — Юг», о котором хочется рассказать поподробнее. В 1999 году группа индийских, иранских и российских транспортных компаний подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия. В сентябре 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг» между Индией, Ираном и Россией. Федеральный закон о ратификации Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг» принят Государственной Думой и Советом Федерации в феврале 2002 года. Позже к соглашению присоединились Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Болгария (в статусе наблюдателя), Оман, Таджикистан, Турция, Украина.

Общая протяженность коридора от индийского порта Мумбаи до Санкт-Петербурга составляет 7200 км. Как показал опыт использования этого маршрута, он дает реальное — почти двукратное сокращение сроков перевозок товаров и уменьшение их стоимости по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал и Средиземное море. Однако в дальнейшем из-за технических сложностей контейнерные перевозки по коридору «Север-Юг» ограничились маршрутом Россия — Иран — Россия. Перевозки контейнеров из Индии через Астрахань были заморожены на 10 лет [12].

В текущей экономической ситуации России очень важно поддерживать торговые партнерские отношения с Индией, взаимовыгодность которых оспаривать бессмысленно. Такого рода бизнес — логистика должна быть налажена в обязательном порядке, это даёт очень весомый импульсный толчок вперед для развития экономики в обеих странах.

Литература:

  1. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
  2. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5–15.
  3. Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.
  4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  5. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
  6. Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
  7. Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36.
  8. Индия — Россия. Стратегия партнерства в ХХI веке. Кузык Б. Н.; Шаумян Т. Л. Учебное пособие/ Москва: Институт экономических стратегий, 2009.
  9. Организация перевозок грузов. Семенов В. А.; Болотин В. А.; Кустов В. Н.; Ефимов В. В.; Бадах В. И.; Сергеева Т. Г. Учебное пособие/ Москва: Издательство Академия, 2013.
  10. Страны с быстро развивающейся экономикой. Бразилия, Россия, Индия, Китай. Экономические перемены и новые вызовы. Веркей Ж. Учебное пособие/ Москва, Издание: ИНИОН РАН, 2012.
  11. Внешнеторговые отношения России со странами — членами БРИКС. Проблемы современное экономики. Баркова С. А.; Волкова Е. Н. Научная статья/ Новосибирск, 2013.
  12. Транспортные коридоры. ОАО РЖД. Электронный ресурс, 2014. http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5130

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle