Библиографическое описание:

Катина К. В. Влияние инфраструктуры сферы ЖКХ на качество жизни населения: современный аспект // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 725-727.



В современных условиях человек всё меньше задумывается о сфере и проблемах ЖКХ. Тем не менее это та проблемная среда, которая способна в корне поменять наш жизненный уклад, настрой, в случае, если какая-либо из составляющих её инфраструктуры выходит из строя.

Необходимо дать определение жилищно-коммунального хозяйства — это комплекс подотраслей, которые обеспечивают слаженное функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий и сооружений населенных пунктов [3, с. 13].

Данная инфраструктура призвана так же создавать удобства и комфорт для граждан, проживающих либо на определённой территории, либо внутри обособленного жилого массива.

Оглянувшись на опыт ряда зарубежных стран (США, Франция, Германия, КНР) можно увидеть, что для России сфера ЖКХ является достаточно убыточным сектором экономики и данный сектор является не только проблематичным для бюджета, но и чрезвычайно запущенным.

Вне всякого сомнения, упомянутая запущенность инфраструктур сферы ЖКХ негативно влияет на качество жизни населения, создавая ряд бытовых проблем. Сложившаяся ситуация требует повышенного внимания со стороны и органов местного самоуправления и органов государственной власти [5, с. 22].

Развитие российского уровня жилищной сферы совершенно не соответствует степени предъявляемых требований:

− задачи, необходимые для выполнения сферой ЖКХ, выполняются не в полной мере;

− состояние инфраструктурной составляющей требует огромных материальных затрат и в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения [1, с. 9].

В связи с этим видится необходимость реформирования составляющей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, так как негативные тенденции становятся одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России.

На необходимость реформ или внесения как либо изменений указывает, и мнение подавляющей части населения, которое сводится к тому что отсутствуют какие-либо существенные результаты, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Инфраструктура сферы ЖХК многоотраслевой комплекс народного хозяйства РФ, охватывающий производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Проанализируем распространение инфраструктур ЖКХ в контексте качества жизни населения более подробно.

Во-первых, жилище — это хоть недвижимость, а значит товар, который нельзя импортировать.

Во-вторых, жильё — это очень дорогостоящий товар (особенно в «новостройках») длительного пользования, приобретение которого чаще всего невозможно за счёт текущих доходов семей.

В-третьих, в современных городах это зачастую товар коллективного пользования, когда многие необходимые элементы благоустройства (лифты, вывоз мусора, охрана) находятся в общем пользовании и должны оплачиваться всеми жильцами. Здесь необходимо сотрудничества либо принуждение к исполнению обязательств.

В-четвёртых, важнейшие коммунальные услуги (газ, электричество, водоснабжение, канализация, отчасти теплоснабжение) абсолютно не эластичны в ценовом сегменте и являются продуктами естественной монополии, локальных или глобальных. Конкуренция за их поставку конкурентным домохозяйствам или жилым комплексам оказывается невозможной, что отодвигает их качество на дальний план [2, с. 40].

Возникает необходимость контроля и регулирования данного аспекта при участии государственных и муниципальных органов. Служащие последних также нуждаются в контроле, чтобы исключить конкуренцию и обеспечить необходимое качество публичных услуг качества бытовой жизни населения.

В-пятых, функционирование планируемого института контроля вообще может оказаться за приделами возможностей рынка, следовательно обосновывается необходимость в гражданской активности того или иного сообщества, прежде всего на низовом уровне, где находится ЖКХ [6, с. 85].

Кроме того, организации и предприятия, которые до последнего времени содержали на своем балансе жилые дома и жилищно-эксплуатационные участки, не могут в полном объёме финансировать эту убыточную сферу и пытаются избавиться от неё.

Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для обслуживания жилищно-коммунальной инфраструктуры очень мала и рассчитана лишь на 40 % основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования и в принципе не готова принять дополнительные работ и оказывать качественные услуги.

Учитывая возрастающий уровень требований к качеству, с одной стороны, а финансовый кризис и скачки цен — с другой, инфраструктуре сферы ЖКХ в целом требуются значительные дотации, на покрытие которых средств ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет.

Преобладающее большинство предприятий сферы ЖКХ находятся в государственной или муниципальной собственности, что влечет за собой проблемы не эффективности инфраструктуры.

Одним из методов устранения проблем в указанной сфере видится развитие государственно-частного партнёрства. Не исключается и тот факт, что именно сотрудничество с компаниями, которые осуществляют свою деятельность в данной сфере будет повышено как качество инфраструктуры, так и качество жизни населения. Такой оптимистический прогноз видится по причине следующего: компания будет стараться обслуживать вверенную инфраструктуру ЖКХ, чтобы не уступить место конкурентам.

К слову, государственно-частное партнерство в ЖКХ — это инвестиционные проекты по созданию объектов газо-, водо-, тепло- и энергоснабжения, водоотведения, учета, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, осуществляемых в интересах городского и отраслевого развития и реализуемый с привлечением частного финансирования, которое может быть обосновано окупаемостью за счет доходов, получаемых частным партнером в рамках проекта, за счет коммерческой эксплуатации объекта или оплаты услуг, производимых с его использованием публичным заказчиком [7, с. 19].

Указанный расклад событий, да и само определение государственно-частного партнёрства существенно повысило бы качество жизни населения, в контексте упомянутой инфраструктуры ЖКХ, но на сегодня в 100 процентном исполнении данное не возможно.

Сегодня не мало объектов инфраструктуры ЖКХ находятся на балансе государства или муниципалитета, и приватизировать данные объекты не видится возможным. Тем не менее, они нуждаются в постоянном финансировании. И затрата денежных средств отнюдь не малая.

Видится выход, что передача муниципальной собственности инфраструктуры ЖКХ в делегированное управление фирмам-операторам, должна осуществляться на конкурсной основе. Фирма-оператор, занимаясь на основе договора о делегированном управлении с органами местного самоуправления комплексным обслуживанием населения, будет заинтересована в обеспечении бесперебойной работы и модернизации коммунальных систем инфраструктуры ЖКХ.

Рентабельность такой операции будет не только в повышении качества жизни населения района или муниципалитета, оплата коммунальных услуг населением станет самим источником возврата вложенных средств. Таким образом, приведение в действие механизма делегированного управления муниципальной собственностью способно привести к повышению качества и надежности коммунального обслуживания потребителей, резко уменьшить объем средств, выделяемых на ликвидацию постоянных аварий на муниципальных инженерных сетях.

Помощью в данном вопросе может стать создание Управляющих компаний на территории. Подобная компания станет не только субъектом рыночных отношений, но и так называемым «разрушителем» монополизма в инфраструктуре сферы ЖКХ.

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные проблемы инфраструктуры сферы ЖХК, влияние этих проблем на качество жизни населения и предложены пути решения указанной проблемы.

Литература:

  1. Щур Д. Л. Товарищество собственников жилья: ТСЖ: практическое пособие/ Д. Л. Щур. – М.: Дело и Сервис (ДиС), 2012. – 315 с.
  2. Атаманенко С. А. Справочник бухгалтера ТСЖ и управляющей компании/ С. А. Атаманенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 412 с.
  3. Матеров Л. Н. Кондоминиум. Как зарегистрировать Товарищество собственников жилья в городе/ Л. Н. Матеров. — М.: ГЦЖС-ПРЕСС, 2012. — 268 с.
  4. Кравченко А. В. ТСЖ — оптимальная форма управления жильем/ А. В. Кравченко // ЖКХ. — 2014. — № 6. С. 44–49.
  5. Бобович Р. Е. Объединения жителей многоквартирных домов / Р. Е. Бобович. — М.: Ассоциация ТСЖ, 2012. — 237 с.
  6. Вагин В. В. Городская социология / В. В. Вагин. — М.: ГроссМедиа, 2012. — С. 84–98.
  7. Васильева В. В. Юридические аспекты деятельности товарищества собственников жилья/ В. В. Васильева. – М.: ГроссМедиа, 2011. – 311 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle