Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Инновационный процесс как объект менеджмента // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 942-944.



Понятие «нововведение» определяется как прогрессивное новшество, которое задействовано в динамике и которое является новым для организационной системы, использующей и принимающей ее. Слово «инновация» (от английского слова innovation) является по своему смыслу синонимом слова «нововведение».

Слово «нововведение» рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новизны, которая способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

В многих научных трудах и различных исследованиях встречается понятие «инноватика».

Инноватику можно охарактеризовать, как процесс перехода от инновации к предпринимательству. Внутри самой инноватики появились понятий новые направления: сопротивление нововведениям, формирование новшеств, диффузия, адаптация к новшествам, инновационные организации, выработка инновационных решений и т. д.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а объект который успешно внедрен, то есть приносящий прибыль.

Совокупность организационных, научно-технических и технологических изменений, происходящих в процессе реализации инноваций определяют как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, то есть это процесс, который направлен на разработку и реализацию результатов научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Диффузия инновации — это процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы. Диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во второй форме новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

  1. создание новшества и его распространение;
  2. диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, которые пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка.

Детальную типологию инноваций дал А. И. Пригожин.

Он разделил инновации следующим образом:

  1. По типу новшества: материально-технические и социальные, организационно-управленческие и экономические, педагогические и правовые;
  2. По механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, правовые и педагогические;
  3. По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;
  4. По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные и межорганизационные;
  5. По эффективности: эффективность производства и управления, улучшение условий и т. д.

Инновационный менеджмент-это особый вид профессиональной деятельности, который направлен на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, применение различных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи и товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Литература:

  1. Масленникова Н. П., Желтенков А. В.Менеджмент в инновационной сфере: учебное пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. — 536 с.
  2. Фатхутдинов Р. А.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2005–448 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  3. Переходов В. Н.Основы управления инновационной деятельностью. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 222 с.
  4. Медынский В. Г.Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 295 с. — (Высшее образование).
  5. Коноплев С. П.Инновационный менеджмент: учеб. Пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle