Библиографическое описание:

Алиев Ф. А. Информационно-коммуникационные технологии в условиях инновационной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 591-595.



В данной статье раскрывается место и роль современных-информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях развития инновационной экономики. Доказано, что ИКТ сегодня выступают главным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста эффективности производства, оптимизации управленческих процессов, повышения производительности труда и капитала.

Ключевые слова: ИКТ, инновация, оптимизация управленческих процессов, инновационная экономика, экономическая и социальная деятельность.

В современный период развития национальной экономики инновации становятся стратегическим фактором роста, влияют на структуру общественного производства, видоизменяют экономическую организацию общества, стабилизируют социальную ситуацию в стране, обеспечивают динамически устойчивое развитие экономики. Современные инновации немыслимы без применения передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ становятся главным средством и средой развития и реализации научной, экономической и социальной деятельности.

Международный опыт использования и совершенствования ИКТ в развитых странах доказывает, что максимальный эффект от любой деятельности в каждой сфере общества и секторе экономики достигается при грамотном их использовании. Таким образом, рост использования ИКТ позволит экономике страны стать более конкурентоспособной и занять прочные позиции на мировом рынке.

Инновационная экономика в целом характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами [3,4,5]: высоким индексом экономической свободы; высоким уровнем развития образования и науки; высоким и конкурентоспособным качеством жизни; высокой конкурентоспособностью экономики; высокой долей инновационных предприятий и инновационной продукции; конкуренцией и высоким спросом на инновации; инициацией новых рынков; принципом разнообразия рынков; развитой индустрией знаний и высоким их экспортом.

Вначале XXI стало очевидным, что индустриальное государство уходит в прошлое и на смену ему идет принципиально новое, которое стали называть инновационным. Ученые, проводившие исследования в области роста экономических процессов, отмечали, что на протяжении всего развития человечества движущей его силой были нововведения, новые технологии и новшества, т. е. инновации.

Между тем в основе теории инновационного пути развития национальной экономики лежит понятие «инновация», внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов, повышающих результативность этой деятельности.

Таким образом, инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — это тип экономики, основанной на потоке инноваций, постоянном техническом и технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с весьма высокой добавочной стоимостью.

Инновационная экономика воздействует на все сферы жизни общества. В том числе и на управленческие процессы.

Управление каким-либо объектом живой или неживой природы осуществляет человек или устройство, которые обладают исходной информацией: сведениями о существующей обстановке или ситуации, профессиональными знаниями (если это человек), сведениями о самом объекте управления и пр. Человек или устройство, получив необходимую исходную информацию, оказывает управляющее воздействие на объект управления. Так, например, дирижер, учитель, программист, летчик, водитель управляют соответствующими им объектами: оркестром, учениками, компьютером, самолетом, автомобилем [2].

Однако только исходной информации недостаточно для успешного управления. В процессе управления должна быть использована информация о фактическом состоянии объекта управления, например о текущем состоянии самого автомобиля или самолета и об обстановке на дороге или в полете. Такая информация называется текущей, или рабочей. Текущая информация о состоянии объекта управления должна постоянно поступать к человеку или устройству, которые управляют этим объектом. В этом случае говорят, что между ними существует обратная связь. Эта связь позволяет корректировать поведение объекта управления, то есть управлять им.

Информационные технологии выступают сегодня главным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста эффективности производства, оптимизации управленческих процессов, повышения производительности труда и капитала.

В области государственного управления информационные технологии необходимы для организации эффективного функционирования государственного аппарата, повышения уровня взаимодействие органов власти с населением и организациями.

В социальной сфере информационные технологии способны придать новое качество социальной поддержке населения и обеспечить адресность оказания социальных услуг. В области обороны и национальной безопасности информационные технологии являются одним из ключевых факторов повышения уровня национальной обороноспособности, оснащения армии новейшими высокоточными видами вооружений, защиты населения и стратегических объектов от различных угроз. В сфере здравоохранения и медицины использование информационных технологий способно оказать значительное влияние на улучшение качества диагностики и лечения, предупреждение и уменьшение заболеваний на основе объективной статистики.

Внедрение информационных технологий в образовательную сферу дает возможность получения дистанционного образования по учебным программам мирового уровня.

Сегодня в число стратегических информационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны на мировом рынке, в первую очередь входят суперкомпьютерные технологии и соответствующие программные средства, обеспечивающие: (1) переход промышленности от эмпирических методов проектирования и конструирования, опирающихся на натурные тесты, к научным методикам, опирающимся на предсказательное компьютерное моделирование; (2) формирование информационного общества в глобальных сетях передачи данных; (3) принципиально новые возможности моделирования значимых физических, биологических, климатических, геологических, химических и социальных процессов, которые невозможно смоделировать и спрогнозировать без применения супер-ЭВМ.

В таблице представлены данные по состоянию внедрения и развития ИКТ в Республике Узбекистан. В Узбекистане развитие информационных технологий обозначено в числе главных приоритетов в краткосрочной и долгосрочной перспективах до 2020 года, что отражено в стратегических документах. Это соответствует мировым тенденциям.

Согласно исследованию ведущей аналитической компании на суперкомпьютерном рынке InterSect-360, мировой рынок высокопроизводительных вычислений с учетом всего спектра оборудования, ПО и услуг в 2008 году составил 19,0 млрд. долларов США. Несмотря на падение рынка на 11 % в 2009 году, связанное с макроэкономической ситуацией, мировой рынок высокопроизводительных вычислений к 2013 году достиг 23,1 млрд. долларов США.

Анализ развития рынка высокопроизводительных систем на основе данных Тор500 и green 500 org показывает, что каждые четыре года производительность систем увеличивается примерно в десять раз, стоимость средней системы списка — в 1,5 раза, а энергопотребление — в 2 раза.

В информационной экономике уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) определяет экономический рост, производительность, занятость и эффективность бизнеса.

Таблица 1

Состояние внедрения иразвития ИКТ вРеспублике Узбекистан

Показатели

Един. измер.

1 января 2014г.

Цифровшация АТС

%

100

Количество операторов, провайдеров

Един.

924

Скорость доступа к международным информационным сетям (интернет)

Гбит/с

10,3

Количество доменов в доменной зоне ".UZ»

Тыс.

17,4

Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области производства программных продуктов

Един.

264

Количество ежегодно зарегистрированных программных продуктов

Един.

208

Количество ключей и сертификатов ключей ЭЦП

Един.

376000

Количество государственных информационных ресурсов

Един.

195

Количество государственных информационных систем

Един.

110

Количество видов государственных интерактивных услуг

Един.

194

Количество сайтов зарегистрированных в WWW.UZ

Тыс.

8,2

Книжный фонд информационно-библиотечных центров

Млн.

4,8

Количество образовательных информационных ресурсов в библиотеке портала ZiyoNET

Тыс.

50,1

Количество национальных программных продуктов зарегистрированных в Каталоге software.uz

Тыс.

1,5

В условиях информационной глобализации под воздействием ИКТ, формирующих единое информационное пространство, факторы конкурентоспособности индустриальной экономики трансформируются и пополняются новыми. Узбекистан на данном этапе развития имеет высокий потенциал для практической демонстрации улучшения производительности и других экономических показателей в зависимости от уровня технологического развития и более качественного планирования проектов внедрения ИКТ в деловую практику.

Опережающее развитие сектора ИКТ является одним из приоритетов экономической политики Узбекистана. Положительное влияние сектора ИКТ на рост экономики страны достигается как прямым, так и косвенным воздействием. Прямое воздействие обусловлено инвестициями в развитие сектора ИКТ (как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса), растущей доступностью информационных услуг, взаимопроникновением и телекоммуникационных технологий, ростом занятости в ИКТ — секторе. Косвенное воздействие проявляются в увеличении производительности труда, наращивании информационного потенциала страны и повышении её инвестиционной привлекательности.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своём докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год отметил: «Создаются новые современные производства по выпуску телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники и сотовой телефонии, широкого ассортимента бытовой электроники. Модернизируются, по сути дела, заново технологически обновляются практически все отрасли нашей экономики» [1].

Анализ развития рынка информационно-коммуникационных технологий и основных тенденций направлений внедрения передовых ИКТ в отрасли и сферы национальной экономики показывает, что на сегодняшний день в социальной сфере определяются следующие приоритеты использования ИКТ:

– в сфере здравоохранения: повышение качества и доступности медицинской помощи, создание систем мониторинга состояния здоровья населения, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, систем учёта и контроля их производства, ввоза и применения, систем персонифицированного учёта медицинских услуг, внедрение технологий телемедицины;

– в сфере образования: повышение эффективности системы планирования и мониторинга объёмов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных учреждений, обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников;

– в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры и строительства: повышение эффективности распределения бюджетных средств, направляемых на строительство и модернизацию коммунальных систем, мониторинг технического состояния коммунальных систем жизнеобеспечения, контроль за ходом реализации региональных и республиканских программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства, повышение экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги и эффективности системы тарифного регулирования;

– в сфере агропромышленного комплекса: повышение эффективности государственного регулирования производства, экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствование механизмов рыночных интервенций на основе создания системы мониторинга и анализа состояния агропромышленного комплекса и аграрного рынка;

– в бюджетной сфере: мониторинг социально-экономического развития национальной экономики, повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса, деятельности контрольно-счётных органов по предупреждению, обнаружению и расследованию финансовых нарушений на основе создания комплексной системы формирования и экспертизы проектов бюджетов всех уровней, учёта и анализа доходов и расходов, а также других параметров исполнения бюджетов, обеспечения государственного финансового контроля;

– в сфере развития промышленности: усиление контроля и повышение эффективности реализации промышленной политики, развитие системы мониторинга, повышение качества прогнозов основных технико-экономических показателей развития промышленности и её отдельных отраслей;

– в сфере транспортного комплекса: повышение эффективности координации и сбалансированности развития транспортной инфраструктуры, работы общественного пассажирского транспорта; в сфере развития науки и инноваций: повышение эффективности реализации целевых инновационных программ и проектов, развитие системы научно-технической информации, создание реестров научных организаций, системы учёта и анализа результативности их деятельности, состояния их опытной и лабораторной базы, повышение эффективности финансирования фундаментальных исследований;

– в сфере социальной защиты, адресной социальной помощи, трудоустройства, трудовых отношений и условий труда: совершенствование механизмов мониторинга рынка труда, прогнозирования потребностей экономики в профессиональных трудовых ресурсах, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение оперативности и эффективности проверки реальной нуждаемости получателей в социальной помощи и учёта её предоставления, обеспечение её адресности, снижение количества необоснованных выплат пособий, а также улучшение обслуживания граждан на основе создания единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения;

– в сфере культуры: совершенствование системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, обеспечение сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда, оптимизация сети учреждений культуры и искусства, повышение эффективности их финансирования, создание системы учёта культурных ценностей, сводного каталога библиотек и перевод библиотечного фонда в электронный вид, развитие информационного сервиса, предоставляемого населению на базе библиотек, формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов в области культуры, пропаганда культурных и нравственных ценностей узбекского народа, поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

– в сфере природопользования и экологии: повышение эффективности планирования и контроля использования природно-ресурсного потенциала региона, определение приоритетов, лимитов и условий использования отдельных видов природных ресурсов, совершенствование системы учёта и мониторинга использования природных ресурсов на основе ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, водного кадастра, кадастра особо охраняемых природных, территорий и других объектов, создания банков природно-ресурсной и природоохранной информации и механизмов её оценки.

Переход страны к инновационному типу развития может быть возможен только при наличии соответствующих информационных условий, позволяющих преодолеть факторы, тормозящие развитие информационной экономики. Информационные условия должны содействовать превращению информации и знаний в ресурс социально-экономического и духовного развития, укрепить институты гражданского общества, а также способствовать решению технических и социальных проблем

Важным элементом информационной экономики являются инновации. С одной стороны, они образуются под воздействием рынка информации и сферы услуг, а с другой стороны, они обуславливают возникновение рынка информации и доминирование сферы услуг. Роль инноваций возрастает в связи с конкуренцией. В рыночной экономике инновации позволяют фирмам выигрывать в конкурентной борьбе, причем как новым компаниям, так и успешным, доминирующим на рынке. От технологических сдвигов в экономике на базе инноваций все сильнее зависят динамика и качество экономического роста.

Литература:

  1. Каримов И. А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ //Народное слово. 18 января 2014 год.
  2. Экономические дискуссии XXI века: М. Е. Портек, А.Смит, К.Маркс, Дж.С.Милль, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, А. А. Богданов //Е. Е. Румянцева 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2011.
  3. Чиков Д. «Информационные управленческие системы и их влияние на деятельность компании»//«Финансовая газета», № 3, 2013 г.
  4. cibgroup. uz — интернет — издание, посвященное информационно — коммуникационным технологиям Узбекистана, Центральной Азии и мира.
  5. mitc.uz — официальный сайт Министерство по развитию информационных технологий и коммуникации Республики Узбекистан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle