Библиографическое описание:

Буканова А. А., Филюков С. М., Полников В. И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1181-1184.



Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни, необходимость их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание действующего гражданского общества и правового государства.

Кроме того, проблемы сопровождения социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики не только в силу необходимости привлечения детей и молодежи к участию в жизни общества, но и важности управления процессом социальной активности молодежи.

Рассмотрим основные теоретические подходы в современной науке, направленные на определение понятия «социальная активность» подростков, поскольку без понимания этиологии «социальной активности» нельзя разработать эффективную систему ее улучшения.

Понятие активность (от латинского «aktivus») — действие, поступок, деяние, в русском языке — нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

В различных науках дается различное понимание активности: в социологии — социальная активность, в политологии — политическая активность, в педагогике — активное обучение, в психологии — активность личности.

Поскольку социальная активность составляет важнейшую сферу и особый уровень активности человека, разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности.

Так, В. Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». [3] Н. А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». [5] В то же время А. С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность. [2]

Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным для ее понимания является социальная субъектность, проявляющаяся в способности быть деятелем, творцом социальной реальности. Потребность молодежи в усвоении и использовании прошлого опыта в новых, актуальных условиях является ключевым основанием для социальной активности. Исходя из этого, социальная субъектность подростков и молодежи, как самой активной, мобильной группы общества, достигается и обеспечивается через самодеятельность и преемственность, как группового молодежного субъекта, т. е. молодежь участвует в процессе смены поколений. Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности.

Для формирования и развития социальной активности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеучебная работа. При участии во внеучебных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеучебная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеучебной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной активности в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы личностного характера:

– общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения;

– организационные проблемы: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (школьника часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе);

– непонимание и недоверие со стороны учителей и администрации школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности;

– кадровые проблемы: текучесть кадров — координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов; недостаточное количество программ обучения координаторов, руководителей общественных объединений.

В соответствии с указанными определениями, формами и проблемами социальной активности необходимо отметить следующие методыработы для повышения эффективности привлечения школьников к активной социальной жизни:

1) Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

2) Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;

3) Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;

4) Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

5) Творческая направленность, стимулирование самореализации личности;

6) Направленность на практический, социально значимый результат. Совершенно очевидна направленность методов на социализацию личности и, как следствие, на развитие социальной активности. Методы работы для повышения эффективности привлечения школьников к активной социальной жизни должны быть более полно использованы в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной активности, и получить максимально широкое применение в современной школе. Как справедливо отмечает С. В. Власова, «Развитие социальной активности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом. Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную активность школьников». [1] Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данных методов в деятельности педагогов.

Организация привлечения школьников к активной социальной жизни в настоящее время является распространенной проблемой, требующей изучения. Таким образом, было проведено анонимное анкетирование среди 155 учеников общеобразовательных учреждений и учеников профессиональных технических училищ по проблеме привлечения школьников к внеучебной деятельности и заинтересованности учащихся в ней.

После анализа полученных данных по первому вопросу было выявлено (см. Рисунок 1), что большинство респондентов готово участвовать в организации внеучебных мероприятий, но выборочно. Это является хорошим показателем, т. к. прослеживается явная заинтересованность учащихся в социальной жизни. Помимо положительных ответов, 19 % из ста ответили, что совершенно не готовы участвовать в организации мероприятий. Также, в результате опроса выяснилось, что 1/10 учеников хотят участвовать в жизнедеятельности своего учебного заведения, но не знают, как. Этот показатель говорит о том, что, к сожалению, процесс взаимодействия между внеучебным управлением и респондентами оказался либо неэффективен, либо пропущен из-за каких-либо проблем, что является, безусловно, отрицательным показателем.

Рис. 1. Опрос

В статье мы отмечали, что общественную активность, к сожалению, современная молодежь не рассматривает как ресурс, который способен подтолкнуть к успехам и достижениям. Давайте ознакомимся с результатами анализа анкет учеников общеобразовательных учреждений и учеников профессиональных технических училищ (см. Рисунок 2).

Рис. 2. Опрос

Таким образом, большинство респондентов (58,7 %) ответили, что не считают полезным участвовать в жизнедеятельности детско-молодежных объединений. И лишь 15 % считают полезным участие в детско-молодежных организациях, что подтверждает нашу позицию по поводу отношения современной молодежи к общественной активности.

Также, было выяснено, какое количество опрошенных относит себя к какой-либо определенной детско-молодежной организации (см. Рисунок 3). Оказалось, что только ¼ респондентов участвует в активной общественной жизни молодежных объединений, остальные респонденты не заинтересованы в участии. Анализ анкет показал, что современная молодежь, к сожалению, не заинтересована в участии.

Рис. 3. Опрос

Завершающим вопросом, интересующей нас части анкеты, был вопрос посвященный осведомленности учащихся о мероприятиях, проходящих в стенах их учебных заведений (см. Рисунок 4). После анализа всех ответов оказалось, что большинство школьников осведомлены о прохождении в их учебных заведениях внеучебных мероприятий (87,3 %). Многие респонденты в табличном варианте ответов отметили, что знают о проведении таких мероприятий как празднование Дня матери, празднование Нового года и 9 мая. Лишь 3 % школьников утверждают, что в их учебных заведениях не проходит никаких мероприятий, что говорит о некачественной работе внеучебного отдела. Также, среди опрашиваемых есть и те, кто не знает о проведении мероприятий (9,3 %).

Рис. 4. Опрос

Таким образом, подводя итоги анкетирования необходимо отметить, что большинство респондентов хочет заниматься организацией социальной жизни в своих учебных заведениях. Это является позитивным показателем, ведь организаторской деятельности можно отвести ведущую роль в формировании и развитии школьников, т. к. она служит повышению активности ученика; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. Также, позитивным элементом является то, что большинство опрошенных школьников знают о проведении внеучебных мероприятий, таких как празднование Нового года, 9 мая и др., в своих общеобразовательных учреждениях. К сожалению, было выявлено, что большинство опрошенных респондентов не заинтересовано в участии в детско-молодежных организаций. Это может быть обусловлено плохой информирующей системой молодежных организаций о своих мероприятиях.

Но, несмотря на определенные проблемы, необходимо помнить, что социально-активную деятельность необходимо преподносить как позитивное явление, она должна являться привлекательной для школьников, поскольку активная социальная деятельность не только объединяет единомышленников, показывает, что такое поведение выгодно для большей части членов общества, но и является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что не интересно современным школьникам.

Литература:

  1. Власова, Е. А. Социальная педагогика: учебное пособие / Е. А. Власова. ‒ Саратов: Наука, 2012. ‒ 224 с.
  2. Капто А. С. Социология молодёжи. Теоретические вопросы1111111111 / А. С. Капто. — Спб: Социум, 2010.
  3. Мордкович В. Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В. Г. Мордкович. — Москва: Яникс, 2003.
  4. Степанов Г. А. Внеурочная деятельность / Г. А. Степанов. — Москва:
  5. Посвящение, 2005.
  6. Степнова Н. А. Социология молодёжи / Н. А. Степнова. — Москва: Мир, 2009.
  7. Чупров В. И. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров. — Москва: Глобус, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle