Библиографическое описание:

Котлярова В. В., Шубина М. М., Щербакова В. М. Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1425-1427.



В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градацию ценностей во взаимосвязи с потребностями человека и его развития. Вопросы ценностей касаются всех сфер жизни человека, и одной из важных отраслей, которая даёт возможность познания культурных ценностей, является туризм в контексте межкультурных коммуникаций.

Ключевые слова: ценности, культура, межкультурная коммуникация, туризм.

В современном мире особо остро ощущается проблема трансформации ценностей разных культур, связанная с разрушением прежних и возникновением новых принципов и жизненных ориентиров. Довольно сложным является процесс сохранности и преемственности ценностей от поколения к поколению, причиной всего этого служит не только реформация человеческого сознания и отношения ко всему сущему, но и политические, социальные, экономические, культурные основы бытия современного общества.

Человека с давних времён интересовали вопросы о том, что есть добро и зло, что хорошо, и что есть плохо. Уровень жизни человека на разных исторических этапах менял ответы на эти вопросы, менялось и само восприятие, и отношение к жизни. Чем больше возрастало желание к познанию мира, тем больше становились потребности человека к жизни, а это в свою очередь способствовало возникновению новых вопросов, наполненных глубоким философским смыслом, со временем менялись жизненные позиции человека и его ценностные установки.

В своей статье мы ориентируемся на исследования В. В. Котляровой, которая считает, что «ценности обладают регулятивно-целевым значением, выступая в качестве норм и идеалов в системе реально действующих общественных отношений» [1, с. 16]. Определение ценностей очень тонко граничит с таким понятием как «норма», но «норма» в свою очередь, есть нечто устоявшееся, принятое цивилизованным обществом, чему все подчинены и воспринимается она как некое правило (например, правила этикета). Ценности являются более абстрактной категорией. В жизни каждого человека ценности имеют разную значимость.

Вопросы системы ценностей в жизни человека изучает наука «аксиология» (в пер. с греч. axia/аксио — ценность, logos/логос — разумное слово, учение, изучение) [3]. Аксиология является отдельной отраслью научных знаний философии, социологии, психологии и педагогики.

Проблематика ценностных ориентиров поднималась в философии разных эпох. В античной философии — Сократом, Платоном, Аристотелем, в средневековой философии — А. Августином, Тертуллианом, в философии Возрождения и Нового времени — Н. Кузанским, Дж. Локком, М. Монтенем, Э. Роттердамским, в классической немецкой философии — И. Кантом, И.-Г. Фихте, Л. Фейербахом, К. Марксом), философии XX в. — М. Бубером, Ж.-П.Сартром, М. Хайдеггером, К. Ясперсом, К. Юнгом, Д. Дьюи, Фрейдом, Э. Фроммом, М. Шелером [1, с. 5].

Аксиология в нашей культуре едва ли не самая молодая из всех известных общетеоретических дисциплин, однако в европейской философии она уже более 130 лет занимает одно из ведущих и почетных мест. Среди причин такого явно запоздалого у нас интереса к теории ценностей одна, по крайней мере, не вызывает никаких сомнений. В данном случае мы можем говорить о том же феномене, который на десятилетия затормозил становления генетики, кибернетики и многих других научных отраслей, в независимом развитии которых старая идеология (обоснованно, кстати) видела угрозу для своей господствующей роли в обществе.

Аксиология считалась «идеалистическим» учением, как и философская антропология, культурология и другие области знания, которые по своей сути не могли не выходить за пределы диамата и истмата — этой санкционированной государством догматической философии социалистической эпохи.

Аксиология стала самостоятельной философской теорией еще в конце XIX века, хотя неокантианцы баденской школы, которые были ее крестными родителями, не использовали этого названия, поскольку саму философию они отождествляли с наукой о ценностях.

Современная аксиология сталкивается с рядом методологических затруднений, одним из самых важных из которых является многозначность понятия «ценность» [2, р.480]. Центральная категория аксиологии — ценность — стала полисемантическим феноменом, вобравшим в себя возможности понимания основных человеческих качеств и добродетелей, феноменов интерсубьективного (идеальной формы бытия коллективного человеческого опыта), явлений субъективного психического мира, объективных социально-институциональных структур и т. п. Из аксиологии понятие «ценность» очень быстро вошло в обращение в публицистику, политику, стало легкодоступным в обыденном сознании.

Говоря о том, что ценности представляют абстрактные вещи, мы можем отнести к ним всё то, что может быть ценным для человека (духовное, материальное и т. д.), но для каждого общечеловеческие ценности, такие как семья, религия, патриотизм, здоровье, работа и т. д. имеют разную ценность, приоритет, уровень. Так или иначе, ценности взаимосвязаны между собой. Процесс изменения ценностей, т. е. их усовершенствование, на каждой из трёх ступеней деятельности описывал Г. Гегель. А именно, на первой ступени ценность возникает, затем на второй ступени ценность противопоставлена возможностям и способам её достижения, что в свою очередь, порождает новые возможности, а на третьей ступени происходит реализация и укоренение ценности [3].

Ценности проникают во все сферы жизни человека. Порой мы даже не задумываемся о том, что конкретно ценно для нас. Мы можем считать семью, друзей, культуру, досуг, здоровье как нечто само собой разумеющееся. Но, по сути, эти вещи связывают миллионы людей во всём мире. Из одной ценности, из желания её постигнуть, рождается новая и т. д. Это бесконечный процесс, связывающий разные культуры, где ценности одной народности могут частично или полностью проникнуть в культуру другого народа. Обмен информацией, рост потребностей человека формирует новые направления ценностей, где духовные могут быть выше экономических, или наоборот, что зависит от принципов и устоев общества. Посредством изучения иноязычной культуры человек овладевает религиозными, историческими, этническими, языковыми знаниями, которые сами по себе являются ценностью иноязычной культуры, а для исследователя становятся духовно-нравственной ценностью, с помощью которой мы расширяем свой кругозор.

Изучение ценностей иноязычных культур посредством межкультурной коммуникации, т. е. посредством иностранного языка, способствует также развитию толерантности по отношению к другим культурам. В свою очередь в межкультурной коммуникации выделяют такую проблему, как различия в использовании одного языка, что связано с языковыми нормами, диалектами и т. д. Но, несмотря на эти трудности, познание особенностей, ценностных ориентиров иноязычных культур формирует иное отношение человека к разным жизненным ситуациям [4].

Как отмечалось ранее, ценности могут быть абсолютно разными, но их главная цель состоит в оценке значимости объектов и вещей окружающего мира для человека. Одной из сфер жизни, в которой проявляется интерес к культурным, этническим ценностям иноязычных культур и желание их изучения, является туризм. Досуг для современного человека выражается в активном постижении мира. Среди многообразия целей туризма, культурно-познавательные становятся основополагающими для принятия решения о путешествии. Знакомство с культурными ценностями даёт возможность туристу увидеть различные исторические, архитектурные эпохи, найти ответы на интересующие его вопросы, реализовать мечты и идеи. Событийный туризм также является прекрасным средством для знакомства с иноязычной культурой, турист погружается в атмосферу праздника, традиций и обычаев.

В свою очередь, профессионалы туризма (гид, экскурсовод) играют немаловажную роль в том, насколько ярко, эмоционально, достоверно, с учётом языковых различий будут переданы сведения о духовных, нравственных, религиозных ценностях народов иноязычной культуры. Культура народов мира, её колорит, быт, устои и правила сами по себе ценны, это то, что навсегда остаётся в сознании и памяти людей. В туризме выделяют предметные и непредметные туристские ресурсы. К предметным относятся многочисленные разновидности памятников истории и культуры, музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы. Именно историко-культурные объекты преимущественно представляют Российскую Федерацию в списке мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО. К непредметным относятся обычаи, традиции, обряды, фольклор, устное народное творчество. Такие формы культурного наследия чаще используются в деятельности музеев и музеев-заповедников [5]. Таким образом, культурное наследие, как духовное, так и архитектурное, историческое оценить невозможно, его можно и нужно сохранить, передавая на долгие годы новым поколениям.

Литература:

  1. Котлярова В. В. Ценности: традиции и аксиологическая парадигма современности: монография / В. В. Котлярова. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. — 96 с.
  2. Kotlyarova V. V. Explication of the Methodological Difficulties of Modern Axiology / V. V. Kotlyarova, A. M. Roudenko, M. M. Shubina, Y. A. Shestakov // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2015. –Vol. 6, No 3. — Р. 477–482.
  3. Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация // Психология человека. Научно-образовательный портал. URL:http://psiho.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/tsennosti-v-zhizni-cheloveka.html(дата обращения: 11.05.2016).
  4. Хохлова И. Н. Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии / И. Н. Хохлова // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 98–101.
  5. Фролов А. И. Культурно-познавательный туризм: объекты, маршруты, люди / А. И. Фролов // Управлений культурой. — 2012. — № 4. — С. 88–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle