Библиографическое описание:

Ужгин Ю. В. Проблемы правового регулирования отношений по использованию лесного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1059-1062.



Лесные ресурсы всегда занимали важное положение в общественно-политической, экономической деятельности всех Россиян. Сегодня есть множество проблем, связанных с режимом лесных ресурсов. Это, к примеру, профилактика пожаров, защиты лесов от вредителей, рационального лесопользования и борьба с бесхозяйственностью. В данной статье уделено внимание наиболее актуальным проблемам в области использования лесов. В статье приведены данные статистики, указаны основные проблемы использования леса в современных условиях и способы их решения на уровне государства.

Ключевые слова: лесной фонд, использование лесов, аренда, рекреационное использование леса, совершенствование законодательства.

Лес — особый фактор производства, без которого невозможна деятельность человека. Таким образом, вопрос поиска определенного баланса между рациональным использованием и охраной лесов имеет исключительную важность для устойчивого развития, при этом должен занимать ключевое место в политике нашего государства.

Долгие годы бессистемных реформ снизили значимость лесного хозяйства как отдельной отрасли экономики, ослабили правовой статус лесов. Следствие тому — деградация лесных экосистем, возрастание рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличение размеров причиняемого ими вреда, сокращение научного и кадрового потенциала, нарушение институциональных и экономических связей в лесной промышленности, разбалансированность в управлении и координации в лесном хозяйстве. Что касается проблем, связанных с сохранением и преумножением лесных ресурсов, наиболее актуальной сегодня кажется проблема использования лесов.

Существующие внутриотраслевые и макроэкономические проблемы определили достаточно низкую долю лесопромышленного комплекса в экономике РФ. Сегодня Россия продает не больше 3 % мирового экспорта по объему и не более 2 % по стоимости товаров лесного сектора. Это притом, что спрос на такой товар на мировых региональных рынках остается высоким, а. емкость лесных товарных рынков имеет тенденцию к увеличению [10].

Институт стратегически важных инвестиционных проектов в области освоения лесов не оправдывает сейчас в полной мере тех ожиданий в модернизации лесопромышленного производства, которые с ним связывались изначально. На данный момент можно наблюдать некоторый дисбаланс: государство предоставляет лицам, реализующим инвестиционные проекты в области освоения лесов, ряд преференций. К таким преференциям, например, относят заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукционов, двукратное снижение размера ставок платы за использование лесов на срок окупаемости проектов и т. д. Взамен получаем следующее: арендаторы фактически не занимаются восстановлением лесов, называя это «воспроизводством путем содействия естественному возобновлению»; цинично сводят «под ноль» транспортно доступные леса вдоль уже имеющихся путей сообщения, а под созданием лесной инфраструктуры часто подразумевается простое грейдирование грунтовок; не выполнение договорных обязательств, в части выплаты арендной платы и т. д. Поэтому сегодня, чтобы остановить варварское истребление лесов арендаторами, необходимо пересмотреть действующее законодательство внести поправки, а также ужесточить ответственность.

Как верно отмечает Г. А. Прешкин, «вопрос оптимального использования природного потенциала лесов не может быть решен без современной нормативной базы, она в комплексе дает возможность объективно оценивать ресурсный потенциал насаждений на участках и интерпретировать динамику его изменения в управлении экологически устойчивым лесопользованием» [9, с. 47].

Вопросы развития лесного хозяйства неоднократно докладывались Правительству и Президенту России, в результате дан ряд соответствующих поручений. Исполнение поручений потребовало внесения поправок в Лесной кодекс и смежное законодательство, разработки основной государственной лесной политики, переработки отраслевых госпрограмм. Так, в конструктивном взаимодействии с Правительством и профильными федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России, Рослесхоз) был принят ряд принципиальных изменений в лесное законодательство, реализующих стратегические документы в сфере развития лесного комплекса [8]. В результате «увидели свет» законы, направленные на создание механизма контроля за оборотом заготовленной древесины, снижение масштабов незаконных рубок лесных насаждений (415-ФЗ) [5], создание наиболее эффективной системы осуществления лесохозяйственных мероприятий специализированными госучреждениями, совершенствование системы лесного семеноводства (27-ФЗ) [4], развитие арендных отношений (250-ФЗ) [3], упрощение доступа к заготовке древесины на основании договоров купли-продажи для малого и среднего бизнеса, обеспечение права добросовестных арендаторов лесных участков на заключение соответствующих договоров аренды на новый срок без проведения аукционов, совершенствование правил проектирования и предоставления лесных участков с учетом специфики определения их границ, осуществления кадастрового учета (206-ФЗ) [2]. Несмотря на все поправки и изменения Лесного Кодекса, сегодня необходимо совершенствовать законодательство в данной сфере. Отметим, заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В. И. Кашин представил доклад на торжественном собрании, посвященном Дню работников леса, которое состоялось 18 сентября 2015 г., в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, в котором верно сказал: «Совершенствование лесного законодательства — основа устойчивого развития в сфере охраны и использования российских лесов» [6].

Отметим, сегодня деятельность с использованием лесных ресурсов часто экономически нерентабельна до того времени, пока она не связана с нарушением экологического законодательства и не предусматривает достаточно взвешенное использование природных богатств. По мнению Зиновьевой И. С., противостоять этой тенденции можно при помощи «разработки стратегий оптимизации для предприятий лесной промышленности, которые позволят значительно повысить их конкурентоспособность без снижения уровня экологической ответственности. Таким способом можно «безболезненно» вписать нормы лесопользования в план и характер деятельности предприятий отрасли» [11, с. 37].

Говоря о конкретных мерах по совершенствованию законодательства в сфере использования лесов, можно пояснить следующее. Нужно на законодательном уровне закрепить условия сдачи лесов в аренду под рекреацию, где на арендованных участках предприниматели построят базы отдыха, будут принимать любителей тихого отдыха, следить за состоянием леса на вверенной им территории. Таким образом, и лесной фонд будет цел и пополнение бюджета, да и людям будет, где отдохнуть. Важно, чтобы в документах, которые впоследствии будут приниматься на уровне субъектов РФ, подробно было описано использование лесного фонда в рекреационных целях. Только на 20 % этой территории, к примеру, можно будет построить базу отдыха. А оставшийся массив предприниматели будут обязаны содержать в жизнеспособном и противопожарном состоянии. Вместе с тем, на уровне закона нужно прописать о том, что изменять назначение лесного участка категорически запрещено. То есть, в данном случае лесной фонд нельзя будет применить, например, в целях стройплощадки коттеджного поселка. Данное положение важно в сегодняшних условиях, когда погоня за прибылью «закрывает глаза» как предпринимателям, так и чиновникам предоставляющих в аренду лесной массив.

Отметим, что в Лесном кодексе уже есть норма о рекреационной застройке (ст. 25 п. 8) [1]. Но в ней не прописаны четко правила сдачи в аренду, обязанности арендаторов по уходу за лесом. Данная новация нового закона о рекреационной деятельности сегодня крайне необходима. Но, новый закон не должен превратиться в очередную «лазейку», позволяющую возводить заборы, постройки для собственного обогащения или же отдыха отдельных «привилегированных» лиц, а не простых граждан.

Сегодня в РФ для рекреационного использования заключено более 14 тыс. договоров аренды. По сравнению с данными по всем арендованным лесам — цифра небольшая. Площадь арендованных участков для рекреации составляет 35 тыс. га. Это меньше 1 % от всех переданных в аренду лесов для всех типов пользования. И пока мало примеров, по данным Рослесхоза, когда такая аренда леса на самом деле делает доступным массовый отдых населения, способствует занятию спортом. Поэтому новый закон о рекреации необходим. Если сравнить с арендой лесов для заготовки древесины, то рекреация для государственной казны в 100 раз выгоднее, говорят в Рослесхозе [10]. Поэтому если все организовать верно, то сдача в аренду рекреационных участков будет выгодным делом, причем, для бюджета РФ, предпринимателей, и для обычных людей.

Договоры аренды заключаются сегодня во многих регионах, но существуют такие распространенные проблемы:

− введение «платы за воздух» — просто за въезд в лес, за проезд до прибрежной полосы, которая по сути в аренду не передается. Новые поправки в закон должны четко прописать запрет на такой вид деятельности со стороны предпринимателя;

− недобросовестность арендаторов. К примеру, на 01 марта 2016 года недоимка по платежам за использование лесных участков только в Свердловской области составляет 339,4 млн. руб. Безнадежная к взысканию недоимка на указанную дату составляет 78,8 млн. руб. [7]. Такая проблема есть везде, поэтому с целью снижения задолженности по арендной плате, нужно, на законодательном уровне ужесточать наказание (увеличение суммы штрафа, пени и неустойки), а для того чтобы исключить безнадежную к взысканию недоимку, целесообразно заключать договоры аренды лишь с теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых уставной капитал превышает арендную плату, на предполагаемый в аренду участок, за несколько лет.

Подводя итог изложенного необходимо сказать, что активность в работе над совершенствованием правовых основ устойчивого управления лесами, решение вопросов лесного сектора должна наращиваться. Так как вклад в лесное хозяйство — это долгосрочное и рискованное дело, но в тоже время необходимое.

Литература:

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Консультант Плюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_64299/

2. Федеральный закон от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений». Консультант Плюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181907/

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации». Российская Газета. [Электронный ресурс] URL:http://www.rg.ru/2014/07/25/les-dok.html

4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов». Российская Газета. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/03/14/lesnoi-dok.html

5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Консультант Плюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156534/

6. В. И. Кашин: «Совершенствование лесного законодательства — основа устойчивого развития в сфере охраны и использования российских лесов». Компартия РФ. Официальный сайт. 22.09.2015. [Электронный ресурс] URL: http://kprf.ru/activity/ecology/146756.html

  1. Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Официальный сайт. Арендаторы — неплательщики. 2016, [электронный ресурс] URL: http://forest.midural.ru/article/show/id/109
  2. Право на лес. Интервью директора Департамента госполитики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России И. Валентик. «Российские лесные вести». 21.08.2014. [Электронный ресурс] URL: http://lesvesti.ru/news/expert/7944/
  3. Прешкин Г. А. Разработка концепции, методологии и методики определения региональных нормативов экономической оценки лесных ресурсов (на примере Уральского региона): автореф. дис. д-ра экон. наук. — Екатеринбург, 2011. — 47 с.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства. Официальный сайт. Статистика. 2016, [электронный ресурс]URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/agency
  5. Экономические проблемы развития лесного фонда территории. Зиновьева И. С. Журнал «Актуальные проблемы экономики и права». Выпуск № 2 (22) /2012. — 37 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle