Библиографическое описание:

Сегизбаева А. Т., Мукашева Б. А. Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате? // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 64-65.



В рамках психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 7-х классов, каждый год психологической службой планируется ряд мероприятий по созданию благоприятных условий нахождения каждого учащегося, развития сплоченности и эмоционального комфорта в классе. Анализ работы за 2013-2015 годы показал, что тяжелее всего адаптироваться учащимся, проживающим в интернате, так как изменяется ситуация привычного образа жизни и окружения. Психологическая служба ведет журнал запросов и журнал консультаций. За 2014-2015 учебный год было проведено 332 консультации, из них 271 с учащимися. Один из часто встречаемых поводов обращений учащихся – это взаимоотношения с окружением (сверстники, семья, значимые взрослые) – 54% обращений, возможно, это связано с дефицитом конструктивных, коммуникативных умений и навыков, индивидуальными особенностями.

Работая с учащимися по программе адаптации, было выявлена группа учащихся, у которых возникали трудности в построении эффективных коммуникаций, а как следствие сложности в адаптации. С целью решения трудностей адаптации, кроме реализации программы адаптации, мы решили сделать акцент на развитие коммуникативных навыков у учащихся, проживающих в интернате. Коммуникативные умения и навыки выделены нами как основополагающие критерии успешной адаптации и в дальнейшем обучения и взаимодействия с окружающими.

Цель данного исследования – способствовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, проживающих в интернате в рамках психологического сопровождения процесса адаптации и успешной социализации.

Планируя работу с анализа литературы и подбора способа решения проблемы, мы остановились на теоретических представлениях Леонтьева А.А. о структуре психологии общения и аспектов развития социальных навыков. Развитие коммуникативных навыков – актуальная тема многих исследований и изучалась в разных аспектах, но в рамках интеллектуальных школ этот вопрос имеет практическую значимость, так как в нашей школе новая образовательная программа, а также условия проживания в интернате. В корректировке тематики исследования и обсуждение этапов работы и ожидаемых результатов мы консультировались с Исабековой Б. и Сегизбаевым Д.Е.

Изучая литературу, мы ознакомились с разными способами решения данной проблемы: тимбилдинг, тренинги, классные часы, дискуссии, дебаты, тематические встречи, индивидуальная развивающая работа с учащимся. В формате работы нашей школы и в рамках работы психолого-педагогической службы групповые занятия, беседы и консультации являются наиболее актуальными. Благодаря данным форматам работы создаются условия для развития и анализа собственных коммуникативных навыков. Реализуя решение проблемы, были разработаны тренинговые занятия, в составлении которых мы использовали учебные пособия Кружковой О.В., Сидоренко Е.В., Осиповой А.А., интернет ресурсы trepsy.net , http://azps.ru/, а также внедрение опыта по программе повышения квалификации «Управление конфликтами и стрессами в условиях педагогического процесса в школе» Для учащихся, проживающих в интернате – класс является условием развития и обучения, в силу этого формировать эффективные коммуникативные навыки у данной категории учащихся необходимо в рамках общения внутри класса.

С начала учебного года с учащимся 7-х классов были проведены тренинговые занятия на сплочение и создание благоприятной атмосферы в классе. Практикуя различные формы работы, в первой четверти проводились занятия с 2-3 классами одновременно, с целью вовлечения учащихся в ситуацию взаимодействия не только внутри класса, но и между классами.

В начале второй четверти проводились занятия с каждым классом, по результатам которых была проведена диагностика социально-психологической адаптации по методике Рождерса и Даймонда. Данная методика определяет уровень адаптации и те факторы, которые оказывают на нее влияние.

Ниже представлена таблица показателей адаптации учащихся 7-х классов.

Таблица 1

Интегральные показатели адаптации учащихся 7-х классов по уровням (%)

Адаптация

Принятие других

Интернациональность

Самопринятие

Эмоциональный комфорт

Стремление к доминированию

уровень

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

выс

сред

низ

40%

60%

0

65%

35%

0

65%

35%

0

80%

20%

0

50%

45%

5%

15%

70%

15%

7b

60%

40%

0

70%

30%

0

70%

30%

0

95%

5%

0

55%

40%

5%

0

70%

30%

7c

61%

38%

0

66%

33%

0

66%

33%

0

88%

22%

0

66%

33%

0

27%

67%

5%

7e

80%

20%

0

90%

10%

0

70%

30%

0

95%

5%

0

65%

35%

0

0%

65%

35%

7g

55%

45%

0

45%

50%

5%

70%

30%

0

80%

15%

5%

40%

55%

5%

25%

60%

15%

7f

53%

47%

0

65%

35%

0

82%

17%

0

94%

6%

0

76%

17%

6%

0

82%

17%

Все 7-е к.

58%

41%

0

67%

32%

0,80%

71%

29%

0

88%

11,6%

0,80%

58%

37%

3,50%

11%

69%

19,5

Согласно таблице 99% учащихся 7-х классов принимают других, 95% учащихся считают школьную среду эмоционально комфортной, что в целом может говорить о благоприятных тенденциях адаптации к новой школьной системе, учителям, одноклассникам. Ожидаемые результаты программы адаптации достигнуты, так как, большинство учащихся адаптировались к новым условиям обучения.

Однако в каждом классе есть учащиеся, у которых, согласно проведенной диагностике, а также по результатам наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью, есть трудности в принятии других и испытывающие эмоциональный дискомфорт (5%).

В рамках планирования этапов исследования мы обозначили работу во всех направлениях.

1 направление – работа с классом.

Тренинг «Эффективные коммуникации» в течение второй и третьей четвертях.

2 направление – взаимодействие участников, проживающих в интернате друг с другом.

3 направление – индивидуальные развивающая работа с учащимися.

В течение учебного года проводились тренинговые занятия, профилактические беседы, индивидуальные и групповые консультации, цель которых – развитие навыков взаимодействия с разными группами учащихся (по возрастам, по полу, по интересам, учитель-ученик). Было проведены: 4 тренинговых занятия, 2 профилактические беседы.

Проводя анализ нашего исследования и полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности социальных навыков ступенчатый и у каждого учащегося различный, какие-то из них учащийся использует в повседневной жизни, а другие даются ему с трудом. Это способствовало рассмотрению уровня коммуникативных навыков как модели социального поведения и планированию дальнейшей деятельности:

  1. Изучение существующих моделей социального поведения.
  2. Подборка диагностического инструментария с выделением критериев достаточного уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся нашей школы.
  3. Диагностика уровня развития социальных навыков учащихся, проживающих в интернате.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle