Библиографическое описание:

Юдина А. С. Символизм Победы в историческом контексте // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1146-1149.



Слова, значения, жесты, верования, религия и большая часть того, что совершается в жизни человека, имеет символическую природу. Каждый из нас ежедневно сталкивается с множеством символов и знаков, они окружают всех и каждого в течение всей жизни и способствуют формированию картины мира индивида. Одним из символов современности является символ Победы в Великой Отечественной войне.

Стоит сказать, что такая общая формулировка («Победа») универсальна, и отчасти именно потому правильная, что в данный символ каждый индивид часто вкладывает что-то свое сокровенное, личное, семейное, помимо государственного, патриотического и идейного. Идея, безусловно, важна, но в одиночку зачастую не действует, нужны дополнительные личные мотивы.

Символв широком смысле — вещь, которая обозначает или выражает что-либо (то есть это — то, что замещает реальные или воображаемые явления), как отмечает Уильям Уорнер (1898–1970) в своей работе «Живые и мертвые» [1]. Символ состоит из знака (метки) и значения (интерпретации). В целом, данный автор считает понятия «символ» и «знак» тождественными друг другу.

Символизм также изучал Эрнст Кассирер (1874–1945), который утверждал, что человеческая культурная жизнь имеет свою специфичность, в которой проявляется способность человека к символизации [2, c. 33]. Вместо того, чтобы определять человека как homosapiens, мы должны определять его как animalsymbolicum, так как каждый из организмов имеет свой собственный опыт. Каждый человек общается посредством знаков и символов и воспринимает мир как символическую систему. В связи с этим язык, миф, искусство и религия являются частями символического универсума. Как отмечает Э. Кассирер, между символом и знаком можно провести границу: символ — это основополагающий принцип человеческого бытия, а знак — сигнал [3, c. 13]. В результате, символ нельзя свести к сигналу, они принадлежат разным универсумам. Символ всегда существует в контексте культуры, отличается не единообразием и охватывает всю сферу человеческой жизни. Самое важное допущение, которое представляет Кассирер, заключается в том, что символ — крайне изменчивый и подвижный, отсюда возникает возможность манипулировать значениями, но, несмотря на это, он остается хранилищем смысла и талисманом [2, c.51]. Восприятие человеком мира физического и мира обычая неотделимы друг от друга. Миф, искусство, религия создают особые символические формы, которые уникальны и не способны сводиться к другой или же выводиться из неё.

Одним из символов Победы является праздник — День Победы. Как отмечает Щербинин А. И. в работе «Коммуникативная природа политического праздника», праздник связан с сакральными основаниями общества, обладает ритуальной наполненностью, где символы играют важную роль [4]. С целью определения символизма Победы стоит обозначить символы Победы, их границы. Для данного праздника с помощью уже проведенных опросов общественного мнения по разным версиям, можно выделить следующие символы:

‒ Знамя Победы,

‒ Парад Победы,

‒ Георгиевская лента,

‒ День Победы,

‒ Бессмертный полк,

‒ Памятники воинской славы,

‒ Стелы с именами фронтовиков,

‒ Города-герои, города воинской славы,

‒ Синий платочек,

‒ «Журавлики»,

‒ Метроном,

‒ Вечный огонь,

‒ Ветераны.

С течением времени символы подвергались модификации, сменяя друг друга, или же включались новые символы. В связи с выдвижением данного тезиса, представляется логичным в данном разделе уделить внимание динамике взглядов на праздник Победы в 1945–1970-е гг. и 1995–2016 гг.

Данные временные промежутки выбраны в связи с последовательностью определенных событий: каково отношение к Победе было в послевоенный период и спустя половину века, а также уточнить, почему настолько актуализирован праздник Победы в последнее десятилетие. В качестве источников информации выбраны исторические работы: Габович М. «Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа», Копосов Н. Е. «Память строгого режима. История и политика в России», Осокин А. Н. «Великая тайна Великой Отечественной войны. Ключ к разгадке», Млечин Л. «Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота», доступные выпуски газеты «Правда», материалы ТАСС, сайт «70 лет Победы», данные опросов Фонда «Общественное мнение».

По материалам ТАСС, первые два года (1945–1947 гг.) 9 мая был выходным днем, а с 1947 года и до указа Л. И. Брежнева в 1965 года День Победы не был выходным, не было и военного парада и широкого празднества [5]. Отношение к этому памятному дню было неоднозначным долгие годы. Иосиф Виссарионович Сталин отменил данный праздник ввиду ряда причин. По одной из версий, так как сам не оправдывал свои действия в начале войны. Он считал, что были допущены ошибки тактического и стратегического характера, унесшие немало жизней, и больше всего он боялся военных, которые имели к вождю немало обоснованных вопросов и претензий [6]. В конце 1940-х стало вполне очевидно, что военный генералитет не вполне лоялен к генсеку, прогнозировалось противостояние военной элиты и политической, в которой политическая элита, «отвоевавшая в тылу», имела все шансы потерпеть поражение и утратить авторитет [7]. Ввиду данных обстоятельств участие в военных действиях стало иметь институциональную почву: совершались выплаты фронтовикам. Была четкая необходимость сохранить набор символических средств, благодаря которому лидирующая роль отводилась партии. Никита Сергеевич Хрущев совершил довольно радикальные действия, отменив выплаты фронтовикам, соответственно, выразив тем самым официальную позицию «государства», руководствуясь принципом «прошлое должно оставаться в прошлом», потому как Советский Союз «одной ногой был уже в светлом будущем» [8, c. 399].

Праздник был восстановлен в период правления Леонида Ильича Брежнева в 1965 году [7]. Некоторые историки отмечают данный факт по-разному: с одной стороны, как попытку легитимировать фигуру генсека, а с другой — отмечают, что позиция Брежнева по вопросу войны была близка к представлениям простого народа [8, c. 400]. Впервые прошел парад Победы с присутствием иностранных делегаций, минута молчания, а также Константин Самсонов, Михаил Егоров и Мелитон Кантария вынесли знамя Победы (первый символ Победы). Именно с Брежнева начинается переворот в трактовке войны в целом, так как он имел опыт нахождения на передовой, знает ситуацию с позиции человека фронтового (хотя и не так глубоко познавшего всю соль военных действий в бою). Задача Леонида Ильича как генсека заключалась одновременно в реабилитации Сталина И. В. и войны. Он умело развёл данные позиции: о репрессиях не говорил, а войну позиционировал как подвиг народа (основной подвиг — это подвиг советского солдата), но одновременно упоминал о большом вкладе Иосифа Сталина в Победу над фашизмом [9]. Помимо возвращения Победы в официальный дискурс той современности, данная тематика находит свое отражение в творчестве — фильмы, песни, рассказы, мемуары и т. д. [10].

Стоит сказать, что с момента распада СССР и до 1995 года праздник Победы не отмечался. В 1995 году была 50-ая годовщина Победы, в канун которой Ельцин Борис Николаевич подписал ФЗ «О ветеранах», расширяющий льготы ветеранам войны и группу льготников [11]. В честь юбилея Победы открыты новые мемориалы и памятники (в деревне Прохоровка — музей Прохоровского танкового сражения, на Манежной площади — памятник Георгию Жукову и др.). 8 мая 2005 года состоялся военно-морской парад в Санкт-Петербурге, впервые ставший международным, с привлечением стран-участниц антигитлеровской коалиции [5]. Посетили парады (их было два: на Красной площади и на Поклонной горе) представители 56 государств, отказались от участия соседи из Балтии: Литва, Латвия, Эстония. С этого года парады проводились ежегодно.

В 2005 году, в честь празднования 60-летия Победы, запущена акция «Георгиевская ленточка» [5]. По сравнению с первыми юбилеями Победы, рассматриваемыми в данной работе, празднование памятной даты в 2005 году происходило довольно помпезно, с приглашением на парад лидеров 53 зарубежных стран. На следующий год наиболее ярким событием стало подписание Президентом Российской Федерации указов о присвоении званий «Городов воинской славы» Феодосии, Гатчине, Грозному, Петрозаводску и Старой Руссе [12]. Позже День Победы стабильно входит в сознание населения и неизбежно укореняется в качестве одного из главных праздников страны. Нередко такую популяризацию связывают с началом «переписывания истории»и попытками преуменьшить (порой свести к нулю) вклад советского народа в борьбу с фашизмом. Не случайно и то, что праздник Победы становится важной ценностной составляющей феномена ностальгии по советскому [13]. В 2012 году впервые прошло шествие «Бессмертного полка» (г. Томск), и праздник приобрел новую традицию.

Установление праздника Победы в качестве одного из главных праздников страны подтверждается одним из крупнейших исследований Фонда «Общественное мнение» [14]. Один из ключевых вопросов «Является ли День Победы для Вас особенным днем?» показывает удивительные результаты. Значимость данного праздника среди населения с каждым годом увеличивается (2003 год — 89 %, 2011 год — 93 % опрошенных). Индифферентность ко дню памяти, однако, остается относительно стабильной среди наиболее юной части молодежи (7 % опрошенных). Среди всех имеющихся государственных праздников День Победы занимает первое место, вытесняя праздники советской эпохи (День Октябрьской революции, Первомай) и относительно новые праздники Российской Федерации (День независимости России, День Конституции) [15].

Подтверждением вышеизложенному тезису служит 70-летний юбилей Победы в 2015 году. Опросы по-прежнему показывают высокую оценку и значимость праздника среди населения [16]. Политическая элита в лице первых лиц государства принимает непосредственное участие в праздничных мероприятиях. Во всероссийской (а уже и всемирной) акции «Бессмертный полк» принял участие Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин [17]. Глава государства не выражает двойственной позиции по отношению ко Дню Победы: «Самое главное — что мы осознаем это как большой, может быть, самый главный праздник в истории нашей страны» [18].

Население очень трепетно относится к празднику, свидетельством тому служат опросы общественного мнения. Во-первых, большинство людей считает этот праздник народным (а не государственным) [16]. Во-вторых, у абсолютного большинства опрошенных члены семьи воевали, и у 67 % населения некоторые члены семьи с фронта не вернулись. Эти данные отражают эмоциональную связь с историей праздника, делают его еще более ценным для населения, именно потому, спустя столько десятков лет, праздник не потерял своей актуальности. В 2016 г. народная акция «Бессмертный полк» охватила свыше сорока стран мира, а в России собрала под портретами народных героев свыше 1 млн человек. Тем самым «Бессмертный полк» стал одним из ключевых символов Дня Победы — праздника, который конструирует сегодня патриотическую реальность, влияет на восприятие политического времени (праздничный цикл) и выступает как коллективный институт социализации новых поколений [19, 20, 21].

Литература:

  1. Уорнер У. Живые и мертвые. М. — СПб. — Университетская книга, 2000. 671с.
  2. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. — 280 c.
  3. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. — 272 c.
  4. Щербинин А. И. Коммуникативная природа политического праздника. // Политический маркетинг. 2007. № 6. С. 17.
  5. Материал ТАСС «Этот День Победы»: когда 9 мая стало выходным и как отмечали праздник в СССР и России. [Электронный ресурс]: URL: http://special.tass.ru/obschestvo/1832561 (дата последнего обращения 22.04.2016).
  6. Электронная версия газеты «Правда» (майские выпуски 1946 года) http://ihistorian.livejournal.com/258546.html (дата последнего обращения 06.04.2016).
  7. Осокин А. Н. Великая тайна Великой Отечественной войны. Ключ к разгадке. С. 276.
  8. Млечин Л.Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота. С. 399.
  9. Брежневский застой. Лекция Хусаинова Р. В. [Электронный ресурс]: URL: http://www.husain-off.ru/hb2n/h2lekc30.html (дата последнего обращения 09.04.2016).
  10. Раздел сайта, посвященный советскому творчеству (военная тематика). [Электронный ресурс]: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. URL: http://www.may9.ru/films (дата последнего обращения 02.04.2016, доступ — ограниченный).
  11. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  12. Указы о присвоении звания «Город воинской славы» Старой Руссе, Гатчине, Петрозаводску, Грозному и Феодосии. [Электронный ресурс]: Официальный сетевой ресурс Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49205 (дата последнего обращения 07.04.2016).
  13. Щербинин А. И., Щербинина Н. Г. Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 3. С.7–23.
  14. Климова С. Победа наша или Сталина?/ Социальная реальность. [Электронный ресурс]: www.fom.ru. URL: http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post-115.pdf (дата последнего обращения 22.04.2016).
  15. Калачева О. Празднование как индикатор социальных изменений: старые и новые праздники постсоветской России/ [Электронный ресурс]: Телескоп (журнал социологических и маркетинговых исследований). URL: http://www.teleskop-journal.spb.ru/?cat=30&type=by_theme&value=22&id=218 (дата последнего обращения 22.04.2016).
  16. День Победы — это народный или государственный праздник? [Электронный ресурс]: Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru. URL: http://fom.ru/Proshloe/12152 (дата последнего обращения 22.04.2016).
  17. Путин с портретом отца-фронтовика присоединился к шествию «Бессмертного полка». [Электронный ресурс]: ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/1959120 (дата последнего обращения 22.04.2016).
  18. Путин: где бы ни отмечали День Победы — главное, что искренне. [Электронный ресурс]: РИА-Новости www.ria.ru. URL: http://ria.ru/victory70/20150510/1063657007.html#ixzz46YL3C9nq (дата обращения 22.04.2016).
  19. Щербинина Н. Г. Конструирование виртуальной реальности и героический брендинг политического товара// Политический маркетинг. 2009. № 2. С. 34–57.
  20. Щербинин А. И. «Красный день календаря»: формирование матрицы восприятия политического времени в России// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2. С.52–69.
  21. Щербинин А. И. Вхождение в политический мир (теоретико-методологические основания политической дидактики // Полис. Политические исследования. 1996. № 5. С. 136–145.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle