Библиографическое описание:

Кощегулова Б. Б. Как сформировывать навыки самообразования у учащихся на уроках биологии // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 45-46.



Работая в школе, я поняла, что знания учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит школьник на уроке, забывается в тот же день, если учащийся самостоятельно над ней не поработал (проговорил, повторил, записал, объяснил), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Психологи отмечают, что учебный процесс протекает наиболее эффективно в том случае, когда учитель на уроке дает возможность ученикам работать самостоятельно. Сверхактивные действия учителя на уроке оборачиваются пассивностью школьников. Я считаю, что ученику необходимо давать больше свободы и более активно втягивать его в самостоятельную работу (добывать новую информацию и рационально ее использовать). В этом и заключаются ожидаемые результаты работы по данной проблеме

Большинство педагогических технологий одной из своих целей ставит формирование самостоятельности и творчества.

Цель организации самостоятельной работы учащихся на уроке: развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

- включение учащихся в активную деятельность;

- организация навыков самообразования;

- формирование умений самостоятельной работы;

- повышение уровня самоорганизации и самоконтроля.

Самостоятельная работа не дает возможности сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность школьников не только по овладению знаниями, умениями и навыками, но и по овладению способами деятельности.

Признаками самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности являются:

- наличие цели самостоятельной работы;

- наличие конкретного задания;

- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

- определение формы проверки результата самостоятельной работы;

- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Чтобы учащиеся на занятиях активно включались именно в самостоятельную мыслительную работу, необходимо сочетать все возможные формы организации учебной деятельности. Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, – навыки критического мышления, умение прогнозировать результаты работы, способность к адекватной самооценке, стремление индивидуально получать новые знания и умение работать в команде. В связи с этим при организации самостоятельной работы на уроке используются разнообразные формы организации учебной деятельности:

Коллективная или фронтальная – весь класс получает одинаковое задание на одинаковый промежуток времени;

Звеньевая – группы учащихся, объединенных по определенным критериям (организованные или типологические), получают разные задания по уровню сложности при работе над одинаковым вопросом или работают над разными вопросами;

Кооперативно-групповая – группы учащихся, получают разные задания, но работают на благо всего класса. Например, в теме “Эволюция нервной системы” (7 класс). Перед учениками ставиться вопрос: “Как шла эволюция нервной системы у животных?”. Класс разбивается на 4 группы, каждая из которых получает учебный материал и ведомость, в которую оформляет результат своей самостоятельной работы. На их основе оформляется сводная таблица, которая позволяет ответить на поставленные перед классом. [1, с. 151]

Таблица 1

Эволюция нервной системы

Животное

Тип нервной системы

Особенности нервной системы

Рисунок

Например, гидра

Диффузная (сетчатая)

Нервная система состоит только из нервных клеток (между собой связанных)

Для заполнения

Индивидуальная – каждый ученик самостоятельно работает над заданием. Такая форма позволяет учитывать особенности и темп работы учащихся в усвоении знаний, такую форму работы можно предлагать ученику, пропустившему много учебных занятий, не усвоившему какой-то раздел программы, работающему в ускоренном или замедленном темпе на уроке.

Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается при индивидуальной и групповой организации самостоятельной работы, хотя это усложняет работу учителя. Чаще всего используется сочетание нескольких форм на одном уроке.

При организации самостоятельной работы на разных этапах урока биологии возможно применение разнообразных методов:

1. Работа с учебной литературой.

Данный метод является преобладающим при получении новых знаний. Учащиеся получают информационные бюллетени, статьи, ноутбуки, которые прорабатывают и преобразовывают в соответствии с предложенным заданием.

2. Работа с дидактическими карточками.

Для организации самостоятельной работы используются рисунки, таблицы, диаграммы. Дидактические материалы разделены на три группы:

- для получения новых знаний (инструктивные карты для организации самостоятельной работы);

- для применения полученных знаний (сборники заданий-тренажеров);

- для проведения контроля (карточки-задания).

3. Игровая деятельность.

Игра наряду с трудовой и учебной деятельностью является важным средством организации самостоятельного обучения школьников. Используются для повышения мотивации изучения биологии и позволяют в доступной форме повторить сложный материал или проявить эрудицию с новым. [2, с. 95] На уроках биологии часто используются такие игровые моменты и игры как:

- викторина;

- найди ошибку;

- убери лишнее;

- настольные лото и домино по биологии;

- имитационные игры: “Поле чудес”, “Пойми меня”;

- ролевые игры;

- разгадывание и составление кроссвордов.

В результате моего исследования, я организовала работу по схеме: интерес →активное участие→ творчество →контроль, и получила следующие результаты:

- заинтересованность учащихся на уроках;

- организация работы в группах, в парах;

- развитие коммуникативных возможностей;

- активизация познавательной деятельности.

Таким образом, в результате организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии позволяет не только получить знания, умения и навыки по предмету, но и овладение, различными видами учебной деятельности, выводя учащихся на уровень компетенций.

Литература:

  1. Jarvis, P., J.Holford and C.Griffin (eds) (2004) The Theory and Practice of Teaching. London: Routledge and Falmer (2nd edition)
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. – 1136 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle