Библиографическое описание:

Ткаченко Е. Р. Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1304-1306.



Невзирая на намеченные положительные стремления в развитии общества, мы живем в сложное время нашего государства, и именно подрастающее поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В большой степени разрушены прожитые устаревшие формы поведения и ценные традиции. Молодое поколение утрачивает смысл происходящего и не имеет определённого жизненного опыта, который бы сохранил свою особенность и сформировал здоровый результативный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь в стрессовых ситуациях, не готовы к их прохождению и страдают от вероятных негативных последствий. Это способствует поиску средств решения тяжелых жизненных ситуаций.

В таком положении на первое место вышла наркомания подростков, различные виды злоупотреблений психотропных препаратов и алкоголя, что способствует повышению количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности в обществе, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому. [1]

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании подрастающего поколения, с целью развития потребности ведения здорового образа жизни, получения высокого уровня образования и поиска себя в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, продолжительный по времени. Проводимая работа направлена на формирование, основ защиты прав и интересов детей, профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних. Для достижения положительных результатов в своей деятельности школы основываются на нормативно — правовой базе: Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы, положение об общественном управлении, положением о службе примирения и др. [4]

Основной задачей в работе является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

В данной статье мы попытаемся проанализировать суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

‒ меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

‒ меры специальной профилактики, помощь нуждающимся в особом педагогическом внимании и проведение работы с ними индивидуально.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформирования личности молодого поколения, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении являются следствием нарушений в обществе. Наиболее значимые дефекты межличност-ных отношений, с которыми ребенок сталкивается в школе.

Один из дефектов — это стрессовые способы проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Например, проверка диктантов и сочинений всегда сопровождается исправлением и озвучиванием ошибок учащегося. Но, к сожалению, педагог относит сделанные в работе ошибки учащегося на личностные отношения. Отсюда формирование у детей неуверенности, незащищенности, появления чувства тревоги и небезопасности, приводящих к поиску иных способов обретения уверенности и снятия тревоги.

Следующий недостаток — это негативное отношение к определенным учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы.К таким подросткам складывается особое отношение, заключающееся в отождествлении неуспехов ученика, его поведении и его личности в обществе, сопровождающееся навешиванием ярлыков: «лентяя», «двоечника», «хулигана», «бездельника». Самостоятельного выхода из данной ситуации ребенок не видит, а педагоги не всегда понимают, что дети, растущие в неблагополучной семье, или которых неправильно воспитывают, не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. У одних это проявляется уже в начальных классах, у большинства — в подростковом возрасте.

В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. В противном случае — у них складывается отрицательное отношение к обучению.

Большой вред наносит убежденность некоторых педагогов в умственной неполноценности таких учеников, что формирует у них чувство неуверенности, настраивает против педагогов и школы в целом.

Неправы и те педагоги, которые утверждают, что отдельных учеников «нельзя ничем заинтересовать» или что их «интересует только плохое».

Исследования показывают, что очень многих подростков с отклонениями в поведении привлекает техника, современная музыка, спорт, они положительно относятся к тем учебным предметам, где их не унижают, а поддерживают.

Еще один из дефектов — это непрофессионализм педагога.Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания, их уроки неинтересны, и без рационального подхода к учащимся. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие — нарушение дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому педагогу.

К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы.

Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточное трехстороннее взаимодействие с администрацией школы, атмосфера отношений в школьном педагогическом коллективе, отсутствие контроля ошибок педагога, ограничения ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями. [3]

Профилактика подсказывает необходимость создания в школе условий, не провоцирующих отклонения поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков.

Организация в школах курсов дополнительного образования, культурно-образовательных центров, осуществление досуговых программ, организация различных видов самодеятельности, детских объединений, проведение семейных мероприятий, — эффективный метод профилактики отклоняющегося поведения и повышения интереса к школе.

Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Основой является поддержание корпоративного духа, увеличение возможностей учащегося. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада школьной жизни, не провоцирует отклонения от норм поведения, установленных школьным сообществом.

В последние годы в школах появился новый метод работы с подростками, заключающийся в направленности на включение учащихся в творчестве, развитие их гражданской ответственности перед обществом.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед школами стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В образовательных учреждениях должен быть разработан и осуществлен план мероприятий с целью обучения учащихся культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

‒ создание уклада норм школьной жизни;

‒ оказание помощи учащимся в познании своих прав и обязанностей, умении их применять и отстаивать;

‒ оказание помощи подросткам понять взаимосвязь личной свободы и ответственности человека перед обществом;

‒ помощь учащимся осознать возможность решение споров правовыми методами;

‒ воспитание навыков правовой культуры.

Классным руководителям рекомендуется анализировать результаты профилактической работы с несовершеннолетними. Социальный педагог должен проводить внеклассные мероприятия на правовую тематику, принимать участие в выявлении неблагополучных жилищных условий для воспитания ребенка, изучать особенности, склонности, интересы учащихся, а в школе проводить контроль поведения детей, склонным к правонарушениям, обсуждать проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях.

Литература:

  1. Батышев С. Я., Новиков А. М. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009 г., — 456 с.
  2. http://veselajashkola.ru/shkola/profilaktika-prestupnosti-nesovershennoletnix-osnovnye-mery-i-programmy/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle