Библиографическое описание:

Кабиева Д. Д. Исследование в действии: Как развить музыкальные и художественные навыки у учащихся со слабовыраженным творческим мышлением? // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 38-40.


  1. Почему мы решили заняться исследованием в действии

Работая с учащимися 7 класса, внедряя Интегрированную образовательную программу по предмету «Искусство», куда входят два компонента, музыка и изобразительное искусство, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, которое связано именно с развитием музыкальных или художественных навыков. Безусловно, развитие художественных и музыкальных способностей – это далеко не новый предмет исследования. Этой проблемой занимаются давно, данная тема вызывает интерес людей во все времена. Однако, только сегодня в Назарбаев Интеллектуальной школе проводится интеграция двух предметов, когда учащийся должен обладать разным типом мышления, уметь «видеть» и «слышать», а также исполнять, сочинять и импровизировать. В связи с новыми требованиями и затруднениями моих учеников я решали исследовать эту проблему и найти пути решения для улучшения результата моих учеников.

2.Как начиналась работа

Целями моего исследования являются:

- Изучить проблему развития художественно-музыкальных способностей учащихся среднего звена, а именно тех ее аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности на уроках искусства по Интегрированной программе;

- Выявить основные компоненты художественных и музыкальных способностей на основе анализа литературы;

- Определить благоприятные условия для развития художественных и музыкальных способностей учащихся;

- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей у учащихся среднего звена;

- Определить эффективность работы различных методик в отношении развития художественных и музыкальных способностей, навыков и умений.

Изучив литературу по теме моего исследования, я пришла к выводу, что в мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно. Я выяснила, что творчество в подростковом возрасте основано на подражании, которое служит важным фактором развития ученика, в частности его художественных способностей. Теперь я понимаю, что моя задача, как современного учителя опираться на склонность у учеников к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Если же говорить о развитии музыкальных способностей, то современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с первых дней пребывания в школе. Очень часто сегодня я встречаю таких учеников, которые любят петь, хотят играть на музыкальных инструментах, рисовать, создавать поделки. Я понимаю, как важно, чтобы рядом оказался тот педагог, который вовремя заметит эти стремления и поможет раскрыть всю красоту искусства.

3.План исследования

После того, как я определила проблему, я составила для себя план работы:

  1. Изучить особенности развития музыкальных и художественных способностей у детей подросткового возраста;
  2. Выявить уровень развития творческих способностей, посредством уроков искусства;
  3. Проанализировать педагогические условия для развития творческих способностей;
  4. Разработать и апробировать серию вариативных заданий на уроках музыки и искусства;
  5. Определить уровень развития музыкальных и художественных способностей после проведения исследования;

4.Пути решения проблемы

Изучив теоретические вопросы исследования, я выделила, что с психологической точки зрения именно школьный период является благоприятным для развития творческих способностей детей. Музыкальные способности развиваются через все виды деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Мне как учителю, необходимо грамотно организовывать деятельность на уроке, создавая все условия для развития способностей.

Я выявила критерии и показатели, уровни музыкальных и художественных способностей. В течение исследования я проверяла влияние разнообразных видов деятельности на восприятие учеников, на их успех или затруднения.

Для решения проблемы на уроках музыки я проводила такие задания, которые бы способствовали бы:

  1. установления уровня развития ладового чувства;
  2. установления уровня развития музыкально-слуховых представлений;
  3. установления уровня развития чувства ритма;
  4. оценки уровней развития музыкальных способностей;

Достижение цели исследования я видела через задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к искусству;

2. Развитие слуха и голоса детей;

3. Формирование творческого мышления учащихся;

4. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

5.Результаты

В результате исследования в действии учащиеся 7 класса имеют представление о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной грамотности, графическом моделировании (ритма, динамики темпа). На сегодняшний день учащиеся могут создавать ритмические композиции, варьировать исполнение, изменять и дополнять его, интонировать семиступенный звукоряд, определять характер прослушанного музыкального произведения, жанр, темп, динамику.

6.Что не получилось

Однако наряду с успехами моих учеников, я наблюдаю и недочеты. Это легко объясняется тем, что формирование творческого мышления и развитие творческих способностей – это процесс долгий и требует времени.

7. Наши дальнейшие действия

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет добиться качественных результатов:

- положительный эмоциональный комфорт на уроках;

- высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;

- положительное отношение к предмету, учителю.

В связи с этим, чтобы усовершенствовать процесс развития творческих способностей учащихся можно за счет интеграции предметов эстетического цикла, межпредметной связи, дополнительных занятий, выступлений на школьных и внешкольных мероприятиях и т.д.

Литература:

  1. Константин Плужников: Вокальное искусство. Учебное пособие. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/525014/
  2. Петр Чайковский: Руководство к практическому изучению гармонии. Учебное пособие Подробнее: http://www.labirint.ru/books/525018/
  3. Изобразительное искусство - Часть 3 - Учебник для 5-8 классов - Основы композиции - Сокольникова Н.М. - 1998
  4. Изобразительное искусство, 7 класс, Сулаймонов А., Абдуллаев Н., 2006

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle