Библиографическое описание:

Жабагина Р. М. Как развить дивергентное мышление учащихся при решении нестандартных задач // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 30-33.


  1. Почему я решила заняться исследованием в действии

В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастают требования к современной школе. Одной из главных задач является - воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни, что заложено в новых подходах к обучению и в требованиях, выдвигаемых к современному уроку, в котором учитель, использует все возможности для развития личности ученика, и кардинально меняется роль учителя из организатора деятельности в помощника, консультанта и где учащиеся сами «добывают» знания, в групповой, парной и индивидуальной работе. Используемые стратегии касаются не только вопросов преподавания, и содержательной направленности реализуемых исследований, а содержат персональную обратную связь с каждым учащимся. Достаточно высокие требования выдвигаются и к обучению в физике, которая способствует формированию научного мировоззрения учащихся.Большое место на уроках отводится решению задач. Работая над раскрытием способностей учащихся через развитие мышления, памяти я обратила внимание на то, что не всегда учащиеся могут применить полученные знания на практике, не могут связать изученный материал с повседневной жизнью, не могут связать новую информацию с реальной жизнью. Решение задач на уроках физики является неотъемлемой составной частью учебного процесса потому, что позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивает физическое мышление учеников, навыки применения знаний на практике. Тема моего исследования «Как развить навыки дивергентного мышления учащихся при решении задач на уроках физики» является способом проверки и систематизации знаний и дает возможность проводить повторение, расширять и углублять знания. Поэтому, данную тему исследования я считаю очень актуальной, развивая навыки решения задач на уроке, мы способствуем лучшему усвоению полученных знаний, закреплению материала, развитию творческих способностей учащихся. Очень часто мне приходилось на уроке сталкиваться с ситуацией, когда ученик правильно дает определение физической величины, записывает формулу, называет единицы измерения, но не может вывести формулу из данной, не может понять суть данной задачи, не учитывают данные условия, не анализируют условие задачи. Поэтому данную тему я считаю очень актуальной, ведь изучение физики на 20% состоит из теории, а остальное составляют демонстрации, эксперименты, практические и лабораторные работы, и решение задач. Без практики невозможно понять теорию, можно учащемуся 100 раз рассказать об электрической цепи, но он лучше поймет ее, если сможет сам подобрать приборы, составить цепь и провести необходимые измерения и вычисления

  1. Как начиналась работа– планируя данное исследование, я изучила статью А. В. Горинова «Развитие творческих способностей школьников на уроках физики»,Саблина О. М. О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников, В. Л. Дильман в «Механизм творчества решения нестандартных задач», затем запланировала и провела коучинг среди учителей методического объединения и со студентами, пришедшими в нашу школу на практику

Таблица 1

План проведения коучинга по данному вопросу

Цель

1. оказать содействие участникам в применении методов дивергентного мышления при решении нестандартных задач по физике,

  1. овладеть приемами и методами обучения для развития дивергентного мышления учащихся при выполнении практических работ

Задачи

  1. выстроить видение применения дивергентного мышления на уроке
  2. показать на практике использование стратегий критического мышления для развития дивергентного мышления

Ожидаемые результаты:

  1. учителя целенаправленно будут применять различные стратегии критического мышления в процессе развития навыков решения задач,
  2. учителя смогут подбирать необходимые техники для развития навыков решения задач.

Ключевые идеи:

  1. Использование методов дивергентного мышления при проведении практических работ.
  2. «Дивергентное мышление» проявляется, когда происходит процесс рассуждения, формулировке выводов или решения проблем. Выполнение практических работ.
  3. «Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся. Познавательная деятельность, креативность, развитие личности

По данному вопросу я консультировалась с учителями, работающими в моей творческой группе и работающими в параллели 9 классов, после этого я составила план по реализации данной темы исследования.

  1. Пути решения проблемы

Исследование данной проблемы я начала с изучения видов задач, попыталась применить их на любом этапе урока, (а не на закреплении как это бывает обычно), рассмотрела классификации, методы и последовательность решения задач, через различные стратегии критического мышления, я попыталась поднять уровень мотивации отдельных учащихся, применить их для создания проблемной ситуации на уроке, для выхода на тему урока, формирования практических умений и навыков, развития творческих способностей учащихся. Результаты анкетирования требовали задуматься над возникшей проблемой:

- не всегда понятно условие данной задачи – 7 учащихся 58%,

- не могут назвать процессы и явления, в данной задаче – 6 учащихся (50%),

- не могут сами решить задачу (решают с помощью одноклассника, подсказки, справочного материала, вопросов к учителю) – 5 учащихся (40%),

- не всегда анализируют полученный ответ – 6 учащихся (50%). Данные показатели свидетельствовали о том, что проблема есть, и учащиеся не имеют правильных навыков решения задач.

Для проведения исследования в действии я выбрала 9 класс. Все учащиеся успевают на «хорошо» и «отлично». Учащиеся в выбранном мною классе на уроках физики проявляют повышенную мотивацию и интерес к выполнению тестовых задач и лабораторных работ, но при этом затрудняются при решении задач. К выбору тем последовательных уроков, проведённых в данном классе, я подошла с мыслью о том, что темы «Энергия. Закон сохранения энергии», помогут им в будущем при итоговом оценивании, так как эти темы являются для учащихся труднодоступными, но в то же время интересными и увлекательными. Мне хотелось, чтобы при изучении данных тем на уроках учащиеся научились самостоятельно находить пути решения разноуровневых задач, применяя при этом приёмы и методы их решения. Задачи на данную тему можно было решать графически (методом построения), аналитически (с помощью формул) и экспериментально (при проведении лабораторной работы). Учащиеся, используя данные методы решения задач, сделают вывод для себя о том, что решение задач сводится не только к применению формул, при этом я выступала в роли наблюдателя, и направляла их деятельность, чтобы они учились самостоятельно находить проблемы и пути их решения, использовала при этом техники критического мышления, такие как мозговой штурм, вопросы по таксономии Блума, стратегия «Инсерт» (для анализа решения задачи), кластер по составлению алгоритма решения задач. Вместе с учениками разрабатывали критерии оценивания. На каждом из проведённых уроков ученики оценивали как свою работу, так и работу своих одноклассников по этим критериям. И хочется отметить, что эту работу учащиеся выполняли с большим удовольствием.

Для проведения исследования я выбрала 3 учеников с высоким, средним и низкими способностями решения задач.

Ученик А – ответственный, высокий уровень мотивации к обучению, организован и собран на уроке. При решении задач затруднения испытывает при выполнении качественных задач, когда конкретно нужно применить полученные знания в реальной жизненной ситуации.

Ученик В – спокойный, уравновешенный со средней мотивацией к обучению. Имеет определенный запас знаний по предмету. Очень стеснительный, не любит выступать перед классом, предпочитает показывать свои знание письменно, всегда выполняет стандартные задания. К уроку всегда готов, но не всегда проявляет инициативу. Исследование в действии позволит ему раскрыться как личность, научиться взаимодействовать с одноклассниками, перебороть страх и барьеры в обучении, и решать более сложные задания повышенной трудности.

Ученик С - ученик с ниже средними достижениями в учебе. На уроках он малоактивен, нет заинтересованности в результатах своей деятельности. Часто находит причины для невыполнения заданий или выполняет задания по шаблону. Практически нет навыков решения задач. В процессе исследования повысить уровень мотивации к обучению, привить навыки решения задач.

Анализ данных

При проведении уроков по теме исследования мною было собрано достаточно информации, чтобы сделать выводы о повышении мотивации к обучению учащихся, к развитию навыков решения задач. В начале проведения уроков я провела анкетирование «Умеешь ли ты решать задачи?» с целью выявления проблем учащихся. После серии уроков я вновь провела такое же анкетирование, по которым получила следующие результаты:

Таблица 2

Результаты анкетирования

результаты анкетирования

до уроков

после уроков

не всегда понятно условие задачи

7

5

не всегда понятны процессы, в условиях задачи

6

4

При решении задач:

решают самостоятельно,

могут обратиться за помощью к однокласснику,

с подсказкой (учебника, вопросов к учителю),

с помощью Интернета

3

5

3

3

2

3

3

При неверном решении задачи

буду искать другие способы

оставлю все как есть

обращусь за помощью к тому, кто ее решил

2

5

3

1

6

5

не анализируют полученный ответ

6

-

Как видно из результатов анкетирования, увеличилось число учащихся, решающих самостоятельно задания и тех, кто будет сам искать дополнительную информацию, для того, чтобы решить задачу другим способом. Но самое главное мало осталось тех, кто оставит все как есть, и нет учащихся, которые не анализируют полученный ответ. Часто имеют место случаи, когда полученное значение намного превышает реальное, а учащийся не обращает на это внимание, теперь получив ответ, учащийся сопоставляет его с реальным (эталонным) и уже сам определяет правильно ли он решил задачу, что свидетельствует о развитии познавательной активности. Вот здесь я с уверенностью могу сказать о том, что достигается целенаправленное изучение предмета, возникает интерес к предмету, появляется дух соперничества между учащимися, что, по-моему, является необходимым условием для роста личности. Проблема, которую я хотела решить, в результате данного исследования не нова, она не возникла сама по себе, она существует на протяжении всего обучения. Мне хотелось как то по – новому взглянуть на нее, чтобы у учащихся появился интерес к решению задач, и я думаю это мне в какой - то мере удалось. Раньше в основном задачи на уроке мы решали индивидуально или в парах, но групповую форму при решении задач я не использовала. Также те стратегии, которые применялись на уроке, позволили учащимся вслух произнести проблемы, проговаривать каждый этап решения, что в целом дало положительные результаты.

Что не получилось

в результате исследования сложным остается для учащихся решение структурированных задач, часто рассматривают один путь решения задачи, в основном сводится к использованию расчетных формул, но в связи с тем, что времени прошло немного, я думаю, в дальнейшем проблема будет решена.

  1. Мои дальнейшие действия

- в дальнейшем я буду продолжать данное исследование, хочется применить данное исследование не только к задачам в физике, но и к использованию межпредметной интеграции, знаний по предметам естественно – математического направления, для решения задач, связанных с реальными проблемами.

Литература:

  1. А. В.Горинова «Развитие творческих способностей школьников на уроках физики».
  2. Саблина О. М. О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1280-1283,
  3. В. Л. Дильман в «Механизм творчества решения нестандартных задач», затем запланировала и провела коучинг среди учителей методического объединения и со студентами, пришедшими в нашу школу на практику.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle