Библиографическое описание:

Ермекова А. А. Оценивание навыков высокого уровня через онлайн инструменты на уроках информатики // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 24-28.



В практике учителя вопрос оценивания качества обучения всегда актуален, так как без процесса оценивания сложно определить насколько эффективно проходит обучение. Творческому учителю характерен постоянный поиск нововведений и внедрение их в свою практику требует терпения и тщательного анализа. Вводить инновации ради инновации не имеет смысла, поэтому любая инновация в практике учителя – это результат научных поисков передового педагогического опыта отдельных учителей и даже целых коллективов. Существующее многообразие онлайн инструментов позволяет опытному учителю реализовать ведущую педагогическую функцию: оценивание формируемых знаний и навыков, тем самым способствовать развитию учащихся. Академические стандарты обучения в Назарбаев Интеллектуальных школах направлены на формирование у учащихся навыков мышления высокого уровня (НВУ). В интегрированных образовательных программах (ИОП) они отмечаются как навыки группы 2: анализ, синтез, применение, оценка. Преобладание в процессе обучения заданий на формирование и на оценивание навыков высокого уровня (НВУ) будет способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Таким образом, проблема исследования: определить возможности онлайн инструментов для оценивания навыков группы 2 (НВУ) на уроках информатики в 8-10 классах Назарбаев Интеллектуальной школы.

Объект исследования: онлайн инструменты, используемые на уроках информатики для проведения процесса оценивания.

Обоснование выбора базы исследования: Выбор 8-10 классов Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара был обусловлен тем, что в ИОП этих параллелей изучается процедурное и объектное программирование, что уже является достаточно сложным материалом для учащихся, а в 11 и 12 классах информатика является предметом по выбору. Поэтому, практически интерес у нас вызывает процесс оценивания классов, где информатика изучается как обязательная дисциплина.

Ожидаемые результаты:

1) повышение уровня качества выполнения ВСО при выполнении заданий на навыки группы 2;

2) повышение познавательного интереса учащихся к предмету;

3) повышение ИКТ-компетенций учащихся.

Что нужно было сделать?

Во-первых: анализировать цели обучения в ИОП по информатике в 8-10 классах, проверяемых через навыки группы 2 (НВУ). Такой анализ мы посчитали необходимым, так как он дает реальную картину целей обучения, проверяемых через навыки группы 2 (НВУ). От реализации этих целей обучения зависит процесс формативного оценивания, которое учитель организует на уроке.

Во-вторых: определить «популярные» методы оценивания НВУ, используемые учителями информатики в 8 -10 классах.

В-третьих: апробировать на практике оценивание НВУ через онлайн инструменты;

В-четвертых: сделать выводы по результатам исследования об эффективности использования онлайн инструментов для оценивания навыков высокого уровня.

Для начала рассмотрим вопрос, что понимается под мышлением высокого уровня. Известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy), включающая в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня [1]. Под мышлением высокого уровня (Higher Order Thinking Skills) понимается такой стиль мыслительной деятельности, когда учащийся умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований [2,3].

В ходе исследования стояла задача определить часто используемые формы проведения оценивания на уроках информатики. В таблице 1 представлены наиболее часто применяемые в практике учителей информатики формы оценивания. Одним из самых популярных ресурсов,используемых учителями информатики является ресурс edmodo.com.

Таблица 1

Инструменты оценивания для проверки достижения целей обучения на навыки группы 2 (НВУ) на уроках информатики

Формативное оценивание в бумажном виде

Практические задания на компьютере

QUIZ (edmodo.com)

learningapps.com

Stady stack

Устная форма оценивания

8 класс

31%

29%

32%

4%

2%

2%

9 класс

21%

32%

26%

2%

10%

9%

10 класс

22%

40%

23%

3%

9%

3%

Для принятия решения о достижении цели обучения используются критерии успеха, которые определены в документе «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся» [4]. Формативное оценивание проводится систематически. Учитель может изменять критерии успеха, но не отходить от основной цели обучения. Здесь проявляется опыт учителя в отборе более качественных заданий. Анализируя задания формативного оценивания, используемые в процессе обучения можно отметить такие негативные моменты:

- преобладание тестовых заданий с вариантами ответов, то есть преобладают задания на навыки низкого уровня;

- преобладание заданий в learningapps.com на проверку навыков низкого уровня: знания и понимания;

- низкий процент заданий на креативность, дивергентное мышление, творчество;

- применение возможности теста QUIZ в edmodo.com, однако вопросы теста составлены на преобладание навыков низкого уровня;

Есть объективные причины такой ситуации:

Проверять цель обучения, независимо от ее сложности необходимо с позиции «снизу вверх», то есть от навыков «знания и понимания», до «применения, анализа, синтеза».Однако составление таких заданий процесс кропотливый и трудоемкий. При составлении заданий учитель пользуется информацией из Интернета. Второй момент - это сам процесс оценивания нестандартных заданий. Здесь требуются свои измерители, например, сложно оценить творческий подход, креативность выполнения задания.

Как решали проблему? Какие онлайн инструменты были использованы и почему?На рисунке 1 представлены веб-инструменты, эффективность некоторых для оценивания навыков группы 2 нам предстояло апробировать на практике. Онлайн инструменты для организации различной деятельности учащихся как на уроке и вне урока мы изучили из курсов «Элементы» IntelTeach «Методы сотрудничества в школе в 21 веке». Их апробацию мы проводили на уроках информатики в 8-10 классах.

Рис. 1. Предлагаемые веб-инструменты для составления заданий

по таксономии Блума

Таким образом, из рекомендуемых веб-инструментов нами были отобраны онлайн инструменты, которые на наш взгляд могут быть доступны не только учителям информатики. В рамки нашего исследования вошло исследование их эффективности. Мы рассмотрим.

Навык высокого уровня: Применение

Веб-инструменты: Googledocs

Преимущества: возможность в онлайн режиме осуществлять оценивание; сохранение конфиденциальности, доступ для просмотра открывается только учителю; ученики совместно создают и обмениваются онлайн документами; возможность длительного хранения и создания архива портфолио работ ученика.

Пример ЦО:

1) строить графики функций, заданных в таблице, строить диаграммы;

Задание

Определить рейтинг 10 самых популярных паролей и построить сравнительную диаграмму. Создать диаграмму в google-таблице и ссылку сохранить в таблице

Веб-инструменты: Prezi.com, Sway.com

Преимущества

Для оценивания навыков применения можно использовать эти веб-инструменты, которые формируют у учащихся креативность и возможность выразить свои знания в оригинальной форме. Так как сохранение презентаций будет в режиме онлайн, позволяют обращать внимание учеников на соблюдение академической честности и авторских правах.

Веб-инструменты: GoogleEarth

Преимущества:

 позволяет просматривать спутниковые снимки, карты, районы и области, здания в 3D-формате, дно океанов и их поверхности, а также исторические изображения;

 позволяет увидеть все, от галактик в открытом космосе до каньонов в глубине океанов;

 позволяет сохранить места путешествий и поделиться ими с другими;

 можно использовать для создания отчетов о реальных путешествиях в сочетании с аудио и видео записями.

Например, проверку цели обучения: использовать аудио или видео в своих проектах, можно организовать через следующее задание: представьте себе, что вам необходимо пройти по Великому шелковому пути. Создайте видео-передачу, используя GoogleEarth или OpenStreetMap о вашем путешествии. Прокомментируйте свое видео аудиозаписями. Проставьте иконки достопримечательностей, находящихся на территории Казахстана. ЕщеодинаналогичныхресурсовOpenStreetMap: The Free Wiki World Map. Достоинствами этого ресурса являются: редактируемость карты мира, то есть «создавать» и изменять ее может пользователь; карта позволяет увидеть дороги, тропинки, достопримечательности, места на основе GPS-треков, спутниковые снимки и старые карты; позволяет перетаскивать и удалять иконки достопримечательностей.

Примерные задание на проверку навыка «применение», «анализ».

Создайте модель-карты от вашего дома до школы (образец выполнения задания в приложении 1). Расставьте иконки на опасные участки пути (переход автодороги и др.). Смоделируйте еще один путь и сравните их по длительности пути и по времени. Сделайте выводы о необходимости моделирования карты дорог.

Навык высокого уровня: Синтез.

Веб-инструменты: Mindmeister,Bubbl.us, popplet.com

Преимущества: является хорошим инструментом для мозгового штурма; автоматически конструирует пункты и подпункты вокруг ключевой идеи; можно использовать с мобильного телефона и в режиме оффлайн; участники сотрудничества могут редактировать карту одновременно; позволяет экспортировать карты в виде изображений, PDF или RTF файлов или выкладывать их на Веб сайты, выделять цветом, шрифтом, вставлять рисунки.

Задание

Создать карту «классификация социальных сетей». Выделите цветом типы или категории, которые вы считаете важными.

На рисунке 3 представлен образец выполнения задания на ресурсе Bubbl.us. Оценивать такие задания можно разработав таблицы с критериями: уровни иерархии, количество важных структур, верное выделение цветом определенной категории.

Рис. 3 - Образец работы учащегося в онлайн ресурсе Bubbl.us.

Навык высокого уровня: Анализ.

Веб-инструменты: Stadystack

Преимущества: Онлайн инструмент для проверки аналитических способностей учащихся.

Позволяет организовать проверку знаний в виде карточек с разными формами, что делает сам процесс проверки интересным и увлекательным. Сложность задания зависит от профессионализма учителя.

Например, для проверки цели обучения: «знать определение объекта, свойств, методов, событий в объектно-ориентированном программировании» были разработаны задания в Stadystack в виде флеш-карточек, верные ответы складывают в конечном итоге некую «картину».

Навык высокого уровня: Оценка

Веб-инструменты: GoogleForms.

Преимущества: Учителя и ученики взаимодействуют друг с другом, другими классами, общественными деятелями и экспертами.

Для учителя проведение формативного оценивания в такой форме значительно облегчает процесс организации оценивания:

1) позволяет создавать опросы любой сложности с одним или более вопросами;

2) позволяет создавать защищенные паролем открытые или закрытые опросы;

3) позволяет представлять результаты опроса в виде наглядной таблицы, ее можно анализировать, использовать для диагностики с целью выявления пробелов, распечатать и предоставить родителям или самому ученику.

Таким образом, наше исследование еще продолжается, но мы уже можем сделать определённые выводы. Апробированные нами онлайн инструменты можно использовать не только на уроках информатики. Составление заданий на навыки высокого уровня в первую очередь требуют от учителя творческого, аналитического подхода. Онлайн инструменты остаются всего лишь инструментами, но в руках опытного мастера превращаются в качественный инструмент оценивания, и сам процесс оценивания становится более мобильным, открытым, интересным. Рефлексия учащихся, после проведения уроков с применением онлайн инструментов показывает положительную динамику, которая выражается в хорошей оценке своей работы на уроках, в отсутствии «белых пятен» в знаниях. У учащихся преобладает оценка за свою работу на уроке «4» или «5», процент учащихся, которые отметили, что изученная на уроке тема осталась «непонятной» очень низкий -15%. Это показывает эффективность выбранных на уроках методах формирования навыков высокого уровня и методах оценивания НВУ на уроках.

Литература:

  1. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева А.В., Кукушки, В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М.,2004.
  2. Дайана Халпер, Психология критического мышления.
  3. https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=8&showentry=1159
  4. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся, Методические рекомендации для учителя,Предмет «Информатика»,2015-2016 учебный год (8,9,10,12 класс).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle