Библиографическое описание:

Аужанова Г. Г., Оразалина К. Р. Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других? // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 7-8.



«Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференциальной". [1. стр. 3]

В начале учебного года при работе с текстом с учениками 7 «В» класса возникла проблема: они не знают стили речи. Самым трудным оказалось определение публицистического стиля. Поэтому мы решили обратить внимание на данную проблему, чтобы научить наших учеников отличать публицистический стиль от других через лексические особенности текста.

Причины обращения к данной теме:

- разные уровни владения русским языком, соответственно у некоторых учеников при работе с текстом возникают проблемы с его пониманием;

- недостаточно времени на уроке для отработки всех навыков работы с текстом разных стилей.

С чего же мы начинали свое исследование?

Для того чтобы исследование было продуктивным, мы провели анкетирование с целью выявления количества детей, затрудняющихся в определении стилей речи.

Вопросы

да

нет

Знаешь ли ты, сколько стилей есть в русском языке?

4

16

Знаешь ли ты опознавательные признаки стилей?

1

19

Сможешь ли ты привести не менее 3-х доказательств при определении стиля текста?

0

20

Сможешь ли ты составить текст или высказывание публицистического стиля?

0

20

Знаешь ли ты жанры публицистического стиля?

2

18

Из диаграммы видно, что на начало нашего исследования результаты неудовлетворительны: из 20 учеников знают стили речи 20 % (4 уч.), а 80% (14 уч.) не знают.

Следующим нашим этапом в исследовании стало изучение необходимого материала: статьи, различные методы и приемы при работе с текстом, конспекты уроков…

Далее мы из накопленного материала отбирали то, что подходило нам, адаптировали под себя, а за тем апробировали на уроках.

Итогом нашей деятельности стало следующее:

-серия последовательных уроков с использованием приемов, которые способствовали бы формированию умения у учеников находить опознавательные признаки публицистического стиля;

- сборник «Лексика публицистического стиля», в котором вместе с ребятами собрали слова, характерные для изучаемого стиля;

- приемы (карточки), адаптированные для учащихся 7 класса;

- повышение качества знаний учащихся в ходе формативного и суммативного оцениваний.

На первых уроках с учениками подробно рассматривали лексические особенности публицистического стиля.

7 класс. Раздел 5. Одежда

(Фрагмент текста)

Одежда для подростка – муки родителя

Правильный выбор детской одежды дело непростое. Однако, и без того нелегкая доля мамы значительно осложняется когда чадо вступает в подростковый возраст.

Современный тинейджер… Бывает, смотришь на такого подростка и диву даешься. Его нестандартный вид говорит сам за себя. Широкие штаны, грубые замшевые кеды, рюкзак за спиной, тату, бусы до пупка, наушники, да раскованная походка — незаменимые атрибуты молодежи, называющей себя тинейджерами.

Подростки стремительно гоняться за самой модной одеждой для того лишь, чтобы создать себе новый имидж и впечатлить своих собратьев. Подростки вступают между собой в соревнование за право произвести на окружающих впечатление первым. Подростки готовы на все, чтобы привлечь внимание остальных молодых людей в своем окружении. Таким образом, в подростковой моде уместно всё, как путь самовыражения, глобализации мысли и полной демократии…

Задания:

  1. Прочитайте заголовку статьи и спрогнозируйте её содержание.
  2. Определите тему статьи___________________________
  3. Определите стиль ____________________
  4. Выделите в тексте слова, словосочетания и фразеологизмы, характерные для данного стиля.
  5. Сделайте вывод____________________________________

Карточка «О чем говорит заголовок?»

  1. Прочитайте предложенные заголовки газет и спрогнозируйте содержание статьи.
  2. Сделайте вывод, вставляя подходящие слова.

Заголовок позволяет__________________ содержание, во многом от ______________зависит, прочтут или не прочтут заметку или статью, заинтересуются ли данной темой. Таким образом, заголовок _________________________функцию. Как рекламный ____________умещает океан информации в одну «ударную строку», так и заголовок _____________суть заметки.

Слова для вставки: заголовка, слоган, отражает, спрогнозировать,выполняет рекламную

В ходе работы над заданием можно опираться на следующую схему [2]:

Фрагмент из сборника «Лексика публицистического стиля»:

Живое чувство — это настоящее, искреннее чувство, которое сильно проявляется;

Элита – лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки Lib;

Пирог власти – привлекательная область власти;

Итак, в результате нашего исследования мы пришли к следующему выводу:

изучение стиля через его лексическое содержание приводит к тому, что у учеников развивается стилистическая зоркость; они овладевают умением определять эмоционально - оценочную окраску слов; формируется навык построения связного высказывания, относящегося к определенному стилю, жанру, обогащается словарный запас; к тому же еще развиваются их познавательные способности.

Литература:

  1. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.- стр. 3
  2. И. Н. Добротина, Работа над публицистическим стилем, электронный ресурс, http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601113

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle