Библиографическое описание:

Гусарова Н. Н. Совершенствование тренировочного процесса студентов с учетом взаимосвязи уровня элементарных и комплексных форм развития скоростных способностей // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1206-1209.



Методы статистического анализа при оценке уровня элементарных и комплексных форм развития скоростных способностей позволяют выявить:

‒ значение и важность отдельных факторов, влияющих на результат в беге на 100 метров;

‒ дают возможность определить влияние направленности занятий и эффективность используемых средств в ходе занятий физической культурой, в том числе, и со студентами вуза;

‒ позволяют наметить пути повышения эффективности тренировочного процесса (В. М. Зациорский, 1970; М. А. Годик, 1980; В. В. Попенченко, 1979; Н. Г. Озолин, В. И. Воронкин, Ю. Н. Примаков, 1989; А. В. Левченко, 1982; А. С. Сидоренко, 2004 и др.).

Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности, а также об уровне физической подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки (М. А. Годик, 1980; Ю. В. Верхошанский, 1988; А. Д. Комарова с соавт., 1989; В. Н. Платонов, 1997 и др.). Это высказывание ведущих ученых вполне справедливо и для физического воспитания студентов, так как в спорте всегда представлены наиболее передовые технологии и подходы к управлению процессом становления спортивного мастерства.

На наш взгляд, при проведении исследования представляется правомерным использование следующих методических подходов:

а) анализ взаимосвязи уровня физической подготовленности и элементарных форм развития скоростных способностей у студентов и успешностью в беге на 100 метров;

б) рассмотрение взаимосвязи между результатами выполнения движений отдельными звеньями тела человека позволит определить наиболее информативные показатели для контроля уровня и динамики частоты движений у студентов;

в) изучение взаимосвязи между результатами выполнения движений отдельными звеньями тела человека и успешностью в беге на 100 метров. Это позволит определить наиболее информативные показатели для контроля величины тренировочной нагрузки, а также эффект от применяемых в ходе занятий средств физической культуры и различных режимов выполнения физических упражнений.

В таблице представлены значения коэффициентов корреляции Спирмена (rs), полученные в результате проведенного корреляционного анализа элементарных и комплексных форм развития скоростных способностей у студентов.

Отмечена достаточно высокая степень взаимосвязи (rs=0,84–0,90) результатов в беге на 100 метров с результатами в других беговых педагогических тестах (бег на 30 метров с высокого старта; бег на 30 метров с хода), что свидетельствует о хорошей информативности результатов этих тестов. Выполнение этих упражнений в ходе регламентированных занятий должно оказывать положительный эффект на результат в беге на 100 метров и может быть использовано в качестве показателей оперативного и текущего контроля.

Полученные результаты согласуются с результатами, приводимыми другими исследователями, изучавшими аналогичные аспекты данной проблемы (Н. А. Султанов, 1978; В. А. Запорожанов, 1988; Н. В. Колесников, 1986; А. В. Алабина, 1982; А. В. Левченко, 1982; В. В. Петровский, 1978; Э. С. Озолин, 1986; А. С. Сидоренко, 2004 и др.).

Корреляционная матрица уровня элементарных икомплексных форм развития скоростных качеств устудентов

Тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Бег на 100 м с н/с, с

#

2.

Бег на 30 м с в/с, с

0,84

#

3.

Бег на 30 м с/х, с

0,90

0,88

#

4.

ЛВДР, с

0,42

0,41

0,37

#

5.

Высота прыжка вверх с места, м

-0,75

-0,75

-0,65

0,39

#

6.

Пятерной прыжок с места, м

-0,81

-0,80

-0,88

0,33

0,92

#

7.

Время выполнения 20 движений руками, с*

0,17

0,08

0,09

0,06

-0,19

-0,17

#

8.

Время выполнения 20 движений стопами, с*

0,11

0,07

0,07

0,07

-0,11

-0,18

0,30

#

9.

Время выполнения 20 движений мышцами передней поверхности бедра, с*

0,14

0,09

0,08

0,09

-0,14

-0,16

0,25

0,77

#

10.

Время выполнения 20 движений мышцами задней поверхности бедра, с*

0,18

0,07

0,08

0,09

-0,13

-0,18

0,29

0,29

0,79

#

Уровень развития скоростно-силовых способностей, который характеризуют: высота прыжка вверх с места и длина пятерного прыжка с места также оказывает существенное влияние (rs= -0,75–0,81) на уровень результатов в беге на 100 метров. Отрицательные значения коэффициентов корреляции свидетельствуют об обратно пропорциональной зависимости этих показателей. В результате изучения взаимосвязи между частотой движений отдельных звеньев тела человека и успешностью в беге на 100 метров отмечаем, что частота движений отдельных звеньев тела имеет слабую корреляционную связь с результатом в беге на 100 метров (rs = 0,11–0,18). Аналогичные результаты получены при расчете взаимосвязи с результатами в беге на 30 метров с высокого старта и на 30 метров с хода. Полученные результаты значительно отличаются от результатов, приводимых в работе В. А. Запорожанова (1988). Автор приводит данные о взаимосвязи частоты движений (бег в упоре) с результатом бега на 100 метров (r=0,52).

По-видимому, отмеченные отличия объясняются тем, что используются различные способы регистрации частоты движений, с одной стороны, и различные по уровню подготовленности испытуемые (спортсмены и студенты), с другой стороны.

Анализ тесноты взаимосвязи между результатами выполнения движений отдельными звеньями тела человека (руками, стопами и бедрами) позволит определить наиболее информативные показатели для контроля динамики частоты движений и, как следствие, управлять процессом совершенствования одного из показателей составляющих скоростные способности. Выявление этого показателя позволит определить наиболее информативные тесты для контроля величины тренировочной нагрузки, а также будет способствовать оценке эффекта от применяемых на занятиях средств физической культуры.

Анализ результатов показывает, что существует взаимосвязь между этими показателями. Теснота взаимосвязи колеблется в диапазоне от 0,77 до 0,99 (табл.). Это свидетельствует о том, что частота движений, выполняемых мышцами отдельных звеньев тела, имеет генетически детерминированную связь. Таким образом, тренируя частоту движений стопами можно опосредованно влиять на частоту движений бедрами и наоборот.

Однако следует отметить, что если рассчитать коэффициент двигательной асимметрии, то его взаимосвязь с результатами в беговых тестах оказывается значительно выше, и данный показатель имеет значения 0,78–0,93. В нашем случае, коэффициент двигательной асимметрии — это отношение времени выполнения движений доминантной конечностью (любимой, более ловкой и т. д.) к общему времени выполнения теста, контролирующего частоту движений, выполняемых отдельными звеньями тела человека.

Таким образом, для не спортсменов (студентов, учащихся и т. д.) наиболее важным, информативным и значительным оказывается не показатели частоты движений вообще, а соотношение частоты движений доминантной конечностью к частоте движений. Данный показатель, по-видимому, характеризует способность человека управлять сокращением собственных мышц и не просто управлять, а управлять с учетом развития их скоростных и силовых способностей. Это, несомненно, оказывает влияние на процесс становления подготовленности студента. Для того, чтобы данный процесс был управляемым, необходимо изучение влияния нагрузки различной направленности на показатели частоты движений и показатели, характеризующие комплексное проявление скоростных способностей человека, таких как результат в беге на 100 метров и т. д.

Литература:

  1. Аруин А. С., Зациорский В. М. Биомеханические свойства скелетных мышц и сухожилий. — М.ГЦОЛИФК. 1980. — 64 с.
  2. Ахтаов Р. А. Формирование общей и профессиональной физической культуры в системе профессионально-технического обучения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Майкоп. — 1994. — 26 с.
  3. Бакаринов Ю. П. Тренажеры // Легкая атлетика, 1978. — № 12.- С.12.
  4. Бакрадзе Т. Тяговые устройства в тренировке спринтера // Легкая атлетика, — 1968. — N 1. — С.24–25.
  5. Бальсевич В. К., Королев М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4–6 лет // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 10. — С. 38–40.
  6. Баранников В. В. Методика совершенствования техники бега на скорость у учащихся V-VI классов на основе особенностей кинематической структуры исследуемого движения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1998. — 22 с.
  7. Батырь И. Н. Методика повышения скоростных возможностей школьников в беге: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Волгоград., 1999. — 22 с.
  8. Беликов В. И., Саркисян А. С. Возрастные особенности проявления взаимосвязи развития двигательных качеств и технической подготовленности в беге с максимальной скоростью у школьников различных возрастных групп // Тез. докл. XII респ. научн. метод. конф. — Ереван, 1983. — С. 72–73.
  9. Благуш П. К. К теории тестирования двигательных способностей. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 56 с.
  10. Блохин И. П., Зимкин Н. В. Максимальный темп движений в суставах конечностей // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 1. — С. 19–21.
  11. Бойко А. Ф. Основы легкой атлетики. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 200 с.
  12. Бондаренко Т. В. Влияние тренировки некоторыми тестовыми упражнениями на спортивный результат // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 11. — С. 35–37.
  13. Бурбан Ф. М. Влияние установки на формирование компонентов скорости (длины и частоты шагов) в беге на короткие дистанции у новичков: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1972. — 18 с.
  14. Вайнер И. М. О некоторых возможностях управления скоростью бега в тренировке спринтеров // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 7. — С. 39–44.
  15. Вайцеховский С. М., Киселев А. П. Принцип тренировки “боди-билдинг” // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 7. — С. 20–21.
  16. Варфоломеева З. С., Пименова С. Г. Проектирование и реализация процесса формирования физической культуры студентов младших курсов // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры. Тезисы докладов (часть 2). — М., 2003. — С. 34–36.
  17. Верушкин Н. Г. Методы и средства управления физической подготовкой студентов технических вузов: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1996. — 22 с.
  18. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988.-328 с.
  19. Верхошанский Ю. В. Программирование в организации тренировочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 166 с.
  20. Виленский М. Я., Бердников И. Г. Физическая культура в формировании здорового образа жизни студентов // Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя: Сб. статей. — М., 1982. — С. 3–15.
  21. Гайдарска П. М. Экспериментальное обоснование методики отбора и прогнозирования способности бегунов на короткие дистанции: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1972. — 22 с.
  22. Глазко Т. А. Влияние тренировочных нагрузок на формирование двигательного навыка в скоростно-силовых видах легкой атлетики: Автореф. дис....канд. пед. наук. — М.,1985. — 21 с.
  23. Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  24. Гольцов А. П., Ефимцев В. В. Устройство для обучения технике движений //Передовой опыт и рационализация в физической культуре и спорте. Вып. 2. — М., 1982. С.25. Каданцева Г. А., Рябышева С. В. Особенности воспитания физических качеств студентов // Образовательная, воспитательная и оздоровительная роль физического воспитания и спорта студентов в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции 27–28 января 2000 г., Москва.: изд-во РУДН, 2000. — С. 53–55.
  25. Кардялис К. К. Пути повышения физической активности студентов // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 10. — С. 46–47.
  26. Кожин В. И. Содержание и методика самостоятельных занятий студентов по выполнению норм комплекса ГТО // Совершенствование массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. — ростов н/Д: Рост.ун-т, 19993. — с. 3–8.
  27. Колесников Н. В. Методика овладения ритмо-темповой структурой стартового разгона и бега по дистанции на 100 метров(на этапе высшего спортивного мастерства): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л., 1986. — 22 с.
  28. Коробков Г. В. О взаимосвязи быстроты, силы, выносливости // Теория и практика физической культуры. — 1954. — № 5. — С. 340–348.
  29. Крылов А. А., Головей Л. А., Розе Н. А. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность // Практикум по общей и экспериментальной психологии. — Л., 1987.-Гл. IX. -С. 177–237.
  30. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 1. — С. 16–23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle