Гендерные аспекты управления в системе здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 14.05.2016

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Елисеева, А. С. Гендерные аспекты управления в системе здравоохранения / А. С. Елисеева, И. М. Першина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1328-1330. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29905/ (дата обращения: 19.04.2024).



Гендерные аспекты управления в системе здравоохранения

Елисеева Анна Сергеевна, студент;

Першина Ирина Михайловна, студент

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Ключевые слова: система здравоохранения, гендерный вопрос, женщина-руководитель, социологический опрос.

«На протяжении последних десятилетий не утихают споры о том, почему в высшей иерархии власти во всем мире так мало женщин», — утверждает доктор социологических наук, старший научный сотрудник Российской академии наук А.Е. Чирикова, — «По оценкам аналитиков, представительство женщин на руководящих постах в исполнительной власти в среднем в разных странах мира находится на уровне 8-10 %, и лишь в Скандинавии этот показатель существенно выше: 25-40 %» [7]. В России «мужчины на рубеже веков занимали 94 % высших, 85 % главных и 68 % ведущих должностей, в то время как женщины находились на должностях, не предполагавших принятия решений» [7]. А как обстоят дела в российской системе здравоохранения?

В марте-апреле 2016 года в рамках деятельности научной секции кафедры «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России [см., например 1-5] было проведено исследование, в рамках которого перед авторами статьи были поставлены следующие задачи: определить, существуют ли «мужские» и «женские» специальности в медицине; выявить корреляцию между специальностью и занимаемой административной должностью, гендером и занимаемой административной должностью; выяснить отношение студентов-медиков к женщине-врачу и женщине-администратору в медицинском учреждении.

Исследования проходило в 2 этапа. Первый этап — статический анализ данных, взятых с официальных сайтов следующих медицинских учреждений: ГБУЗ ПК «ПККИБ», ГБУЗ ПК «ГП № 7», ГБУЗ ПК «ГКП № 4», ГАУЗ ПК «ГКБ № 21»,ГАУЗ ПК «ГКБ № 3», ГБУЗ ПК «ДКБ № 13», ГБУЗ ПК «КДКБ», ГБУЗ ПК «МСЧ № 11»,ГБУЗ ПК «ПКБ № 3 "Центр диализа"», МК «Медлайф».

Самыми "мужскими" специальностями оказались: психиатрия (100 %), травматология-ортопедия (69 %), хирургия (68 %), анестезиология-реаниматология (66 %), — то есть, специальности, так или иначе связанные с хирургическими болезнями. В остальных специальностях преобладают (либо немного уступают мужчинам) женщины (см. таблицу 1). В целом можно констатировать, что профессия врача, за некоторым исключением хирургии, обладает «женским лицом».

Рис. 1. Специальности (в %)

Женщин, занимающих административные посты, также больше и в численном, и в процентном соотношении. Согласно рисункам 2, 3 — особенно это заметно на примерах заместителей главного врача и заведующих отделениями. Однако намеченная нами тенденция не работает в отношении должности главного врача: там преобладают мужчины (60 %).

Если посчитать, сколько управленцев в среднем приходится отдельно на мужчин и отдельно на женщин, то окажется, что административную должность занимает каждый пятый мужчина-врач (20 %) и только каждая восьмая женщина-врач (12 %).

Корреляцию между специальностью врача и наличием занимаемой административной должности выявить не удалось.

Рис. 2.

Рис. 3.

Интересно отметить, что связка «главный врач — мужчина и заместители главного врача также мужчины», либо «главный врач — женщина и заместители главного врача также женщины» существует только в 30 % случаев.

На втором этапе работы в марте-апреле 2016 года был проведен опрос среди студентов-медиков 1-6 курса с целью выяснить их отношение к женщине-врачу и женщине-администратору в медицинском учреждении. В качестве респондентов выступили 129 человек.

Таблица 1

Характеристика респондентов (кол-во чел.)

Факультет

Пол

Лечебный

32

женский

78

мужской

51

Педиатрический

41

Медико-профилактический

53

Стоматологический

4

С точки зрения подавляющего большинства респондентов (96 %) в существовании женщин-врачей нет ничего удивительного, это «нормально, почему бы и нет?». Остальные респонденты отметили, что это «не правильно, потому что женщина не справится с исполнениями своих обязанностей: у женщины нет для этого необходимых способностей/сил/навыков», а также «не правильно, потому что женщина должна заниматься семьей». Интересно отметить, что подобные ответы были даны исключительно мужчинами-респондентами. Аналогичная ситуация складывается и в отношении женщины-медсестры. А вот уверенность в женщине-руководителе у респондентов чуть меньше (88 %).

Каждый второй респондент (50 %) уверен, что женщина «должна уметь/научиться сочетать равномерно и заботу о семье, и стремление к карьерному и профессиональному росту»; каждый третий (36 %) — «должна сама выбирать, что ей поставить на первое место: заботу о семье или стремление к карьерному и профессиональному росту, — в зависимости от обстоятельств и желаний»; каждый пятый (19 %) — «должна поставить на первое место в своей жизни заботу о семье, и только на второе — стремление к карьерному и профессиональному росту» (так считают 24 % мужчин и 14 % женщин). Только 7 % респондентов отметили, что женщина должна заниматься исключительно семьей (в подобном развитии событий уверены 16 % мужчин и 1 % женщин). Варианты «должна сама выбрать, что ей поставить на первое место: заботу о семье или стремление к карьерному и профессиональному росту, — в зависимости от обстоятельств и желаний» или «должна ставить на первое место в своей жизни стремление к карьерному и профессиональному росту» выбрали по 1 % респондентов.

Большинство студентов-медиков (81 %) на вопрос, «Если бы на должность руководителя медицинского учреждения (главврача) претендовали два кандидата (мужчина и женщина), и у Вас была бы возможность принять участие в голосовании, то Вы бы выбрали?», отвечают: кандидата, который обладает навыками/опытом работы/качествами характера, наиболее соответствующими должности руководителя, независимо от пола кандидата. Большинство студентов-медиков (79 %) также не имеют ничего против своей работы под руководством женщины.

Респонденты полагают, что идеальный руководитель медицинского учреждения должен обладать следующими качествами: компетентностью, профессионализмом (84 %), умением быстро, эффективно действовать к экстремальных ситуациях (70 %), умением слушать и прислушиваться к подчиненным (69 %), требовательностью к себе и другим (60 %), харизмой, способностью убеждать и вести за собой людей (59 %), коммуникабельностью (54 %), умением признавать свои ошибки, извлекать из них уроки (50 %), достаточным опытом, стажем работы (47 %), умением идти на компромисс (43 %), умением всегда добиваться своей цели/жесткостью, последовательностью в принятии решений (27 %), приятными внешними данными, личным обаянием (24 %).

С точки зрения студентов-медиков, стиль управления женщины-руководителя серьезно отличается от стиля мужчины-руководителя. Женщина-руководитель более эмоциональная (63 %), более мягкая (50 %), склонная к коллективным решениям (30 %) и нововведениям (27 %), а также более эффективная в решении повседневных проблем (29 %). То есть, женщина-руководитель обладает демократическим, дружественным стилем руководства, что соответствует представлениям об идеальном руководителе для многих респондентов. Этот вывод соответствует результатам исследования А.Е. Чириковой [6].

Таким образом, можно сделать следующие общие выводы. Во-первых, профессия врача обладает «женским лицом». Во-вторых, на административных постах, за некоторым исключением, преобладают женщины. В-третьих, не существует корреляции между специальностью и занимаемой административной должностью. В-четвертых, большинство респондентов настроено непредвзято по отношению к гендеру медицинского работника и руководителя медицинского учреждения. В-пятых, с точки зрения респондентов женщина-руководитель обладает демократическим, дружественным стилем руководства.

Литература:

  1. Короткова М.Н., Ким М.С. Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала: pro et contra // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 405-408.
  2. Короткова М.Н., Потапова И.А. Социальная политика государства: к вопросу об инклюзивном образовании в России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2016. — № 1 (53). — C. 57-62.
  3. Короткова М.Н., Сухоева М.А. Политика государства в сфере здравоохранения: к вопросу об информатизации и автоматизации медицинских учреждений России на примере Пермского края // Политика и общество. — 2016. — № 1 (133). — С. 90-96.
  4. Короткова М.Н., Таланова А.А.Об эффективности государственной политики в области донорства крови и ее компонентов // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 416-419.
  5. Короткова М.Н., Шпитько А.П., Коченков А.В. Отношение медицинского персонала к коммерциализации медицинских услуг //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2015. — № 46. — C. 6-12.
  6. Чирикова А.Е.. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-01/Chirikova.pdf (дата обращения: 8.05.2016).
  7. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах российской региональной власти: базовые тенденции // Социологические исследования. URL:http://www.isras.ru/files/File/Publication/Chirikova_Politex_2011_4.pdf (дата обращения: 8.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): главный врач, женщина, занимаемая административная должность, медицинское учреждение, большинство студентов-медиков, должность руководителя, дружественный стиль руководства, имя академика, профессиональный рост, профессия врача.


Похожие статьи

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Анализируя современные программы подготовки врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное

Стиль управления медицинским учреждением во много зависит от стилевых особенностей организационного поведения, как самого руководителя, так...

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

Гипотеза исследования — у большинства студентов медицинского ВУЗа наблюдается соответствие профессионального типа

свидетельствуют о том, что профессиональный тип личности студентов-медиков непосредственно связан с выбранной профессией.

Основные направления деятельности заместителя главного...

Заместитель главного врача по медицинской части как специалист медицинской организации, занимающий руководящую должность, обязан строить свою работу в рамках четко прописанной должностной инструкции.

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Сестринский персонал работает преимущественно под руководством врачей и оказывает содействие скорее другим медицинским работникам, чем самим пациентам

По должности медсестры распределились следующим образом: 99,3 % — медсёстры и 6,7 % — акушерки.

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения.

и дополнительного профессионального образования».

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Занимая руководящую должность, человек, по сути, перестает быть врачом, а становится менеджером здравоохранения — наемным профессиональным

И самая острая проблема — это нехватка медицинских кадров, как врачей, так и среднего медперсонала.

Профессионально важные качества руководителя

...занимаемой должности, чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой

Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя. Таким образом, из всего

Главным условием эффективного руководства в современной действительности являются, прежде...

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Возможности карьерного роста весьма ограничены: медицинская сестра, старшая сестра, главная сестра.

Большинство из перечисленных выше причин прямо или косвенно связаны с тем положением, которая занимает данная профессия в обществе.

Мотивация к здоровому образу жизни студентов-медиков

Для профессии врача важен опыт спортивной деятельности, не только физическая подготовленность, которую дают занятия спортом.

Большинство студентов занимаются профессиональным и любительским спортом (51,3 %).

Похожие статьи

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Анализируя современные программы подготовки врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное

Стиль управления медицинским учреждением во много зависит от стилевых особенностей организационного поведения, как самого руководителя, так...

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

Гипотеза исследования — у большинства студентов медицинского ВУЗа наблюдается соответствие профессионального типа

свидетельствуют о том, что профессиональный тип личности студентов-медиков непосредственно связан с выбранной профессией.

Основные направления деятельности заместителя главного...

Заместитель главного врача по медицинской части как специалист медицинской организации, занимающий руководящую должность, обязан строить свою работу в рамках четко прописанной должностной инструкции.

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

Сестринский персонал работает преимущественно под руководством врачей и оказывает содействие скорее другим медицинским работникам, чем самим пациентам

По должности медсестры распределились следующим образом: 99,3 % — медсёстры и 6,7 % — акушерки.

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения.

и дополнительного профессионального образования».

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Занимая руководящую должность, человек, по сути, перестает быть врачом, а становится менеджером здравоохранения — наемным профессиональным

И самая острая проблема — это нехватка медицинских кадров, как врачей, так и среднего медперсонала.

Профессионально важные качества руководителя

...занимаемой должности, чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой

Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя. Таким образом, из всего

Главным условием эффективного руководства в современной действительности являются, прежде...

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Возможности карьерного роста весьма ограничены: медицинская сестра, старшая сестра, главная сестра.

Большинство из перечисленных выше причин прямо или косвенно связаны с тем положением, которая занимает данная профессия в обществе.

Мотивация к здоровому образу жизни студентов-медиков

Для профессии врача важен опыт спортивной деятельности, не только физическая подготовленность, которую дают занятия спортом.

Большинство студентов занимаются профессиональным и любительским спортом (51,3 %).

Задать вопрос