Библиографическое описание:

Есенова М. О. Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1217-1219.



В новой российской общеобразовательной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как одному из важнейших социальных институтов, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности — это объект, который в действительности приобретает социальное значение и является или может быть объектом деятельности.

Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны: они являются ориентиром жизни человека; они необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля; ценности воплощаются в поведении и участвуют в выработке норм.

В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.

Первый из них — уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции. Здесь мудрость многих поколений нашла отражение в готовых постулатах веры. Такие заповеди, как «Не убий!», «Не укради!», являются нравственным ориентиром для многих людей.

Второй — это уровень житейского сознания, где бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе — «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это правило ориентирует на формирование у себя доброты, порядочности, трудолюбия, скромности, милосердия и других черт характера, составляющих образ хорошего человека.

Третий уровень — духовная культура личности, ценность более высокого порядка, которая способна рождать в человеке высоконравственные потребности и поступки.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры.

В современных социокультурных условиях задачей педагога является воспитание у ребенка общественно значимых ценностей. Воспитательные события анализируются через существующие культурные нормы жизни и ценности, учитывают прогрессивные тенденции мировой культуры воспитания подрастающего человека как гражданина мира, который принимает общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетает их в своей жизни с отечественными. Культурологический подход открывает широкое пространство воспитательных методик и форм работы с детьми.

Сегодня велико влияние западной культуры на подрастающее поколение. Многие исследователи отмечают всеобщую «американизацию». С другой стороны, с середины 80-х годов прошлого века в стране наблюдается рост национального самосознания, который способствует возрождению народных традиций воспитания. Гуманные народные традиции воспитания изначально развивают в детях нравственные качества, а самое главное, доброту как высшую нравственную ценность.

В условиях новой образовательной парадигмы меняется сам тип личности: достигается необходимая мера ее свободы в пределах конкретных социокультурных обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации общественного сознания и практики становления нового типа отношений.

Педагоги, воспитывающие своих подопечных с позиции культуры человечества, должны осознать, что воспитание — это процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры. А это значит, что ребенок должен жить на уровне культуры, беречь ее достижения, стремиться создавать новые материальные и духовные ценности.

Воспитание приобретает новый облик, порожденный новой социокультурной ситуацией, выразившейся в том, что в центре системы воспитания стоит человек; личность формируется на базе общечеловеческой культуры, которая определяет содержание воспитания; основу методического решения воспитательных проблем формирующейся личности составляет свобода выбора; ключевой характеристикой воспитания является ценностное отношение к восприятию мира. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

В зависимости от того, как интерпретируется воспитание, во многом состоится последующий выбор педагогических средств и обоснование логики их развертывания в педагогической реальности. Значительное внимание школа уделяет гражданскому воспитанию, которое рассматривается как источник духовности, патриотизма, гуманности.

В социализации младшего школьника необходимы духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают ему педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении их проблем. Воспитание ценностных качеств следует вести на положительных эмоциях, через создание таких условий в детской среде, когда имеется возможность как можно чаще переживать удовлетворение от собственных добрых дел, от собственного милосердия и благотворительности.

Следовательно, важно так строить воспитательный процесс, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков [1, с. 318].

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренение в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами [2, с. 20].

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными организациями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

«Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

‒ патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

‒ социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

‒ гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

‒ семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

‒ труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

‒ наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

‒ искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

‒ природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

‒ человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество» [2, с. 30].

Литература:

  1. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. — М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
  2. Кондаков А. М., Данилюк А. Я., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. 42 с.
  3. Спатаева М. Х., Шамшуалеева Е. Ф. Учебно-методическое обеспечение педагогической практики: учебное пособие. Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского 2014 г. 106 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle