Библиографическое описание:

Борутто Е. А. Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1177-1179.



Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.

Н. А. Бердяев

В настоящее время проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуальна как никогда. На процесс выбора старшеклассниками профессии оказывают влияние различные по масштабу и значимости для личности факторы: от социально-экономических до личностного потенциала. Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить перед собой реальные цели, выбирать оптимальные пути их достижения, анализировать результаты своей деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Недостаточная готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению заключается в следующем:

– у большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная лабильность, сила воли, готовность к выбору);

– у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения — о мире профессий, о самом себе, о потребностях рынка труда;

– занижена потребность в профессиональном самоопределении;

– не учитываются при выборе профессии потребности в кадрах своего региона и страны в целом;

– завышен уровень притязаний;

– не сформированы мотивы выбора профессии;

– отсутствует трудовая мотивация.

Г.Н. Сериков выделяет специфический феномен образования — учебно-педагогическое взаимодействие [14]. Речь идет о взаимодействии учащихся и педагогических работников, направленном на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие может осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в совместном решении учебных задач, во взаимосодействии друг другу. В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что «роль педагога, учителя.... сводится к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образования» [14].

Педагог в своей деятельности, может осуществлять не только коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всячески поддерживать их стремление к собственному росту, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни, собственному образу и жизни. Учебно-педагогическое взаимодействие должно стремиться к тому, чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был способен совершить усилие, способствующее его самоопределению, самосовершенствованию. Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизации саморазвития, самоактуализации и самоопределения ребенка. Его дополнительный эффект состоит в межиндивидуальном влиянии, базирующемся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению — сознательная деятельность педагога, направленная на создание условий учебно-педагогического взаимодействия с целью оказания помощи (поддержки) учащимся в их деятельности, направленной на профессиональное самоопределение. Практически это означает создание в образовательном процессе таких условий, которые способствуют становлению названной готовности. Перечислим некоторые особенности деятельности педагога, которые входят в педагогическое содействие становлению готовности к профессиональному самоопределению. Важно, что отправной точкой отсчета эффективности деятельности педагога необходимо считать определенные результаты деятельности учащихся. Поэтому, во-первых, важно вызвать интерес, сформировать потребность учащихся к профессиональному самоопределению. Во-вторых, необходимо помочь учащимся с правильным выбором направления профессионального самоопределения, которое соответствовало бы не только их желаниям и стремлениям, но и способностям и задаткам, а именно эти особенности учащегося раскрываются в работе над своими исследовательскими проектами. В-третьих, важно вооружить учащихся знаниями и умениями, которые необходимы в осуществлении собственной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение.

Одной из важнейших тенденций развития школьного образования в последние годы является усиление внимания к личности ребенка как субъекта образовательного процесса. В старших классах вводятся различные элективные курсы, организуется работа над исследовательскими проектами, создаётся возможность для расширения кругозора учащихся и подготовки их к более разумному и осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. Именно индивидуальная работа учащихся представляет собой наиболее результативный путь реализации его индивидуальных творческих и образовательных потребностей в процессе обучения ребенка в школе.

Наиболее продуктивными формами индивидуальной работы с учащимися являются те, которые направлены на развитие у школьников навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Совместная работа педагога и ученика над исследовательскими проектами, нацеленная на помощь подросткам в профессиональном самоопределении, является немаловажным механизмом становления их личности в целом.

На начальной стадии — это развитие способности у ребенка самостоятельно сформулировать научную проблему и на основе имеющихся знаний разрешить ее. Такая работа нацелена на развитие конструктивного, эвристического мышления школьника, которое ему в дальнейшем поможет более плодотворно самореализоваться во всех жизненных аспектах. В дальнейшем — школа может создать условия для проведения старшеклассником первых самостоятельных научных исследований. Очевидно, что применительно к школьникам в большинстве случаев слово "наука" должно применяться с известными оговорками. Наивно рассчитывать на массовые открытия, совершаемые школьниками. Но важно другое. Наиболее мотивированные школьники получают возможность приобщиться к научно-исследовательской работе как особому типу деятельности. Участие в научно-исследовательской деятельности может предопределить профессиональное самоопределение личности ребёнка. Ведь при определении темы работы, ребёнок затрагивает интересующие его аспекты жизни общества. И тогда учащиеся, возможно, делают шаг навстречу к своей будущей профессиональной сфере деятельности. Проводя исследования по своей теме, у учащегося возникает вопрос о выборе профессионального пути. А уже через интерес учащихся к выбору своей будущей профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, которые включают отношения к различным параметрам собственной уникальной жизни.

Многие дети совершают выбор профессии неосознанно. С целью выяснения критериев профессионального самоопределения учащихся было проведено исследование среди учащихся 8-11-х классов, по анкете Резапкиной Г.В. «Профессиональное самоопределение учащегося», приняло участие 169 человек. Исследование показало, что учащиеся совершают свой выбор часто интуитивно, под влиянием случайных факторов (исходя из общественного престижа, в зависимости от материального обеспечения профессии или из-за поверхностного интереса, навеянного литературой, фильмом, телепередачей). И с сожалением приходится констатировать, что очень мало учащихся связывают обучение с выбором будущей профессиональной трудовой деятельности.

В условиях образовательного процесса педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению должно происходить в условиях профориентации, так как профессиональная ориентация — это особая форма заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержка и развитие природных особенностей личности старшеклассника. Профориентация сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятий с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему.

Важнейшая задача современного образования — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному, целостному становлению личности учащихся, так как перед старшеклассниками очень остро стоит выбор дальнейшего жизненного пути.

Литература:

  1. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. //Школьные технологии. 2003. № 4, с.22-31.
  2. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. — М.: Московский психолого-социальный институт. 2005, — 448 с.
  3. Г.В.Резапкина «Отбор в профильные классы», М., Генезис, 2006
  4. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы. //Народное образование. 2006. № 5, с.32-36.
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.// Профильная школа. 2003. № 1, с. 12-18.
  6. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог — ребенок — родители».// Педагогика. 2002. № 9, с. 27-32.
  7. Н.П.Анисимова, И.В.Кузнецова, Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, 2000 г.
  8. Н.С.Пряжников, Психологический смысл труда, Москва-Воронеж, 1997.
  9. Панов Е.И., Рыбакова Л.Н., Мороз Е.С. Взаимоотношения «учитель — ученик» (по материалам исследований Центра социальной адаптации подростков).// Педагогика. 1993. № 6, с. 49-53.
  10. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты.// Школьный психолог. Январь, 2003. № 4, с. 12-13.
  11. Резапкина Г.В., Искусственный отбор, М., 2004.
  12. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии, М., 2006.
  13. Рогов Е.И., Выбор профессии: становление профессионала, М., 2003.
  14. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. — М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle