Библиографическое описание:

Сирожиддинов К. И., Ходжибаева И. В. Стимулирование и поддержка инновационного развития малого бизнеса в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 873-875.



В статье исследованы основныефакторы ускорения развития и поддержки инновационного развития малого бизнеса в современных условиях.

The article examines the main factors to accelerate the development and support of innovative development of small business in modern conditions.

В последние годы в Узбекистане проводится широкомасштабная модернизация социально-экономической жизни. Она имеет прямое отношение и к развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Это обусловлено тем, что данный сектор экономики сформировался в качестве решающей сферы, обеспечивающей основную часть занятости населения и его доходов, как в части заработной платы, так и в виде предпринимательского дохода. По официальным данным в настоящее время более половины своих доходов население получает в виде доходов от предпринимательской деятельности.

Как известно, устойчивый и сбалансированный экономический рост, конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации опираются на широкое внедрение научно-технических достижений. Поэтому и развитие малого бизнеса должно происходит на базе новой техники и передовых технологий, требуется придание этому процессу инновационного характера. Именно таким путем возможно достижение его требуемой социально-экономической эффективности. Мировой опыт показывает, что инициатива и инновации должны составлять сущность предпринимательской деятельности. В национальной экономике решение данной проблемы основывается на создание благоприятных условий для инновационной деятельности субъектов малого бизнеса.

Предприниматель должен постоянно работать над собой, создать и внедрять новое. Конкурентная борьба в рыночной экономике требует инновационной активности, она становится жизненной необходимостью. При обобщенном подходе можно выделить следующие факторы предпринимательской инициативы в малом бизнесе:

  1. Стимулы. Они побуждают предпринимателя к рискам при инновациях.
  2. Возможности. Характеризуют наличие условий для инноваций.
  3. Ограничения. Они ограничивают инновационную деятельность, означают наличие ограничений на пути создания внедрения инноваций.

Естественно, предприниматель и в инновационной деятельности имеет целью получение прибыли. Он стремится к созданию качественного, конкурентоспособного продукта и при внедрении инноваций, при производстве новой продукции. Для этого он совершенствует технологию производства, приобретает новое высокотехнологичное оборудование, занимается поиском новшеств. Вместе с тем существуют определенные ограничения, прежде всего финансовые. Большие вложения и издержки еще не гарантируют рыночный успех. Значить инновации требуют от предпринимателя комплексного подхода к проблеме. Во многих случаях усилия только самого предпринимателя оказываются недостаточными.

Инновации осуществляются в рамках общего инвестиционного процесса. Поэтому создание благоприятных условий и стимулирование инновационной деятельности является органической частью инвестиционной политики государства, направленной на создание соответствующего инвестиционного климата в стране. В докладе Всемирного банка отмечено, что Узбекистан входит в первую десятку стран мира, которые за 2015 год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности. Как подчеркивает Президент И. А. Каримов, проводимая работа по улучшению делового климата находит свое позитивное отражение в рейтингах деловой среды международных экономических организаций. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Узбекистан за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87 место, по критерию поддержка нового бизнеса занимает 42-е место в мире, по обеспечению исполнения заключенных договоров — 32-е, по индикатору предоставление кредитов субъектам малого бизнеса — 42-е. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте в Узбекистане возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в 2015 году. В этой сфере производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения [1].

Известно, что силой, подталкивающей предпринимателя к инициативе и инновациям, является сила конкуренции. Опыт развитых стран показывает, свободная конкуренция в экономике не может существовать сама по себе, необходимы правовые и организационные меры по ее поддержки, антимонопольная политика. Необходима поддержка конкурентоспособности субъектов малого бизнеса и на внешних рынках. Поэтому в Узбекистане субъекты малого бизнеса и фермеры, в отличие от промышленных предприятий-экспортеров, освобождены от обязательной продажи банкам 50 процентов валютной выручки от экспорта своей продукции. В 2013 году при Национальном банке внешнеэкономической деятельности создан Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса. Он оказывает юридические, финансовые и организационные услуги субъектам предпринимательства по продвижению их товаров и услуг на зарубежные рынки. В 2015 году специалисты фонда оказали юридические, финансовые и организационные услуги 3213 субъектам предпринимательства в этом направлении. В результате проведенной работы осуществлен экспорт товаров и услуг на общую сумму 1,05 миллиарда долларов. В рамках этой работы 2,9 тысячи предпринимателям оказано содействие в изучении внешних рынков, 90 субъектов предпринимательства нашли своих партнеров за рубежом, 116 предпринимателей получили помощь в составлении экспортных контрактов в вводе данных в единую систему внешнеторгового оборота. В 2015 году фонд оказал финансовое содействие в размере 341 миллионов сумов для покрытия расходов по участию предпринимателей в международных выставках и это больше аналогичного показателя 2014 года в 4 раза.

Конкурентоспособность бизнеса как на внутреннем, так и на внешнем рынках поддерживается инновационным развитием бизнеса. В инновационном процессе требуется взаимодействие предпринимателя и исследователя, ибо в большинстве случаев инвестор и автор инновации — разные лица. В стране имеются достаточно широкие интеллектуальные возможности для инноваций в малом бизнесе. В 2015 году рост приема заявок по объектам интеллектуальной собственности составил 11,5 процента, в том числе принято заявок: на изобретения — 507, полезные модели — 190, промышленные образцы — 238, товарные знаки — 5615, селекционные достижения — 25, программы для ЭВМ – 521 и базы данных — 115. В государственных регистрах зарегистрирован 2651 объект интеллектуальной собственности, что на 17,5 процента больше, чем в 2014 году. Научно-исследовательская работа активно ведется в высших учебных заведения, где сформировано более 1230 инновационных групп, которые сотрудничают с более 4400 предприятиями.

Для внедрения инноваций нужны средства. Предприниматель может использовать свои собственные и заемные средства. Объединению финансовых ресурсов способствует организация акционерных обществ, холдингов и других структур. Однако, они в основном они нацелены на обслуживание финансовых потребностей крупного бизнеса. Поэтому для малого бизнеса основным внешним финансовым источником является банковское кредитование.

В финансовой поддержке малого бизнеса активно участвует коммерческие банки. «Агробанк» только за первые 5 месяцев 2013 года он предоставил субъектам малого бизнеса кредитов на 265 млрд. сумов, в том числе для развития для развития семейного бизнеса и ремесленничества — 4,5 млрд. сумов. Благодаря этому создано более 16 тыс. новых рабочих мест. В Узбекистане производственный потенциал малого бизнеса в существенной мере определяет продовольственную безопасность страны. За первые 5 месяцев 2013 года «Агробанк» для финансирования 2,1 тыс. проектов данного направления выделил 82,7 млрд. сумов кредитов. В том числе в сферу животноводства — 31,1 млрд. сумов, птицеводства — 7,2 млрд. сумов, рыбоводства — 2,8 млрд. сумов, пчеловодства — 1,8 млн. сумов. Региональные филиалы банка направили кредитных ресурсов: для создания интенсивных садов и виноградарства — 9,2 млрд. сумов, развития тепличных хозяйств — 9,5 млрд. сумов, выращивания овощей и бахчевых — 13.6 млрд. сумов. На проекты по переработке сельскохозяйственной продукции было выделено 6,9 млрд. сумов. На 2016 год «Агробанк» намерен выделить 1196 млрд. сумов средств для кредитной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, финансовой поддержки бизнес-проектов женщин и молодежи. В этом процессе активно участвуют и другие банки. Например, Народный банк в 2015 году выделил 4160 женщинам- предпринимателям кредиты на сумму125,6 млрд. сумов и 4000 выпускникам профессиональных колледжей — на 33,6 млрд. сумов.

По инициативе общественного движения молодежи «Камолот» в 2015 году прошел 1 республиканский бизнес-форум «Молодежное предпринимательство в Узбекистане: состояние и перспективы», где были представлены инициативы свыше 1,5 тысячи юных представителей деловой среды. В рамках проекта «Молодой предприниматель — опора страны» 314 авторам самых перспективных бизнес-планов вручены рекомендации для получения льготных кредитов коммерческих банков на 7 млрд. сумов. Кроме того, 353 участника конкурса «Моя бизнес-идея» стали обладателями займов почти на 3,6 млрд. сумов.

В Узбекистане реализуемые комплексные меры по дальнейшему улучшению инвестиционной среды, обеспечению надежной защиты малого бизнеса, снятию преград для его деятельности и всесторонней поддержки способствовали созданию в 2015 году 26,9 тысячи новых субъектов частного предпринимательства (без дехканских и фермерских хозяйств). Количество действующих субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на 1 января 2016 года превысило 207,1 тысячи и выросло за год на 5,7 процента. За 2015 год ими освоено инвестиций в экономику на сумму около 14,8 трлн. сумов, что составляет 36,3 процента от общего объема освоенных инвестиций в стране. Эти субъекты выполнили за 2015 год строительных работ на сумму более 17 трлн. сумов, что составляет 67,2 процента от общего объема строительных работ и на 14,4 процента больше уровня 2014 года.

Таким образом, малый бизнес является важной частью экономики Узбекистана, вносит достойный вклад в социально-экономическое развитие страны и имеет благоприятные условия и перспективы развития.

Литература:

  1. Каримов И. А. Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Докладна заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. — Народное слово, 16 января 2016 года.
  2. Касымов Г. М., Махмудов Б. Д. Основы национальной экономики. Учебник. – Т.: «Мехнат», 2004.
  3. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 685 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle