Библиографическое описание:

Гаврилова И. В., Захарова К. В., Малащенкова Т. А. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 655-659.



Статья посвящена исследованию современного представления о понятии «экономика знаний», ее характеристиках, функциях, элементах, а также этапах формирования. В статье также исследуется методика измерения «экономики знаний». Особое внимание в статье уделяется самому понятию экономики знаний, ее сущности и характеристикам.

Ключевые слова:экономика знаний, инновационный путь развития, методика измерения «экономики знаний», рейтинг.

Понятие «экономика знаний»

Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Ф. Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.

Сейчас этот термин используется более широко для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран.

Функции знаний в «экономике знаний»

В условиях инновационной постиндустриальной экономики знания принято воспринимать как:

‒ прямой результат деятельности;

‒ продукт прямого конечного потребления;

‒ фактор производства, использующийся при производстве экономических благ;

‒ предмет и средство распределения и/или сделок на рынке;

‒ средство накопления интеллектуальной информации;

‒ средство управленческой деятельности;

‒ способ объединения общества и воспроизводства общественных институтов.

В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

Выделяют следующие четыре фундаментальных элемента «Экономики знаний»:

1. Институциональная структура.

Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний.

2. Инновационная система.

В условиях инновационной системы создаются эффективные организационные формы и деловое окружение, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры, университеты и другие учреждения, действующие в интересах развития глобальных знаний и одновременно, трансформируясь в соответствии с местными требованиями, применяют знания для производства инновационных продуктов, услуг и путей реализации деловых операций.

3. Образование иобучение.

Указанный элемент призван формировать общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества.

4. Информационная инфраструктура.

Процесс создания динамичной инфраструктуры, а также конкурентоспособного, инновационного, информационного экономического пространства предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг.

Мануэль Кастельс (один из крупнейших социологов современности, специализирующийся вобласти теории информационного общества) выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики:

1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента;

2) в развитых капиталистических странах внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности;

3) происходит глубокая трансформация организации производственного процесса (от стандартизированного массового в сторону «кастомизированного» (т. е. гибко перестраивающегося в соответствии с меняющимися требованиями потребителя) производства и от вертикально интегрированной организации в сторону горизонтальных сетевых взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями).

4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организованы вне зависимости от национальных границ;

5) технологические изменения, в основе которых — информационные технологии, преобразующие материальную основу современного мира, приобретают все более революционный характер.

Главная и отличительная черта новой экономики — ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности.

Производство, распределение и использование знаний составляют основу «экономики знаний», а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина».

Особенности:

В указанном аспекте важно обратить внимание на ниже представленные обстоятельства и особенности:

‒ дискретность знаний как продуктов (любых знания либо созданы, либо не созданы; в природе не существует «знания наполовину» или на «две третьих»);

‒ Знание, так же как и иное общественное (публичное) благо, являясь созданным, доступно всем без исключения;

‒ по своей природе происхождения, знание — это информационный продукт (информация после процесса потребления, не исчезает, как стандартный материальный продукт).

Предпосылки формирования «экономики знаний»:

‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса наряду с природными ресурсами, трудовыми ресурсами и различными формами существования капитала;

‒ повышение удельного веса сферы услуг и высокий рост информационно емких услуг для бизнес-структур;

‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров;

‒ развитие и широкое применение новых форм информационно — коммуникационных технологий;

‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1].

Методика измерения «экономики знаний»

Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:

  1. институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства;
  2. уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний;
  3. информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;
  4. национальная инновационная система.

Методика предполагает расчет двух сводных индексов — Индекса экономики знаний (The Knowledge Economy Index, KEI) и Индекса знаний (The Knowledge Index, KI).

Индекс знаний — комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, то есть своего рода индикатор ее общего потенциала к развитию интеллектуальных продуктов. Он характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. Индекс знаний представляет собой среднее арифметическое баллов, которые государство имеет по трем переменным в каждом из трех направлений: образование и человеческие ресурсы, масштабы инноваций и информационно-коммуникационные технологии.

Индекс экономики знаний — комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Он характеризует уровень развития той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. В основе расчета Индекса экономики знаний лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM), в которой установлена прямая взаимосвязь между так называемой «интеллектуальностью» экономики и долгосрочным, стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны.

Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал страны, а то, насколько среда в той или иной стране способствует тому, чтобы знания эффективно использовались в экономическом развитии. Для этого в дополнение к трем вышеперечисленным группам факторов добавляется четвертая категория — институциональный режим.

Таким образом, индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех субиндексов: институциональный режим, образование, информационная и коммуникационная инфраструктура, инновационная система. В каждый субиндекс входит три показателя, имеющих одинаковый вес.

Рассмотрим каждый из субиндексов в отдельности.

  1. Институциональный режим страны.

Определяется при помощи трех показателей:

‒ тарифные и нетарифные барьеры;

Оценивает существующие тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие свободную торговлю: запреты на импорт, квоты, таможенные пошлины, требования по лицензированию и т. д.

‒ качество регулятивных мер;

Оценивает распространение враждебных по отношению к рынку действий органов власти: контроль цен, чрезмерный банковский надзор, неадекватное регулирование внешней торговли и развития бизнеса и т. д.

Для оценки показателя используются Governance Indicators — оценки экономических мер органов власти различных стран — членов Группы Всемирного банка.

‒ власть закона;

В рамках этого показателя оценивается уровень преступности, эффективность и предсказуемость судебной власти, возможность принудительного осуществления контрактов и т. д.

Для его оценки также используются Governance Indicators Всемирного банка.

  1. Уровень образованности населения.

Данный субиндекс образуют три показателя:

‒ уровень образования взрослого населения (рассчитывается как процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет);

‒ валовой охват средним образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к количеству людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране);

‒ валовой охват высшим образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих высшее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране).

  1. Информационная и коммуникационная инфраструктура.

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) разработан Международным телекоммуникационным союзом (International Telecommunication Union, ITU) в 2007 г. В него включены следующие показатели:

‒ количество телефонов на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается как сумма количества телефонных линий, соединяющих аппарат пользователя с сетью телефонной связи, на 1000 жителей и количества мобильных телефонов на 1000 жителей.

‒ количество компьютеров на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается как сумма настольных компьютеров и ноутбуков, приходящихся на 1000 жителей.

‒ количество пользователей Интернета на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается по данным национальных статистических агентств, которые используют разные способы проведения исследования.

  1. Инновационная система.

Развитие инновационной системы определяют следующие показатели:

‒ сумма роялти (вид лицензионного вознаграждения) и лицензионных платежей на 1 млн жителей;

Для обеспечения сопоставимости информации по разным странам показатель рассчитывается в долларах США.

‒ количество научных и технических статей в журналах, посвященных физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, инженерии, технологии и астрономии, на 1 млн жителей.

‒ количество патентов, выданных United States Patent and Trademark Office (USPTO), в том числе патенты на изобретения, патенты на промышленные образцы, патенты на новые виды растений, переизданные патенты, защитные публикации и др., на 1 млн жителей.

После определения субиндексов вычисляется показатель Nw, соответствующий числу стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны, и это число сопоставляется с общим числом стран в рассматриваемой группе Nc по следующей формуле:

Нормализованный показатель=10(Nw/Nc) (1)

Нормализованный показатель принимает значения от 0 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию.

Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с показателями других стран, чем ближе к 10, тем выше уровень развития экономики знаний.

Индексы экономики знаний рассчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом [2,3].

В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний. Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

В таблице 1 представлены данные из отчета Всемирного банка по индексам экономики знаний отдельных стран для 2012 г., так как более актуальных данных нет [4].

Таблица 1

Рейтинг стран по уровню индекса экономики знаний

Ранг

Страна

Индексы

Субиндексы

KEI

KI

Институцио­нальный режим

Иннова­ции

Образование

Информацион­ная инфраструктура

1

Швеция

9,43

9,38

9,58

9,74

8,92

9,49

2

Финляндия

9,33

9,22

9,65

9,66

8,77

9,22

3

Дания

9,16

9

9,63

9,49

8,63

8,88

4

Нидерланды

9,11

9,22

8,79

9,46

8,75

9,45

5

Норвегия

9,11

8,99

9,47

9,01

9,43

8,53

6

Новая Зеландия

8,97

8,93

9,09

8,06

9,81

8,3

7

Канада

8,92

8,72

9,52

9,32

8,61

8,23

8

Германия

8,9

8,83

9,1

9,11

8,2

9,17

9

Австралия

8,88

8,98

8,56

8,92

9,71

8,32

10

Швейцария

8,87

8,65

9,54

9,86

6,9

9,2

55

Россия

8,78

6,96

2,23

6,93

6,79

7,16

Как видно из таблицы, в первую пятерку вошли страны Северной Европы, которые уже сформировали условия для создания и развития экономики знаний. Россия находится на 55 месте. По Индексу экономики знаний несколько превосходит средние данные по группе стран, опережает по уровню институционального режима экономики и по уровню образования. Но сильно отстает по индексу инноваций. По сравнению с другими странами в России низкими являются: качество государственного регулирования, эффективность правительства, уровень выполнения законов, контроль коррупции, гражданские свободы, политические права и политические свободы.

Литература:

1. Максаковский В. П. Экономика знаний. — Смоленск: Универсум, 2012. — 104с.

2. Пипия Л. К. Измерение экономики знаний: теория и практика. — М.: Институт проблем развития науки РАН, 2008. — 191 с.

3. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 77 с.

4. Группа Всемирного Банка. Режим доступа. http://russian.doingbusiness.org/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle