Библиографическое описание:

Досанов Н. Е., Уксикбаев Е. З., Рустамов Е. Н. Модель психического влияния спортсмена на соперника и его измерения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 194-196.



Пространство спортивной личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство спортивной личности [1]. Спортсмен – личность как сознательный объект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Проблема изучения психического взаимовлияния спортсменов на соревнованиях не заканчивается на изучении психических свойств личности — ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием Яс – «Я-концепции», т. е. самосознании спортсмена-личности. Чем сильная Яс успортсмена, тем сильнее его вляние на его окружения.

Всем известно, что психологическая влияние человека на окружение где он существует, во многом определяет потенциалом (возможности) его психики, сформированной сознательной и не сознательной его деятельностью.Такое влияние осуществляется информационно (содержательно) [2]. С другой стороны, возникает очень интересный вопрос, каким образом происходит такое влияние? Поддается ли измерению такое влияние? В работе [3] предложена математическая модель потенциала психики человека. Там же введена понятия сопротивляемости и сила психики человека. Эти характеристики психики индивида формирует психологический потенциал индивида.

Целью данной работы является показать, что психическое взаимовлияния спортсменов на соревнованиях поддается измерению.

Метод решение. Из психической сферы спортсмен относит к своему Яспреимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. Не каждую мысль, посетившую его сознание, спортсмен в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась резултатом собственной его деятельности. Здесь возникает вопрос: если Яс выражает силу психики, то в чем заключается его суть? Содержание силы психики Яс — это цель спортсмена. Этапы формирования цели определяет Яс — концепцию спортсмена. Если цель определяет Яс, значит сила психики зависит от того какая цель у спортсмена. Целеустремленность выражает ориентированность Яс(здесь рассматривается содержательная ориентированность). Поэтому, Яс будем писать как — Яс(). Здесь выражает содержание Я- концепции. А достижение цели усиливает дополнительно потенциал психики человека. Каждая достигнутая цель (или удача в чем-то) усиливает потенциал психики. Потенциал психики — это содержание ауры.

В работе говориться, что потенциала психики человека оценивается как:

(1)

Здесь Фс, Яс(и соответственно фантазия, ‹‹Я- концепция›› и сила воля,. - величина характеризует направленность социума, где формировался потенциал психика спортсмена. Из этой формулы видно, что результат соревнования определяется Яс().

То, что спортсмены оказываются сходными, либо отличными друг от друга зависит от значения U(). По своей природе U() индивида имеет глобальные и локальные свойства [4]. Так как они живут глобальном и локальном социуме. В этих свойствах, и скрыты механизмы психологического взаимовлияния спортсменов между собой когда они соревнуются.

Определение 1. Локальным свойством U() является такое свойство психики, благодаря которому определяется внутреннее содержание психики спортсмена, необходимая для распознавания величину Яс(), причем эта величина выражается в зависимости от конкретной цели спортсмена.

Определение 2.Глобальным свойством U() является такое свойство психики, благодаря которому каждый из спортсменов, отдельно взятый, необходим, а все вместо взятые достаточны, чтобы сих помощью отличить данного спортсмена от всех остальных по той величине U(), которая выражает содержание психики спортсмена, распознав эту сторону, можно измерить его силу влияния.

Именно, глобальные и локальные свойства психики спортсмена формируют его поведение на соревнованиях.

Для легкости дальнейшего изложения обозначим сопротивляемость как:

(2)

По своему содержанию Т1 выражает ‹‹расстояние›› психического поле (своеобразная метрика психологического поля). Спортсмены, у которых значения Т1 близки, то они всегда психологически совместимы, по этому соревнования между ними проходит очень сложно. Введение метрики в психологического поля, дает возможность численно оценить силу психологического взаимовлияния. Чем выше сопротивляемость психики, тем выше потенциал психики, тем сильнее влияния. Т1 — выражает степень податливости психики.

Когда формируется психология социума, Т1 имеет большое значение [4].

Перепишем формулу (1) следующим образом

(3)

В этом случае ‹‹Я – концепция›› — Яс(), порождает напряженность потенциального поле психики индивида. Такая напряженность определяется содержанием Яс(). Напряженность эта сила которая действует аура одного спортсмена на ауру другого спортсмена. По этому, это свойства психики можно выражать следующим образом:

(4)

Отсюда мы можем определить силу взаимовлияния:

(5)

Здесь Яp() — ‹‹Я — концепция›› соперника, а Ер()- своеобразный психологический коэффициент характеризующий глобальное свойство психологического поля спортсменов, т. е. выражает психологическую напряженность во время соревновании. Психологическая напряженность Ер() умноженная на Яс() выражает психологическую силу спортсмена действующий против психологии другого спортсмена. С этой точки зрения можно оценить силу психологической давки со стороны спортсмена на психологию соперника.

Чтобы численно оценить взаимовлияния в психологическом поле, первую очередь мы должны тестовым методом определить значения сопротивляемости Т1 и силы Яс() психики создаваемое этим полем. Допустим, что имеется два с потенциаломU1() и U2(). Чтобы, определить какой спортсмен больше влияет, находим разность силы этих потенциалов:

(6)

Если (1,2)=1, то первый спортсмен больше влияет на второго, если(1,2)= -1, то второй спортсмен больше влияет на первого спортсмена, если (1,2)=0, то у этих спортсменов потенциальные поля одинаковы и взаимовлияние не дает никакого результата. Формула (6), принятие решения определяет направления взаимовлияния спортсменов во время соревнования.

Выводы. Проблемой моделирование сознания на современном уровне занимаются очень многие ученные. Физическая реальность сознания уже не вызывает сомнения. Интересно понять, как визуальная информация поступает на мозг спортсмена. Что происходит при этом и как проявляет сознание спортсмена? Если при этом сознание определяется как высшая форма развития информации — творящая информация, то сразу будет понятно предложенная концепция. Более важно спортсмен– это не только и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление социально ориентированной личности, сознательно стремящейся к поставленной цели [5]. Все это зависит от его глобальных и локальных свойств психики. Поэтому, управлять своим состоянием во время соревновании спортсмен, может ориентируясь на свой психологический потенциал и на психологическую мощь.

Литература:

  1. Рустамов Н. Н., Худияров Г. Б., Рустамов Е. Н. Отбор претендующих на спорт высших достижений. Ташкент: «Fanvatexnologia», 2016, 136 с.
  2. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. -336с.: ил. (Азбука психологии). ISBN 5–305–00099–8.
  3. Рустамов Н. Т. Математическая модель потенциала психики человека. Вестник МКТУ им. А. Яссави,№ 3, 2012,с. 3–8.
  4. Н. Т. Рустамов, А. Кибишов. Эвристическая модель психического влияния человека и его измерения. Вестник МКТУ им. А. Яссави,№ 1, 2014, с.71–77.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003. 720 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle