Библиографическое описание:

Ермакова Т. А., Максимова Н. А. Права покупателя на обмен качественного товара // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 979-981.



Основными нормативно-правовыми актами, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере торгового обслуживания потребителей, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года и Гражданский Кодекс РФ.

Согласно, п. 1 статьи 25 закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. [1]

Иногда возникают ситуации, когда продавец отказывается заменить товар, и покупатель вынужден обратиться в суд. К примеру, гражданка Мороз З.И обратилась в суд с иском о защите прав потребителей и взыскании морального вреда, ссылаясь на то, что она приобрела у ответчика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в продовольственном магазине две энергосберегающих лампочки. В этот же день она обратилась к продавцу с просьбой заменить приобретенную в магазине энергосберегающую лампочку, стоимостью 118,00 руб. на аналогичную, так как указанная лампочка ей не подошла по размеру. В замене лампочки продавец магазина ей отказала, пояснив, что электрические лампочки возврату и обмену не подлежат. Гражданка Мороз З. И. обратилась в суд, с просьбой взыскать в свою пользу с ответчика уплаченную стоимость лампочки, расходы на юридическую помощь, и компенсацию морального вреда. Из ответа на судебный запрос от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, бытовые электрические лампы не могут быть отнесены к технически сложным товарам бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Также Роспотребнадзором указано, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы только в случае, если им первоначально было заявлено требование об обмене, которое не было удовлетворено продавцом по указанным в законе причинам. Согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ мировой судья, решил взыскать с Жеребенкова Ю. Б. в пользу Мороз З. И. уплаченную стоимость товара, расходы по оплате юридических услуг, компенсации морального вреда. Обязать Мороз З. И. возвратить энергосберегающую лампу Жеребенкову Ю. Б. после исполнения Жеребенковым Ю. Б. решения суда. [2]

На данный момент существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.К таким товарам к примеру можно отнести парфюмерно-косметические товары и технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. [3]

Например, Сорокина Ю. А. обратилась к Мировому судье судебного участка № 360 Басманного района города Москвы с иском к ООО «НаноКосметик» о защите прав потребителя о взыскании денежных средств в размере и компенсации морального вреда, указывая, что при заключении договора купли-продажи косметики под товарным знаком «DeSheli» и продаже товара продавцом не была предоставлена полная и достоверная информация о приобретаемом товаре, его качестве, цене, предоставляемых услугах. Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение, сведения об основных потребительских свойствах товаров. Вышеуказанная информация, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя оказывать услугу, качество которой соответствует договору. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, в случае заключения договора он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу. Согласно «Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, парфюмерно-косметические товары надлежащего качества — обмену и возврату не подлежат. Постановлением Госстандарта России от 09 декабря 1999 года № 490-ст утверждён ГОСТ Р 51391–99 (Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования) (далее — ГОСТ). Данный ГОСТ: распространяется на парфюмерно-косметические изделия отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории РФ в оптовой и розничной торговле, в системе прямых продаж или распространяемые бесплатно, а также поставляемые парикмахерским, косметическим салонам и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя; предназначен для использования при производстве, торговле, хранении и сертификации (идентификации) парфюмерно-косметических изделий. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» требования ГОСТа являются обязательными. Требования к маркировке парфюмерно-косметических изделий, установленные в действующих в РФ межгосударственных стандартах, государственных стандартах РФ, стандартах отраслей, стандартах предприятий и технических условиях, применяются в части, не противоречащей требованиям указанного ГОСТа. Согласно ГОСТу, информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с парфюмерно-косметическим изделием, текстом или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше способом, принятым изготовителем. Текст на потребительской таре, листе-вкладыше наносят на русском языке. Поскольку в результате пользования косметикой обещанного эффекта от ее использования истец не получила, она решила вернуть указанную косметику и получить назад уплаченные за нее денежные средства, в связи с чем обратилась к ответчику с претензией, в удовлетворении которой ей было отказано. В ходе судебного процесса каких-либо нарушений законных прав потребителя в части предоставления надлежащей информации о товаре не установлено. Как следует из договора и содержания спецификации, акта-приема-передачи товара, покупателю была в полном объёме предоставлена возможность ознакомления со свойствами, и способом употребления товара, его составом, назначением. Кроме того, истец в течении значительного периода времени пользовалась приобретенными косметическими средствами в соответствии с их назначением, и причиной расторжения договора, явилось отсутствие ожидаемых результатов от применения данной косметики косметика не помогла. Покупатель был поставлен в известность о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, приобретенные им парфюмерно-косметические товары возврату и обмену не подлежат. Таким образом, предусмотренных законом оснований исковые требования удовлетворению не подлежат. [4]

По закону «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков имеет право в течении 14 дней обменять непродовольственный товар надлежащего качества у продавца у которого этот товар был приобретён.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Согласно п. 5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Литература:

  1. п.1 ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300–1 (в ред. от 13.07.2015) //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  2. Решение Мирового судьи судебного участка № 114 Люберецкого района Московской области, по иску Мороз З. И., о защите прав потребителя. //Судебный участок № 114 мирового судьи Люберецкого судебного района Московской областиhttp://114.mo.msudrf.ru/
  3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»//СПС «КонсультантПлюс»
  4. Решение Мирового судьи судебного участка № 360 Басманного района города Москвы от 02 июня 2014 года по делу № 2–37\14 // mos-sud.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle