Библиографическое описание:

Садыков Р. М. Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1284-1287.



В концепции непрерывного образования педагогика сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится добиваться годами. Педагогику сотрудничества можно реализовать при проведении интегрированных уроков в начальных классах.

Создавать интегрированные уроки трудно, но очень интересно. Надо творить, стремиться делать учение посильным и интересным, постоянно повышать уровень профессионального мастерства.

Внедрение интеграционных технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения.

Чтобы разъяснить проблемы проведения интегрированных уроков, мы повели анкетирование среди учителей начальных классов школы № 160 Яккасарайского района города Ташкента. Вопросы анкетирования были следующего характера:

— Что такое интегрированный урок?

— В чём различие обычного урока от интегрированного урока?

— В чём различие интегрированного урока от обычного урока с применением межпредметных связей?

После анкетирования учителей мы пришли к выводу, что интегрированные уроки не были использованы учителями, на уроках были применены в основном межпредметные связи.

В ходе исследования также было проведено анкетирование среди учащихся начальных классов данной школы в целях проверки ЗУН учащихся, а также в целях близкого ознакомления с учащимися для подготовки проведения эксперимента в этих классах.

Вопросы анкетирования включали в себя следующее:

— Что тебе больше всего в школе нравится?

— Какие уроки тебе нравятся?

— Какой урок тебе трудно усвоить? И т. д.

Эксперимент проводился среди учеников 2-х классов. Были выбраны 2А, 2В, 2Д, 2Е классы. Во 2А классе 30 учеников, во 2В классе 28 учеников, во 2Д классе 30 учеников и во 2Е классе 37 учеников. В экспериментальную группу были назначены 2А и 2В классы, в контрольную группу назначены — 2Д и 2Е классы.

В классах контрольной группы уроки проводились по традиционной методике, а в классах экспериментальной группы некоторые уроки были заменены на интегрированные уроки.

Интегрированный урок позволяет взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, используя их инструментарий, понятийный аппарат, закономерности, формируя тем самым широкую (объективную) картину мира. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интегрированные уроки необходимы, но их нужно проводить далеко не всегда, отнюдь не на каждом уроке. Это скорее исключение, исходящее из целесообразности изучения одной темы с нескольких сторон. Соответственно, количество часов на изучение предмета, темы не столь уж и сокращается, а если мы добавляем какие-то творческие виды работ, которые часто используются на интегрированных уроках (например, мини-проекты) то ускоренного прохождения программы не происходит. Оно, скорее, углубленное. В начальных классах интеграция предметов естественна. Нигде больше в средней школе не будет потом столь благодатной почвы для интеграции — и большинство предметов ведет один и тот же учитель, и все программы, госстандарты, планы по всем предметам у учителя на руках, можно выбрать, какие темы интегрировать. Кроме того, не возникает психологического барьера, как в старших классах, когда интегрированные уроки должны проводить два или более преподавателя. Все говорит в пользу проведения интегрированных уроков.

Для существенной оценки различий, полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах, воспользуемся критерием (хи-квадрат). Он применяется для сравнения распределения объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства, на основе измерений по шкале наименований этого свойства в двух независимых выборках из рассматриваемых совокупностей.

При проведении эксперимента в конце четверти было проведено тестирование по изученным темам, в которое включались вопросы по интегрируемым предметам. В ходе тестирования выяснилось, насколько учащиеся усвоили данный материал по этим предметам. В тесте было задано 20 вопросов, каждый вопрос оценивался в 1 балл. Результаты средних баллов учащихся по проведенному тестированию приведены в таблице. Ученики экспериментальных и контрольных групп распределяются на 3 категории в соответствии с баллами — 0–10, 11–15, 16–20 полученными ими за выполнение самостоятельной работы.

Таблица

Исходные данные

Баллы

Группы

0–10

11–15

16–20

Экспериментальная группа (58)

12

30

16

Контрольная группа (67)

27

29

11

Для применения критерия необходимо выполнение следующих требований, которым удовлетворяют и данные нашего исследования, т. е. обе выборки случайные; выборки независимы; и члены каждой выборки независимы между собой; шкала измерений не выше наименований с С (С=5) категориями.

Если обозначить через p1i (i=1,2,…,C) вероятность того, что случайно выбранный из первой совокупности объект будет — принадлежать i-ой категории шкалы измерения проверяемого свойства, а вероятность того же события для объектов второй совокупности обозначим через p2i (i=1,2,…,C), то на основе данных таблицы 2хС можно проверить нулевую гипотезу о равенстве вероятностей попадания объектов первой и второй совокупностей в каждую из i- категории (i=1,2,…C).

Таким образом, нулевая гипотеза будет иметь вид Н0: p1i = p2i для всех С категорий, а альтернативная гипотеза будет иметь вид Н1: p1ip2i хотя бы для одной из С категорий.

Для проверки нулевой гипотезы с помощью критерия (хи-квадрат) на основе таблицы 2хС подсчитывается значение статистики критерия Т по следующей формуле:

,

где n1 и n2 — объём выборок, а значения и взяты из таблицы исходных данных (таблица 3.2.), причем — значения из строки экспериментальной группы, — значения из строки контрольной группы. Значение Т, полученное на основе экспериментальных данных, сравнивается с критическим значением Ткрит, которое определяется по таблице. При выполнении неравенства Т > Ткрит нулевая гипотеза отклоняется на уровень α, и принимается альтернативная гипотеза. Это означает, что распределение объектов на С категорий по состоянию изучаемого свойства различно в двух рассматриваемых совокупностях. Если выполняется неравенство T Ткрит, то нет достаточных оснований для отклонения нулевой гипотезы, т. е. нет достаточных оснований считать состояние изучаемого свойства различным в этих двух совокупностях.

Сформулируем нулевую и альтернативную гипотезы.

Н0: результаты выполнения работы учениками экспериментальной и контрольной групп существенно не различаются.

Н1: результаты выполнения работы учениками экспериментальной и контрольной групп различаются существенно.

n1 = 58, n2 = 67, C = 3.

В соответствии с условиями применения двустороннего критерия хи-квадрат по таблице для уровня значимости α = 0,05 и ν = С — 1 = 2 степеней свободы найдем Ткрит = 5,991

Тнабл = 6,09 > 5,991 = Ткрит, следовательно, нулевая гипотеза отклоняется на уровень α и принимается альтернативная гипотеза. Это означает, что результаты выполнения работы учениками экспериментальной и контрольной групп различаются существенно.

Найдем среднее значение баллов учащихся по формуле 1:

(1)

За обозначим среднее значение баллов учащихся по проведенному тестированию в классах экспериментальной группы, за обозначим среднее значение баллов учащихся в контрольной группе.

= 15,34 > 13,81 =

Среднее значениебаллов учащихся по проведенному тестированию в классах экспериментальной группы оказалось выше, чем в контрольной группе. Наша гипотеза подтвердилась.

Результаты эксперимента показали эффективность интегрированных уроков. На уроках учащиеся были активны, а тестирование показало повышение уровня усвоения материала по всем интегрируемым предметам.

Литература:

  1. Таджиева З. Г., Абдуллаева Б. С., Жумаев М. Э., Сидельникова Р. И., Садыкова А. В. Методика преподавания математики. — Т.: «Турон-Икбол», 2011.
  2. Сухаревская Е. «Особенности интегрированного обучения в начальных классах» // Ж. “Начальная школа». 2006, № 1
  3. Мавланова Р. А., Рахманкулова Н. Х. Бошланғич таълим педагогикаси, инновацияси ва интергацияси. Учебное пособие.Т.: Ғ.Ғулом, 2013 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle