Библиографическое описание:

Атрощенко С. А., Нижегородцев А. В. Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1167-1170.



Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и перерабатывать нужную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Ключевые слова: метапредметность, метапредметные умения, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, информация, текст.

Образовательные стандарты среднего и высшего образования ориентированы на метапредметность, при которой на первый план в обучении выступают метапредметные умения, сформированные у выпускников. Существуют разные трактовки понятия «метапредметность». Так, по мнению Н. В. Громыко, это «метапредметы», новая образовательная форма интегрирования учебного материала согласно «мыследеятельностному» типу [2]. А. В. Хуторской считает, что метапредметность — это «фундаментальные образовательные объекты» [4]. В данной статье, ориентируясь на терминологию ФГОС, под метапредметными умениями понимаются присвоенные обучающимися универсальные способы деятельности.

Возможным способом организации учебной деятельности в вузе, направленной на достижение метапредметных результатов, является введение метапредметных курсов по выбору, в рамках которых студенты смогут использовать общие подходы в разных предметных областях. Однако более доступным представляется проведение занятий с элементами метапредметного похода [3]. Реализация этого способа не требует вносить в учебный процесс что-то дополнительное, нужно изменить содержательную и организационную наполненность привычных этапов занятия (см. таблица 1).

Таблица 1

Содержание этапов практического занятия

Традиционный подход

Этапы занятия

Метапредметный поход

Преподаватель формулирует и сообщает студентам

Объявление темы, целей и задач

Формулируют сами студенты, определив границы знания и незнания

Преподаватель сообщает студентам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование

Студенты планируют способы достижения намеченной цели

Под руководством преподавателя студенты выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Практическая деятельность студентов

Студенты осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, парный и индивидуальный методы)

Преподаватель осуществляет контроль и коррекцию в ходе выполнения и по итогам выполненной работы студентами

Осуществление контроля и коррекции

Студенты осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает

Преподаватель осуществляет оценивание работы студентов

Оценивание

Студенты дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Преподаватель подводит итоги занятия, объявляет и комментирует задание для самостоятельной работы (чаще — задание одно для всех)

Итоги занятия, задание для самостоятельной работы

Проводится рефлексия. Студенты могут выбирать задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей и предпочтений

Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов представляется использование образовательных технологий, которые основаны на системно-деятельностном подходе, например, технология формирования умений критического мышления, проектный метод, технология обучения в сотрудничестве [1].

Можно выделить несколько групп метапредметных умений. К числу важнейших относится умение находить и перерабатывать нужную информацию с целью решения поставленных задач, формированию которого при изучении иностранного языка студентами неязыковых вузов способствует работа с профессионально-ориентированными текстами различной сложности. Умение работать с текстом как метапредметный результат обучения предполагает владение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, поискового, рефлексивного чтения.

Говорить о формировании метапредметных навыков без достижения предметных результатов обучения в области чтения нельзя. Предметными результатами в коммуникативной сфере в области чтения, как известно, являются:

− чтение с пониманием основного содержания (reading for gist or skimming);

− чтение с полным и точным пониманием (reading for detail);

− чтениес выборочнымпониманием (reading for specific information or scanning).

Обучение различным стратегиям чтения на английском языке способствуют формированию метапредметных компетенций. Рассмотрим пример профессионально-ориентированного учебного текста и заданий к нему для бакалавров психолого-педагогического направления.

GAMES CHILDREN PLAY

(From «Toys Are No Joking Matter»)

I’m 56 and for 25 years I’ve been teaching children so I think I know their psychology. I want to take issue with Holger Zscheyge’s «What do you think about toy guns?» In his article he wrote: «Our country produces weapons for children’s games. I mean toy pistols, submachine guns and such war game as «Sea battles». Of course these weapons are not real. They are made of plastic. Nevertheless, they greatly influence the way children think. Don’t children have more interesting games than those arousing a desire to kill one another?»

Children of my generation had no toys. But we used sticks and tree twigs to make toy rifles and automatics and played at war anyway. My peers experienced war firsthand and some fought.

We hate war because we know what it is, but we aren’t very worried about toy guns. Toys are not the point. It’s a child’s upbringing that counts. Did they become nazis in Germany because they played with toy weapons? They were raised and educated on a planned and efficient basis of Hitler’s thugs.

In the 20s and 30s fairy tales were not published in this country. They were thought to distract children from reality. But fairy tales continue to exist and be enjoyed.

So long as there are armies, weapons, military parades and military service, there will be war toys. So long as boys must protect their land, they will play at war.

So we adults should fight against real weapons — not toy guns. This is the only way to save from war, violence and death.

I do agree with Zscheyge on one point. He asks: «Don’t children have more interesting games than those arousing a desire to kill one another?» I can only say with bitterness that for boys our toy industry offers no other toys. Visit any children’s shop and you will see plastic and metal pistols, submachine guns and tanks. Nothing else. So parents have a very limited choice.

  1. Choose the correct answer according to the text.
  1. The author states in the text that children play war games because it in their nature
  1. true
  2. false
  3. not stated
  1. Toy guns greatly influence the way children think.
  1. true
  2. false
  3. not stated
  1. The only way to save from war is to give children new interesting games.
  1. true
  2. false
  3. not stated

  1. Complete the sentences
  1. The author states in the text that children play war games because
  1. it in their nature
  2. they want to kill one another
  3. parents tell them to do it
  4. toy industry offers boys only plastic and metal weapons
  1. Children became nazis in Germany because
  1. they played with toy weapons
  2. they were raised and educated on a basis of Hitler’s thugs
  3. they did not read fairy tales
  4. nobody told them that fascism is bad
  1. The main idea of the text is that
  1. the only way to save from war is to give children new interesting games
  2. the only way to save from war is to forbid nazis
  3. the only way to save from war is to fight against toy guns
  4. the only way to save from war is to fight against real weapons

Стратегия выполнения задания на чтение с общим пониманием — reading for gist or skimming:

− сначала прочитайте заголовки;

− затем внимательно прочитайте текст, чтобы понять основное содержание каждого абзаца;

− в каждом абзаце выберите предложения или ключевые слова, в которых заключена основная идея;

− найдите заголовок, соответствующий основной идее каждого абзаца;

− используя метод исключения, убедитесь, что лишний заголовок не соответствует ни одному абзацу.

Рассмотрим задание на чтение с полным пониманием — reading for detail. Стратегия его выполнения:

− прочитайте текст, чтобы понять основную идею;

− прочитайте вопросы или утверждения и выделите наиболее важные слова;

− определите, выражают ли эти слова в вопросах/утверждениях и в тексте одну и ту же мысль;

− «False» (неверное утверждение) ставится, если информация в утверждениях не соответствует тексту, а «Not stated» — если данная информация вообще отсутствует в тексте.

Рассмотрим задание на чтение с выборочным пониманием — reading for specific information. Стратегия выполнения этого задания:

− прочитайте текст целиком, чтобы понять основную идею;

− ознакомьтесь с вопросами и постарайтесь ответить на них самостоятельно, не глядя в варианты ответов;

− найдите то место в тексте, где, как вы думаете, находится ответ на поставленный вопрос, и внимательно прочитайте этот фрагмент;

− просмотрите варианты ответов на каждый вопрос и выберите наиболее подходящий (информация в тексте может быть выражена иначе, чем в вопросах или утверждениях, так как в заданиях данного типа, как правило, используются синонимы и синонимичные выражения);

− проверьте соответствие вопроса или утверждения выбранному вами отрывку;

− используя метод исключения, убедитесь, что другие варианты ответа невозможны.

Результатом овладения названными стратегиями является развитие у студентов одного из важнейших метаумений: находить и перерабатывать нужную информацию, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.

Литература:

  1. Атрощенко С. А., Нестерова Л. Ю. Активизация познавательной деятельности студентов посредством интерактивного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 7–2 (26). С. 49–51.
  2. Громыко Н. В. Метапредметный подход в образовании: как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие, реализуя новые образовательные стандарты // НИИ инновационных стратегий развития общего образования: Вестник 2010–2011. – М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010-2011. С. 114-119.
  3. Перевезенцева Ю. С., Атрощенко С. А. Подготовка профессионального специалиста в контексте компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 9 (28). С. 109–111.
  4. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие // А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 50 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle