Библиографическое описание:

Эргашева М. Р. Конкурентоспособность как фактор качества изделий легкой промышленности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 331-333.



В статье рассматриваются факторы для повышения качества и конкурентоспособности изделия легкой промышленности.

Ключевые слова: изделия, легкая промышленность, конкурентоспособность качество товара, факторы конкурентоспособности, формы конкуренции.

Конкурентоспособность в широком смысле означает способность предмета или объекта выдерживать конкуренцию. Выделяют различные виды и формы конкуренции, возникающие между субъектами хозяйствования в целом, а также товарами и услугами в частности. Наличие конкурентных преимуществ позволяет товару или услуге занять новые рыночные ниши и обеспечить предприятию существование и получение прибыли. Важная роль здесь отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателей, которые становятся более требовательными к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция, направленная на достижение высокого уровня качества изделий, особенно в легкой промышленности (одежды, обуви, кожгалантерейных изделий и т. д.). Однако помимо качества можно отметить и другие показатели, определяющие конкурентоспособность современной продукции, в чем можно убедиться, рассмотрев определение данного понятия.

Конкурентоспособность продукции — определяется как:

«способность товара удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции»;

«совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя» [1];

«комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов»;

«степень реального удовлетворения ей конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке».

К факторам обеспечения конкурентоспособности изделий легкой промышленности можно отнести:

‒ Фактор времени. Обеспечение конкурентоспособности товаров по фактору времени осуществляется исходя из посылки «сегодняшний рубль дороже завтрашнего». Фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт. При улучшении качества изделий легкой промышленности неизбежно растут затраты на производство, а также на эксплуатацию и ремонт оборудования.

‒ Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость изделий и повысить их качество.

‒ Фактор новизны продукции предприятий легкой промышленности. Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.

‒ Фактор метода получения информации. В процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов, так как иначе в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности и исследуемые образцы не будут сопоставимы.

‒ Фактор условий эксплуатации товара. Сохранение качества зависит от правильной эксплуатации швейных изделий, соблюдения рекомендаций по уходу за товаром. Важным фактором покупательских предпочтений являются продолжительность срока эксплуатации. При прочих равных условиях более конкурентоспособным изделием легкой промышленности будет то, у которого лучшие эксплуатационные свойства.

‒ Фактор ценообразования. Цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния. Правильно установленная цена на изделие, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия. При составлении ценовой стратегии следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством. У многих потребителей высокие цены на товар ассоциируются с высоким качеством.

‒ Рыночный фактор. Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

‒ Сбытовой фактор. Удачная конструкция и технология изготовления нового товара не обеспечивают его конкурентоспособности без эффективного сбыта. Сбытовой фактор характеризуется рекламным обеспечением, транспортабельностью товара и надежностью поставки. Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия. Транспортабельность товара определяется издержками на транспортирование, что влияет на цену потребления и сохраняемость товара. Так, если при транспортировании продукции нарушена эстетическая ценность товара, то снижается цена потребления, объем продаж, следовательно, и ее конкурентоспособность. Надежность поставки предусматривает, что каждое швейное изделие требуемого качества и в нужном количестве должно оказаться в заданном месте в заданное время. В случае нарушения условий поставки товар может морально устареть и тем самым быть причиной того, что потребитель может отказаться от товара. А это приведет к снижению товарооборота и конкурентоспособности товара.

‒ Сервисный фактор действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам предпродажного обслуживания относятся: условия приобретения изделия и форма его оплаты; демонстрация товара (различные показы, выставки и т. д.); подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя. К факторам послепродажного обслуживания относятся: упаковка и доставка купленных товаров; подгонка швейного изделия по фигуре; химическая чистка изделий и др. [2] Для построения успешной стратегии развития любого предприятия легкой промышленности необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы. Это позволит выдержать конкурентную борьбу на внутреннем рынке, а также обеспечит возможность занять свое место на внешних рынках.

Литература:

  1. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/new1097.html, свободный.
  2. Критерии конкурентоспособности товаров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Kriterii_ konkurentosposobnosti.html, свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle