Библиографическое описание:

Мингбоев У. Х. Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии» // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1249-1252.



Особенность современной образовательной системы, состоит в том, что традиционные способы информации — устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь — уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Присутствие современных компьютеров в учебной аудитории и использование его в качестве партнера учителя, создает новые коммуникационные каналы, а, следовательно, и новые психологические, педагогические, методические, дидактические проблемы. Видоизменяются коммуникативные умения, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении. Особенно это заметно на уроках цикла информатики (основы программирования, объектно-ориентированное программирование и т. д.) в профессиональных колледжах по специальности информационных технологий, где компьютер является одновременно инструментом обучения и объектом изучения. Как привить ученику традиционные коммуникативные навыки, необходимые для жизни в информационном обществе? Эти вопросы ставит перед нами задачу разумного использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. В погоне за современными технологиями не стоит забывать о традиционной коммуникативной деятельности человека, ее важности для познания окружающего мира, удовлетворения потребности в знаниях. Именно на уроках информатики происходит глобальная перестройка структуры коммуникативной деятельности ученика. Зачастую массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств обработки, передачи и хранения информации имеет наряду с положительными аспектами (развитие интеллектуального потенциала, активизация познавательной деятельности учащихся) и отрицательные (замена «живого» общения с учителем, на «общение» с обучающими программами, уменьшение времени непосредственного межличностного общения). Проблема формирования коммуникативных умений и навыков частично переходит из традиционных для этой области предметов (литература, русский и иностранные языки) на уроки информатики, так как именно на этих занятиях учащиеся изучают новые инструменты, способы, средства общения, раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников, единомышленников.

Поэтому в настоящее время формирование коммуникативных умений у студентов профессиональных колледжей специальности информационных технологии являются актуальной.

Актуальность этих проблем обусловлена противоречиями:

‒ между потребностью в реализации коммуникативной направленности современного образовательного процесса и недостаточной разработанностью теоретических подходов к формированию коммуникативных умений студентов на уроках информатики;

‒ между потребностью в развитии одновременно традиционных и новых коммуникативных умений, навыков характерных особенностями информатизации обучения на современном этапе развития школы.

Для решения названных противоречий необходимо найти ответы следующих вопросов. Какова классификация коммуникативных умений? Какие коммуникативные умения можно наиболее успешно формировать на уроках информатики? Каковы благоприятные условия для формирования коммуникативных умений студентов на уроках информатики? Для нахождения ответов на эти вопросы необходимо определить комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования коммуникативных умений студентов профессиональных колледжей средствами информатики.

Нами выделены следующие педагогические условия формирования коммуникативных умений: 1) расширение коммуникативной базы на факультативах; 2) погружение в коммуникативную деятельность через организацию занятий по принципу коллективного способа обучения; 3) конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий.

Расширение коммуникативной базы, с одной стороны предполагает обогащение личного коммуникативного опыта студентов профессиональных колледжей путем формирования у них новых коммуникативных умений и знаний. С другой, расширение коммуникативной базы в рамках урока информатики за счет использования элементов урока, связанных с коммуникативной деятельностью рассматриваемое как одно из условий формирования умений студентов.

Обычно в психолого-педагогической литературе рассматривают следующие этапы формирования элементов знаний:

1) мотивация — создание условий для поиска новых способов и приемов коммуникативной деятельности, например, за счет создания эффекта «невозможности» решения коммуникативной задачи из-за отсутствия на данный момент адекватных средств; осознания учащимися необходимости нового способа описания своего предыдущего коммуникативного опыта;

2) категоризация — введение новых понятий, способов, методов, приемов коммуникативной деятельности;

3) обогащение — накопление и дифференциация опыта оперирования введенными понятиями, приемами, способами коммуникативной деятельности, расширение возможных ситуаций их применения;

4) перенос — применение усваиваемого понятия для анализа и решения различных коммуникативных задач; применение усваиваемых приемов, способов коммуникативной деятельности в различных ситуациях;

5) свертывание — экстренная реорганизация всего имеющегося у учащихся множества сведений в обобщенную структуру знаний и применение их в различных коммуникативных ситуациях.

Неотъемлемым компонентом психологического механизма действия является ориентировочная основа.

Образцы действия и его продукта составляют ориентировочную основу первого типа. Указаний о том, как выполнять действия не дается. Студент ищет их сам методом проб и ошибок. Такое действие остается неустойчивым к изменению условий, неэффективен при переносе на новые задания.

Ориентировочную основу второго типа составляют и образцы действия, и все указания на то, как правильно выполнять действия с материалом. Здесь обучение идет быстрее, без ошибок. Студент учится анализировать материал с точки зрения предстоящего действия. Само действие приобретает заметную устойчивость к изменению условий и переносится на новые задания. Такой перенос, однако, ограничен наличием в составе новых заданий таких элементов, которые идентичны с элементами уже освоенных заданий.

В ориентировочной основе третьего типа первое место занимает целенаправленное обучение анализу новых заданий, которое позволяет выделить опорные точки, условия правильного выполнения заданного. Если учителем создаются условия, при которых студент побуждается самостоятельно составлять ориентировочную основу действия и затем следовать ей, то речь идет о третьем типе ориентировки. Необходимо сформировать у учеников умение в информации выделять главное, существенное, вооружить пониманием принципов структуры коммуникативных действий и приемами анализа, позволяющим обнаружить эти принципы. Хотя такое обучение сложнее по сравнению с первым или вторым типом и требует больших затрат времени, но в дальнейшем качество и скорость выполнения задания резко возрастает, учащиеся допускают значительно меньше ошибок, и в основном на начальном этапе.

Использование ориентировочной основы действий для формирования коммуникативных умений учащихся осуществлялось по следующим этапам: 1) формирование отдельных, частных умений; 2) ознакомление с научными основами деятельности; 3) ознакомление со структурой коммуникативной деятельности; 4) формирование умения определять рациональную последовательность выполнения действий и операций; 5) формирование умения анализировать свою деятельность. Как отмечалось выше, коммуникативными умениями можно овладеть, только участвуя в реальной коммуникативной деятельности.

При погружении в коммуникативную деятельность преподаватель должен выстраивать систему обучения умениям в соответствии с актуальными потребностями учащихся, пробуждать информационный интерес. Любая образовательная задача может быть решена только через иницирование активности, значит, формирование коммуникативных умений — через коммуникативную активность в процессе решения коммуникативных задач, специально поставленных в учебном процессе и возникающих в реальной жизни учащихся. Кроме того, должно соблюдаться пропорциональное соотношение усилий преподавателя и учащегося, с постоянным ростом активности последнего.

Коллективный способ обучения подразумевает такую форму организации общения на уроке, когда один человек может непосредственно общаться с разными людьми по очереди. Таковым является общение в парах сменного состава, диалогические сочетания или общение в динамических парах. На уроках дисциплины цикла информатики возможна организация работы учащихся в динамических парах или парах сменного состава. Каждый студент при этом по очереди и в индивидуальном порядке работает со всеми другими учениками группы под руководством учителя, т. е. работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Такая организация учебной работы является коллективной по существу, в этом случае все обучают каждого, а каждый — всех.

Такой метод дает возможность всем учащимся активным образом включаться в коммуникативную деятельность, особенно по сравнению с такими традиционными формами организации обучения, как фронтальная работа с классом, лекция и т. п. Кроме того, использование компьютера в процессе обучения в качестве одного из участников парного диалога как нельзя более удачно подходит для наших целей. С помощью информационно коммуникационных технологий коллективные способы обучения дает возможность студенту легко найти требуемую информацию, обработать ее, передать своему товарищу, получить новую информацию и все это — в течение одного урока. При этом они постоянно выполняют перекодировку информации из текстового вида в графический, из графического в вербальный и т. п. Многократно излагает тему, это дает возможность ему узнать, что думают другие о его коммуникативных способностях, увидеть себя глазами других, что поможет ему сконструировать «образ Я» субъекта коммуникативной деятельности. В процессе такого обучения учащийся выступает в активной роли, учитель в качестве организатора деятельности, формируются коммуникативные умения, усваивается фактический материал, обогащается опыт межличностного общения. Повышается уровень самостоятельности учащихся, направленности на индивидуальное обучение, что особенно важно для продуктивной работы с использованием компьютерных программ.

При активном погружении в коммуникативную деятельность с использованием коллективной способы обучения: 1) происходит осознание цели деятельности как единой и значимой, требующей объединения усилий каждого члена коллектива; 2) разделяются обязанности между участниками; 3) устанавливаются отношения взаимной ответственности и зависимости; 4) осуществляется контроль, корректировка и оценка деятельности самими ее участниками; 5) вводится в качестве системообразующей формы организации обучения организованного диалога.

Важным педагогическим условием успешного формирования коммуникативных умений у студентов профессиональных колледжей является конструирование «образа Я» посредством рефлексивных заданий. Психологи указывают на существование четырех методов рефлексии, имеющих прикладное значение для педагогики: личностной, интеллектуальной, коммуникативной и кооперативной. Акцентируем внимание на коммуникативной рефлексии — осознании субъектом коммуникативной деятельности того, как он воспринимается партнером по коммуникации.

В педагогике выделяют свойства рефлексии: 1) обеспечение открытости личности новому опыту, другой личности, самому себе; 2) случайность результата, обеспечивающая свободное проявление индивидуальности; 3) зависимость от нее не только деятельности субъекта, но и той общности, в которой эта деятельность организуется; 4) «нелинейная положительная обратная связь», дающая некоторую неустойчивость и возможность быстрого развития процессов. Рефлексия характеризует самосознание учащегося, осмысление им собственной коммуникативной деятельности, она выступает и как само отражение, и как умение смотреть на себя глазами партнеров по коммуникации, становиться на их позиции, объективно оценивая себя, намечать пути самосовершенствования, само коррекции, создавать «образ Я».

Мы рассматриваем рефлексии не только как способ самопознания, но и как условие формирования коммуникативных умений на продуктивном и творческом уровнях.

Рефлексия способствует конкретизации и обобщению информации на логическом и эмоциональном уровнях. В качестве объекта нами рассматривается собственная коммуникативная деятельность, поэтому результатом рефлексии становится «образ Я», как представление о себе самом, как о субъекте коммуникации, собственных коммуникативных способностях, знаниях и умениях.

Приемом, обеспечивающим вхождение учащихся в рефлексию, являются рефлексивные задания, создающие ситуации для самооценки и самоанализа своей коммуникативной деятельности. Коммуникативные задания необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей учащихся, нужно формировать чувство успешности обучения, школьники должны учиться диалоговому взаимодействию в процессе коммуникации.

Этапом создания рефлексии являются следующие: 1) осознание своей связи с другими через осмысление особенностей своей коммуникативной деятельности; 2) осознание себя через осмысление «образа Я» как результата коммуникативной деятельности; 3) осознание себя как субъекта коммуникативной деятельности.

Создав «образ Я», осознав себя в качестве субъекта коммуникативной деятельности в результате рефлексии, студенты приходят к пониманию необходимости получения новых коммуникативных знаний, умений, учатся управлять своей коммуникативной деятельностью и регулировать свои психические и эмоциональные состояния в ходе этой деятельности.

Таким образом, в результате организации этих педагогических условий: 1) развивается вербальное и невербальное умение, повышается активность в коммуникативной деятельности, осуществляется широкий перенос умений и другие виды деятельности; 2) формируется потребность в коммуникативной активности, интерес к информации.

Литература:

  1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. — М.: Из-во Владос-Пресс, 2002. — 176 с.
  2. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-воМГУ, 1984. —344 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle