Библиографическое описание:

Улухужаев Н. З. Гипотаксический период в русской монологической речи // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1500-1501.



В статье рассматриваются вопросы, связанные с гипотаксическим периодом как сильной, целенаправленной и выразительной фигурой речи.

Ключевые слова: поликомпонентные единства, гипотаксические периоды, подчинение, повышение, понижение, предикативные части, классификация.

Для достижения всестороннего логического, эмоционального, эстетического воздействия на читателя (слушателя) говорящие заботятся ещё и о средствах и формах речи, способных обеспечивать этот комплекс воздействия. Среди них наиболее результативными оказались поликомпонентные единства с идентичными элементами. Поликомпонентное единство — функционально-речевая композиция, которая образуется из трёх или более предикативных единиц в соответствии с определенными правилами их комбинации для сообщения некоторой информации.

Природа поликомпонентных единств с идентичными элементами такова, что лингвистически существенные данные могут быть получены при обращении к ним как к группе единств однородных не только по наличию конститутивных компонентов, но по социальной функции, которая у них в одних условиях тождественна, в других — схожа, в третьих — заметно различается. Так анафорические единства, катехезические единства, гипотаксические периоды особенно характерны для взволнованной, эмоционально-риторической речи. Пример гипотаксического периода:

«Лишь только ночь своим покровом И под лозою виноградной.

Верхи Кавказа осенит, Росу небес глотая жадно,

Лишь только мир волшебным словом Цветок распустится ночной;

Завороженный, замолчит; Лишь только месяц золотой

Лишь только ветер над скалою Из-за горы тихонько встанет

Увядшей шевельнет травою, И на тебя украдкой взглянет,-

И птичка, спрятанная в ней К тебе стану я прилетать…»

Порхнет в во мраке веселей; (М. Ю. Лермонтов «Демон»)

В русской лингвистике давно установлено, что периодические композиции (периоды) — сильные, целенаправленные и выразительные фигуры речи.

Примечательным типом этой фигуры является гипотаксический период (от греческого hypotaxis— подчинение (предложений). Термин введен Карповым А. Н. [1]

Сущность гипотаксического периода составляют определенные синтаксические и смысловые отношения между членами периода в форме однородных предложений или членами усложненного типа и понижением. Между первым придаточным предложением и понижением располагается цепь однородных предложений, каждое из которых, включая и первое, подчинено понижению однотипно. Члены периода располагаются в одной синтаксической плоскости по отношению к понижению, структура которого становится подчиняющей и определяющей в системе расположения связей и соотношения их как компонентов целого.

Повышение гипотаксических периодов представляет собою ряд однородных придаточных предложений, распространяющих опорное словоодного из членов главного предложения, вынесенного в абсолютное начало повышения и понижения. В роли опорного слова, которое является конструктивным ядром периода, могут выступать субстантивы и местоимения, в понижении при субстантиве почти обязательно используется дейктическое (указательное) определение. Например: «Бой влесу, вкустах, вболоте, Где война стелила путь, Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь; Где брели бойцы понуро И, соскользнув с бревна в ночи, Артиллерия тонула, Увязали тягачи,- Этот бой в болоте диком На втором году войны Не за город шел великий, Что один у всей страны, Не за гордую твердыню, Что у матушки реки, А за некий, скажем ныне, Населенный пункт Борки «(А. Твардовский)

Повышение гипотаксических периодов может представлять собой ряд однородных предложений, лексически восполняющих любое соотносительное слово, которое соотносит содержание этих придаточных с содержанием главного предложения в понижении; придаточные не столько распространяют соотносительное слово, сколько занимают с ним одну синтаксическую позицию [2]:

«Кто много странствовал по свету, Тот сердцем диким и простым

Не отдавал души своей,- И с чувством некогда святым

Тот пылкой женщины пристрастье Шутить боится»

Не почитает за счастье, (М. Ю. Лермонтов)

В повышении гипотаксических периодов ряд однородных придаточных предложений, которые связаны с главным в целом (оно, конечно, находится и в понижении) и, занимая место обстоятельственного детерминанта, в сущности, является его факультативным распространителем; главное предложение в этом случае не предопределяет строение однородных придаточных в повышении. Роль семантических союзов здесь велика: они, связывая повышение и понижение, преимущественно подсказывают вид однородных придаточных, семантика которых соответствует семантике обстоятельственного детерминанта:

«Когда ты лгал на поле обожженном И храбро врал в печали безвестной

Бессмертному сержанту своему, Что встретил и другую, другую полюбил-,

Что не задет взорвавшимся патроном, Тогда сойдя с крутого пьедестала,

И стон скрывал улыбкою в дыму; Преодолев, преодолев бои и преграды,

Когда ты знал: припасу больше нету, Перед тобою ПРАВДА преклоняла

Твердил, что сыт, и, сделавши привал, Колени неистёртые свои»

Как целый мир, последнюю галету (И. Радченко).

Товарищу больному отдавал;

Когда в глазах у женщины заветной

Ты замечет вдруг жалость, а не пыл

Карпов А. Н. [2] выделяет следующие виды гипотаксического периода:

1) с временными отношениями:

а) с отношениями полной одновременности;

б) с отношениями частичной одновременности;

в) с отношениями полной ограничительной одновременности;

г) с отношениями частичной ограничительной одновременности;

д) с отношениями предшествования;

е) с отношениями следования;

ж) с причинно-следственными отнощениями;

з) с целевыми отношениями;

и) с условными отношениями;

к) с пространственными отношениями;

л) с определительными отношениями.

Следует отметить, что критерии для такого деления не всегда выявлены четко, и не все представляются бесспорными, Однако сам факт составления системной классификации заслуживает внимания.

Рамки данной работы не позволяют охватить, тем более раскрыть весь комплекс вопросов, связанных с композиционно-стилистическими особенностями указанного вида периодической речи. Поэтому в заключении отметим, что выяснение принципов использования и способов сочетания предикативных единиц, а также их элементов при образовании гипотаксического периода, точная грамматическая характеристика его композиции и определение видов этого периода, отличающихся друг от друга как по выражаемым им отношениям, так по особенностям их композиции в конкретных речевых условиях- всё это составляет одну их важных задач стилистического синтаксиса.

Литература:

  1. Карпов А. Н. Полипредикативные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. Автореферат дисс.. докт. фил. наук,-М. 1987.
  2. Карпов А. Н. Функции периода в его отношении к содержанию и композиции текста.- Тула. 1982
  3. Валгина Н. С. Современный русский язык, — М., «Дрофа»,2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle