Библиографическое описание:

Мухамеджанова С. Д. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1254-1257.



Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Рассмотрение языка как явления социального (он обеспечивает общение людей) выдвигает на первый план обучение для коммуникативной цели — научиться общаться на нем с помощью как звукового так и графического кода, выделяя в первую очередь чтение.

Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения — отбор и организацию лингвистического материала, конкретизацию сфер и ситуаций общения. А также, какие коммуникативные умения необходимы, чтобы вступить в общение осуществить его в устной и письменной формах, и с помощью каких средств можно обеспечивать овладение коммуникативной функцией языка.

Принцип коммуникативной направленности ставит перед необходимостью соответствующей организации обучения, использование различных организационных форм для осуществления общения.

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Реализация основных направлений реформы в преподавании иностранных языков предполагает обеспечить единство обучения и воспитания учащихся, прочное овладение ими основами иностранного языка, умением применять его на практике.

Тем самым еще раз подчеркивается практическая — коммуникативная направленность учебного процесса по иностранному языку. В программе по иностранным языкам говорится об усилении внимания к трудовому и нравственному воспитанию студентов; особо выделена самостоятельная работа учащихся на уроке и внеурочное время, подчеркнута необходимость использования лингафонного кабинета.

Специфика учебного предмета «Иностранный язык» заключается в том, что, во-первых, язык — будь то родной или иностранный — служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни. Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, во всяком случае, в условиях вуза- как это происходит при изучении студентами других предметов, таких, как ботаника, биология, физика, химия, но расширяются представления об иноязычной культуре страны изучаемого языка, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в 2-х формах: устной и письменной. Овладение этими формами обучения и должно входить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

В-третьих, язык, будучи средством обучения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усеваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают учащиеся.

Цели обучения иностранному языку

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой. Языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

– Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;

Языковая компетенция овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими. В соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы: освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

– Социокультурная компетенцияприобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах, формирование умения представлять свою страну. Ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

Компенсаторная компетенция Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации;

Учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие, ознакомление доступными учащихся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур с использованием ИКТ;

Развитие и воспитаниеу студентов понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации, и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания. Стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни предъявляют высокие требования к практическому владению английским языком. В условиях изменения содержания образования приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования прочных языковых навыков и совершенствования владения английским языком. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический. Это позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство.

В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Возможности лингафонных кабинетов:

Лингафонный кабинет — специальная учебная аудитория со звуко-технической аппаратурой, способствующая овладению навыками устной речи на любом языке. Применение лингафонного кабинета позволяет повысить эффективность обучающего процесса, определять степень усвоения материала учащимися, уменьшить затраты времени на изучение и закрепление учебного материала.

Прослушивание трансляционных программ развивает навыки аудирования учащихся, углубляя при этом их знания по предмету. Возможность работать автономно обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, создаёт комфортную среду обучения.

Погружение в виртуальное пространство — очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы.

При обучении английскому языку учащиеся соприкасаются с историей, географией, культурой, политикой, литературой страны изучаемого языка. В этом направлении идет активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные перед учащимися задачи.

Использование Интернет-ресурсов:

Неоценимую помощь оказывает преподавателю компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков по страноведению. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.

Полученная в Интернете информация может быть использована преподавателем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, предоставляя коммуникативные программы, дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактического материала использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учащихся.

Анализируя опыт работы на уроках английского языка, можно сделать вывод о том, что хорошие результаты (устойчивые знания по предмету, практические умения и сформированные навыки при работе с компьютером) оправдывают применение проектного метода. Ведь в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как студента, так и преподавателя, происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования ИКТ. Поэтому данный метод внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьника. Кроме того, такого рода деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию умения взаимодействовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым. Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать выводы:

– Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного времени.

– В основе метода лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

– Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой — то проблемы, но интерес ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкой распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей и заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

– Метод используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая — либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

– Для метода проектов очень важен вопрос теоретической, практической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и тому подобное, в нашем случае — выступление на конференции, буклеты и календари.).

Литература:

  1. Баклашкина М. В. Обучение иностранному общениюна занятиях по иностранному языку в школе и ВУЗе / М. В. Баклашкина // Ин. яз. в школе. — 2009. — № 3. — С. 9–17.
  2. Карамышева Т. В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера», издательство «Союз», 2001 г.
  3. «Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика», ж. «Иностранные языки в школе» № 3–2007год.
  4. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. Ж. «Иностранные языки в школе». 2005г. № 4 с.6–11
  5. Карамышева Т. В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера», издательство «Союз», 2001 г.
  6. Примерная программа по иностранным языкам (английский язык) Министерство образования РФ ж. Иностранные языки в школе.№ 5 2005г.
  7. Руденко М. В. «Проектная деятельность при изучении английского языка», ж. «Библиотечка учителя» с.21
  8. Симоненкова Т. Д. «Проектная деятельность учащихся», ж. «Завуч. Управление современной школой» № 8, 2007 г.,с.3–8

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle