Библиографическое описание:

Матназаров У. Л., Машарипов Р. М. Учебно-методический подход к вопросам физического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1248-1249.



Составной частью учебно-воспитательного процесса является контроль учителя за собственной деятельностью и учащихся на каждом уроке. Только при осмыслении и оценке результатов этой деятельности можно вносить необходимые коррективы в свою работу, повышать качество проводимых уроков и педагогическое мастерство учителя в целом. Посредством анализа уроков изучают опыт работы педагогов, оказывают им помощь.

Наблюдение и анализ урока — сложный процесс, требующий определенных знаний и навыков, умение держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности. Воспринимаемую действительность необходимо одновременно осмысливать и оценивать, предусматривая более целесообразные при данных обстоятельствах, решения, делая рекомендации преподавателю.

Для формирования выводов и предложений необходимо готовиться специально, изучая документы планирования, готовя протоколы наблюдения.

Чтобы успешно пользоваться этими специфическими для педагогического контроля знаниями и умениями, важно обладать педагогической наблюдательностью, методическим мышлением.

Анализ урока может быть общим, когда в поле зрения находятся все стороны и нюансы урока, и частичным, когда под наблюдение берется какой-то один раздел работы на уроке.

Основное назначение педагогического анализа уроков физической культуры заключается в систематическом повышении качества учебно-воспитательного процесса. Педагогический анализ способствует, прежде всего, становлению и росту педагогического мастерства преподавателя-тренера. В частности, он позволяет:

  1. Оценивать отдельные стороны урока и определять его оздоровительное, образовательное и воспитательное значение на достаточно объективной основе;
  2. Получать представление об уровне общего педагогического мастерства преподавателя и отдельных его составляющих: теоретических знаниях, методической подготовленности, организационных способностях, творчестве и т. д.

Определять соответствие запланированного в конспекте и реального на деле по всем параметрам содержания урока.

Проведенный нами анализ уроков физической культуры показал, что педагоги значительно больше внимания уделяют на уроке организации и дисциплине учащихся, чем освоению движений и развитию физических качеств. Не отрицая значения организационного фактора, мы считаем все же, что главным для учителя является умение научить школьников физическим упражнением, предусмотренным школьной программой, развить у учащихся физические качества, сформировать мотивы, знания, убежденность в жизненной необходимости занятий физическими упражнениями. Основным критериям результативности деятельности учителя являются сдвиги в физическом развитии и физическом образовании школьников. А это требует от педагогов глубоких теоретических познаний методики обучения физическим упражнениям и развития физических качеств, умений управлять познавательной деятельностью учащихся на уроке.

Мы попросили учителей физической культуры ответить на вопрос, какие знания и умения они считают наиболее важными для обеспечения эффективной деятельности в школе. Опрос показал, что «наиболее необходимых» знаний и умений учителя включили оказание первой помощи учащимся, подбор подводящих и специальных упражнений, личную опрятность, культуру поведения и речи учителя. В число «необходимых» вошли выбор метода обучения, планирование учебного материала, организация учащихся на уроке, сообщение задач урока. «Скорее необходимыми» названы определение объема и интенсивности нагрузки, обеспечение правильной осанки и дыхания учащихся, поддержание интереса к занятиям и дисциплины на уроках. «Не всегда необходимыми» учителя посчитали определение домашних заданий и выполнение их учащимися, выводы о выполнении задач урока, освоении учебного материала.

Нас насторожило, что учителя недооценивают значение домашних заданий, умение видеть и исправлять ошибки, привлекать к анализу техники упражнений самих учащихся. Учителя придерживаются мнения, что результаты работы нельзя определять по количеству школьников, освоивших учебный материал, так как уровень их подготовленности неодинаков. Но ведь задача педагога состоит в том, чтобы как можно больше школьников освоили учебный материал, и если значительное число учащихся не справились с ним, то, значит, следует пересмотреть методы и средства обучения, выявить и устранить собственные недоработки.

По нашему мнению, существующая в среде учителей физической культуры недооценка методических вопросов в значительной степени обусловлена недостатками процесса обучения будущих педагогов. Слишком много внимания в учебном процессе уделяется спортивной подготовке студентов. На это же направлены и рейтинговые требования. Надо больше внимания уделять формированию профессионального мышления учителя, умению решать педагогические задачи в конкретных условиях школы и класса с учетом индивидуальности каждого ученика.

С этой целью мы в нашем факультете Физическая культура Ургенчского государственного университета пересматриваем, в частности, методику преподавания легкой атлетики. Каждый вид легкой атлетики изучаем как целостное образование, любой элемент которого находится во взаимосвязи и зависимости. Объясняем также зависимость уровня техники от физических качеств обучающихся, от психолого-педагогических и физиологических закономерностей обучения.

В учебной практике моделируем ситуации профессиональной деятельности учителя, разбираем их с обязательным теоретическим обоснованием принимаемых решений. Например, учащийся не может выполнить нормативы в беге на выносливость. Что должен предпринять учитель? В процессе обсуждения этого задания студенты определяют возможные причины невыполнения задания, а затем методику развития выносливости. При этом мы стремимся рассматривать личность ученика в единстве всех ее сторон.

Проводим отдельные части урока, заранее поручив наблюдение и анализ нескольким студентам. Затем следует обсуждение, на котором не придерживаемся стандартных решений, а стимулируем оригинальность профессионального мышления. Главным условием является обоснованность принимаемых решений.

Проведение такого рода занятий позволяет сформировать более четкие, научно-обоснованные методические взгляды и позицию каждого студента. Вместе с тем нам кажется, что и органам народного образования следует контролировать процесс работы учителя физической культуры по особому подходу к учебно-методическим вопросам и конкретным результатам деятельности учителя — уровню физического состояния школьников.

Литература:

  1. Шияна Б. М. Теория и методика физического воспитания. — М., 1988.
  2. Харабуги Г. Д. Теория и методика физического воспитания. — М., 1974.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle