Библиографическое описание:

Матназаров У. Л., Машарипов Р. М., Дехканова М. А. Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1245-1248.



Качественное решение задач физического воспитания школьников требует от учителей физической культуры постоянного поиска более эффективных средств и методов педагогического воздействия. Следовательно, важнейшей целью физического воспитания в школе должно быть формирование у учащихся умения максимально реализовать свой физический потенциал через разнообразные двигательные навыки, причем в усложненных ситуативных условиях.

Добиться такого результата можно, лишь кардинально изменив существующее на практике положение, когда приоритет отдается дифференцированному развитию отдельных навыков. Реализация установки на комплексную подготовку на уроках физической культуры возможна при рациональном использовании интегрального подхода, который предусматривает наряду с аналитическим развитием базовых компонентов подготовленности и их целенаправленный синтез.

Сущность интегрального похода конкретизируется в следующих направлениях: сочетанное совершенствование двигательных навыков; сопряженное развитие качеств и совершенствование навыков, направленное на их эффективное целостное воспроизведение.

Особенно благоприятные условия для практической реализации данных направлений создаются при прохождении на уроках программного материала по разделу «Спортивные игры», в частности, по баскетболу.

Современный баскетбол — это быстрая игра. Она строится на неожиданных рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью лучших спринтеров. За 40 минут игрового времени баскетболист пробегает 5–7 км, выполняет большое количество прыжков и метаний разными по форме и характеру движениями.

Своеобразность бега и прыжков, а также рывков определяется незначительными размерами площадки и необходимостью внезапно переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита времени, навязанного степенью противодействия противника.

В силу этого под воздействием занятий баскетболом у спортсменов улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.). Движения становится более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.

Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо уметь распределять внимание, хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запоминать ее, ориентироваться и уметь анализировать. В системе занятий эти способности совершенствуются и способствуют к проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений, что способствует развитию интеллектуальных способностей. Средствами педагогического воздействия здесь служат включенные в уроки баскетбола комплексы упражнений, отличающиеся разной степенью сложности в зависимости от количества представленных в каждом из них компонентов и характера их сочетаний.

Это могут быть упражнения, включающие чередующее развитие специфических для баскетбола физических качеств; последовательное выполнение технических приемов на фоне предельной мобилизации физического потенциала занимающихся. Сюда же включаются упражнения сопряженного характера, где благодаря многократному интенсивному повторению заданий, ориентированных на овладение совершенной техникой движений, создаются условия для развития необходимых физических качеств. Применяются и специальные игровые задания соревновательного характера и подготовленные игры, требующие взаимосвязанного воспроизведения физических качеств и двигательных навыков в вариативных ситуациях. На уроках баскетбола формирующиеся взаимосвязи закрепляются в процессе двухсторонних учебных игр, в которых путем изменения правил можно искусственно создавать условия для акцентированного совершенствования звеньев интегральной подготовки.

Таким образом, комплексную (интегральную) подготовку можно представить как систему возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий и двусторонних игр, включая соревнования, объединенных целевой установкой на синтез физических и двигательных навыков и их результативное целостное воспроизведение.

Комплексы упражнений для формирования взаимосвязей между отдельными физическими качествами:

  1. Сопряженное развитие скоростных и силовых качеств, а также быстроты:
  1. Прыжки через гимнастическую скамейку толчком обеих — рывок на 5-6м для овладения мячом, неподвижно лежащим на баскетбольной площадке;
  2. Прыжки на месте с доставанием подвешенного на амортизаторе мяча рывок на 5–6 м с заданием принять защитную стойку в указанной точке площадки;
  3. Прыжки боком через гимнастическую скамейку, установленную вдоль лицевой линии площадки, с продвижением вперед — рывок к средней линии и обратно к щиту с заданием коснуться в прыжке мяча, подвешенного на амортизаторе.
  4. Прыжки толчком обеих с высоким подниманием бедер и продвижением вперед — рывок на 15–20 м — остановка двумя шагами, приняв стойку готовности для ловли мяча.
  5. Прыжки от правой до средней линии и обратно на левую, а также скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке по треугольнику, квадрату или по периметру трехочковой зоны.

Организационно-методические указания. Количество прыжков в каждом упражнении с учеником уровня подготовленности занимающихся 6–10 лет, число повторений упражнений в одной серии 5–6 раз. Интервалы отдыха между сериями (до 5 минут) заполнять заданиями в технике владения мячом на месте. Смену заданий в одном упражнении производить по звуковому или зрительному сигналу или после выполнения учащимся заданного количества повторений. Для стимулирования максимальной высоты прыжка и скорости передвижений использовать соревновательный метод в различных его формах, высоту подвешенного на амортизаторе мяча регулировать в зависимости от возможностей занимающихся. При выполнении упражнений концентрировать внимание учащихся на правильном выполнении технических приемов баскетбола.

  1. Сопряженное развитие координационных способностей и быстроты:
  1. Из положения сидя на полу (лицом или спиной вперед) бег по гимнастической скамейке — рывок на 5–6 м — остановка двумя шагами с принятием защитной стойки с выставленной вперед ногой.
  2. Из положения лежа на спине головой вперед по направлению движения три кувырка назад (здесь и далее кувырки выполнять на гимнастическом мате) — поворот кругом — рывок к средней линии — поворот кругом — бег спиной вперед — занять параллельную защитную стойку в указанной точке площадки.
  3. Из положения лежа на животе головой вперед три кувырка вперед — рывок к линии штрафного броска — остановка прыжком — повороты вперед и назад.
  4. После ускорения опорный прыжок ноги врозь через гимнастического козла — подползание под ним в обратном направлении — рывок на исходную позицию — скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке в треугольнике, квадрате или по периметру 3-секундной зоны.
  5. После ускорения подползание под гимнастическим козлом — в обратном направлении опорный прыжок через него — передвижение приставными шагами в защитной стойке с выставленной вперед ногой.
  6. Из положения параллельной защитной стойки три кувырка вперед — рывок на 5–6 м — подползание под гимнастическим конем — рывок с целью овладеть неподвижно лежащим в передовой зоне мячом.
  7. Из защитной стойки рывок на 15–20 м — влезть на гимнастическую стенку (канат), спуститься вниз — бег спиной вперед на исходную позицию — скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке в районе линии штрафного броска — выбить мяч снизу у соперника, обозначающего нападающего.

Организационно–методические указания. Выполнение упражнений начинать по зрительному или звуковому сигналу. Целесообразно варьировать задания в зависимости от сигнала. К примеру, по звуковому: один свисток — три кувырка вперед; два свистка — один кувырок вперед, два назад. По зрительному: поднятая правая рука — передвижение приставными шагами в параллельной защитной стойке в треугольнике; поднятая левая рука — передвижение приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой в квадрате. Следует периодически изменять дистанцию ускоренных передвижений в пределах 5–30 м. В процессе выполнения упражнений указывать на наиболее типичные ошибки и добиваться их исправления.

  1. Сопряженное развитие быстроты и силы:
  1. Бег на месте с высоким подниманием бедра — рывок на 5–15 м. к средней линии площадки — остановка двумя шагами — в упоре лежа на полу сгибание и разгибание рук.
  2. Бег на месте с захлестом голени назад — рывок с целью овладеть неподвижно лежащим на полу мячом — повороты на месте (вперед-назад) — положить мяч на пол — бег спиной вперед на исходную позицию — в упоре лежа на полу сгибание и разгибание рук.
  3. Скоростные передвижения приставными шагами в защитной стойке в треугольнике или квадрате — рывок для овладения катящимся или подброшенным партнером мячом — повороты с мячом — положить мяч на пол — бег спиной вперед на исходную позицию — в положении упора лежа на полу (партнер удерживает ноги) сгибание и разгибание рук.
  4. Из положения защитной стойки рывок с изменением направления движения между установленными на площадке стойками — остановка двумя шагами (или прыжком) — взять лежащий на площадке набивной мяч (2–3кг) — приседания с набивным мячом над головой. Руки прямые — положить мяч на пол — бег спиной вперед с изменением направления движения между стойками — в упоре лежа сзади на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.

Организационно–методические указания. Упражнения начинать по зрительному или звуковому сигналу из исходного положения за лицевой линией. Силовые упражнения для мышц рук и живота выполнять с индивидуальной нагрузкой в объеме 90–95 % от максимально возможного для каждого учащегося. Количество приседаний с набивным мячом весом 3–5 кг — 10–15 раз. Эффективным будет проведение первой части упражнений в форме соревнования на быстроту и технику выполнения, а второй части, связанной с развитием силы, – в форме состязания на количество повторений с одновременной оценкой качества исполнения.

  1. Сопряженное развитие быстроты и скоростной и силовой выносливости:
  1. Из защитной стойки рывок в передовую зону, под щитом соперников серия выпрыгиваний толчком обеих с поднятыми вверх для подбора мяча руками.
  2. Из основной стойки в нападении без мяча рывок в тыловую зону — от средней линии бег спиной вперед — под своим щитом прыжки с доставанием подвешенного на амортизаторе мяча.
  3. Скоростные передвижения приставными шагами в защите — серия прыжков до отказа через набивной мяч с активной помощью рук.
  4. Стоя боком к гимнастической скамейке, прыжки через нее до отказа на одной ноге — скоростные передвижения приставными шагами в защите.
  5. Тоже, что упражнения 4, но прыжки с продвижением вперед вдоль скамейки.
  6. То же, что упражнения 4, но со сменой толчковой ноги при смене направления движения вдоль скамейки.

Организационно-методические указания. В каждом упражнении давать установку на максимальную скорость передвижений и высоту подскока. Обращая внимание на отталкивание всей стопой, полное выправление ног в безопорном положении при прыжках и мягкое пружинящее приземление на обе стопы за счет амортизации в коленных и голеностопных суставах. Упражнения передвижения в защитной стойке выполнять на согнутых ногах, шаги скользящие, без перекрещивания ног. Количество повторений каждого упражнения в серии — 6–8 раз, интервалы отдыха между упражнения – 2-3 минут.

  1. Сопряженное развитие скоростных и силовых качеств, а также скоростной выносливости:
    1. Прыжки (6–8) толчком обеих с имитацией подбора мяча под корзиной — челночные скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке с изменением направления движения в вершинах треугольника.
    2. То же, что упражнения 1, но с чередованием стоек в защите и способов передвижений по зрительному сигналу или в указанной заранее последовательности.
    3. Прыжки (6–8) на месте толчком обеих с высоким подниманием бедер — челночные скоростные рывки в нападении с изменением направления движения в указанной последовательности.
    4. То же, что упражнения 3, но скоростные рывки чередовать с передвижением спиной вперед.
    5. То же, что упражнения 3, но прыжки выполнять через 3 баскетбольных мяча, лежащих на линии штрафного броска на расстоянии 1м. друг от друга.

Организационно-методические указания. Прыжки осуществлять с установкой на максимальную быстроту и высоту подскока с активными взмахами руками или с поднятыми в положение для подбора мяча руками. Передвижения выполнять в течение 15–30 секунд с установкой на сохранение максимальной скорости, правильного положения ног и туловища; отрезки челнока (3–30м) могут быть постоянными, одинаковыми в серии, разной длины в одной серии. В одной серии повторять каждое задание 5–6 раз. Интервалы отдыха между сериями — до полного восстановления. Упражнения проводить соревновательным методом.

В рекомендуемых выше комплексах интегральной подготовки и организационно — методических указаний к ним показаны пути реализации учебных задач. С учетом того, где (на уроках или тренировочном занятии) и с каким контингентом применяются упражнения, учитель физической культуры выбирает из предложенных средств те, что в наибольшей степени соответствуют задачами урока в каждом отдельном случае. Возможна модернизация упражнений в соответствии с опытом педагога, местными условиями. Но при этом главное — сохранить в упражнениях логическую последовательность, присущую баскетболу, и их направленность на интеграцию основных сторон подготовки школьников.

Литература:

  1. Физическая культура. Под ред. Б. И. Загорского — М.: Высшая школа, 1989.
  2. Спортивные игры. Под ред. В. Д. Ковалева. – М.: Просвещение,1988.
  3. Янсон Ю. А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. — Ростов-на-Дону, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle