Библиографическое описание:

Яковлева Е. Ю. Проблема реэкспорта санкционных товаров из стран – участниц Евразийского экономического союза // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 71-73.



В условиях важности принятых на себя Россией интеграционных обязательств, таможенное сообщество особенно беспокоит незаконное перемещение продукции, попавшей под российское продовольственное эмбарго. Несмотря на заявления партнеров о предельной защите внутреннего рынка Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в действительности оказывается, что зачастую их руководство намеренно стимулирует работу «серых» схем по ввозу санкционных товаров на территорию РФ.

Итак, европейские поставщики научились использовать разнообразные ухищрения и успешно проникают на российский рынок, огибая эмбарго.

Об этот свидетельствует международная статистика, стоимостные показатели и процентная доля реэкспорта в отношении каждой из стран – участниц ЕАЭС.

В 2013-2014 гг. запрещенный реэкспорт получил большое распространение в Молдове, причиной чему стали два события: введение Россией ответных экономических мер на санкции в отношении ряда западных стран в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и подписание Молдовой 27 июня 2014 года Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающее положение о свободной торговле. Анализируя структуру реэкспорта товаров из Республики Молдова, нужно подчеркнуть, что доля экспорта в РФ составляет 17,3%, а реэкспорта – 39,9% (табл.).

Таблица

Структура реэкспорта товаров из Республики Молдова по разделам и товарным группам согласно Международной стандартной классификации в 2014 году [4]

Одновременное участие Молдовы в зоне свободной торговли СНГ сделало актуальным вопрос о безопасности российского рынка, ведь содержание ст. 18 Договора о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2011 года не ставит преград для участия стран в соглашениях о зоне свободной торговли с другими странами.

Но приложением 6 к Договору о ЕАЭС [1] предусмотрено право ввести пошлины в отношении импорта страны, если существует угроза ущерба промышленности ЕАЭС. Это позволило России 31 августа 2014 года Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 736 ввести в одностороннем порядке пошлины в отношении импорта из Молдавии в размере ставок Единого таможенного тарифа.

На 2016 год лидером по запрещенному реэкспорту стала Белоруссия, о чем свидетельствует неутешительная статистика Федеральной таможенной службы: возбуждено 256 административных дел по фактам реэкспорта санкционного продовольствия из этой страны [3]. Число подобных правонарушений растет, несмотря на меры Россельхознадзора и других служб. К числу таких мер можно отнести специальный режим досмотра товаров из Белоруссии, который заключается в проверке подлинности фитосанитарных сертификатов, на основании которых выдаются реэкспортные сертификаты Белоруссии. В рамках реализации данной меры за последние 3 месяца уничтожено уже порядка 130 тонн продуктов [2].

Говоря о реэкспортных сертификатах, нужно заметить, что по данным таможенных органов Белоруссии, со второй половины 2014 года и по настоящее время, юридическим лицам, подающим заявку на их получение, исполнилось не более двух лет. Доказательством этому может служить тот факт, что с момента введения ответных экономических мер в Белоруссии и приграничной с ней Россией активно пополняются реестры юридических лиц, импортирующих продовольствие. К сожалению, это явления напрямую свидетельствует и об одобрении реэкспорта чиновниками Белоруссии, ведь без контроля со стороны государства регистрация фирм в этой стране всегда была проблематичной.

На втором месте после Белоруссии следуют Литва и Польша, которые поделили друг с другом 112 административных дел по фактам реэкспорта санкционного продовольствия, переработанного в товары, под санкции не попадающие. Третья место занял Казахстан – 28 возбужденных дел о ввозе санкционных товаров.

Если оценить перечень стран «серого» реэкспорта, то станет ясно, что ведущие из них – наши главные партнеры Белоруссия и Казахстан. Подобная недобросовестность со стороны стран ЕС не является для нас неожиданностью, но данное поведение членов ЕАЭС вынуждает Россию идти на крайние меры, противоречащие праву Союза. Существует даже вероятность противостояния между Россией и Белоруссией с Казахстаном. Претензия России к незаконному ввозу санкционных товаров, ввиду которого ответные экономические меры теряют весь смысл, порождают претензии партнеров к нарушению обязательств ЕАЭС. Рассмотрим схемы «серого» импорта из стран участниц ЕАЭС и постараемся понять, как выйти из этого «порочного круга» (рис.).

Рис. Схемы реэкспортных цепей поставки товаров в Россию

В цепи поставок запрещенных товаров есть как непосредственные участники, так и посредники. К посредникам относят, например, страны, не являющиеся членами ЕС. Например, Албания, Македония, Швейцария, Сербия, Босния.

Начнем со схемы «Страны СНГ – Россия»: она используется в условиях отсутствия запретов и ограничений, санкций.

Вторая схема, предусматривающая посредника, приспособлена к условиям запрета ввоза продовольственной, сельскохозяйственной продукции, сырья, происходящих из США, Канады, Австралии, ЕС, Норвегии.

Получая товар из страны, не подпадающей под ответные меры, страны СНГ с целью легализации реэкспорта запрашивают документ, свидетельствующий, что страна-посредник является страной происхождения товара. Если нет возможности предоставления указанного документа, страны СНГ стремятся получить сертификат о происхождении товаров в своей стране.

Идентичный механизм ввоза работает и с участием стран – участниц ЕАЭС.

Реэкспорт как экспорт иностранных товаров, ранее имевших статус импортных, в условиях ответных мер зачастую воспринимается как контрабанда. Исходя из этого, для решения проблемы незаконного реэкспорта рассмотрим, как соотносятся данные понятия.

Реэкспорт санкционных товаров ассоциируется с контрабандой в силу укрепившегося её понимания, ведь согласно утратившей силу ст. 188 УК предметом контрабанды являлись как разрешенные в гражданском обороте товары, незаконно ввозимые в крупном размере, так и отдельные категории товаров, оборот которых был запрещен или ограничен.

При этом обычные товары считались контрабандой, если их перемещение осуществлялось «помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием». Но с принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ст. 188 УК РФ была отменена.

30 декабря 2011 года контрабанду, связанную с незаконным перемещением обычных товаров, декриминализировали. В УК РФ были введены статьи 226.1 и 229.1, согласно которым уголовную ответственность влечет контрабанда особо опасных предметов (сильнодействующих веществ, ядов, взрывчатки, оружия, ядерных материалов), а также статьи 200.1 и 200.1 УК РФ, предметом которых является алкогольная, табачная продукция и денежные средства. При этом в КоАП РФ сформировано 24 состава правонарушений, которые нельзя назвать контрабандой. Соответственно они влекут административное наказание в виде штрафов и конфискации.

Вышеперечисленные изменения привели к тому, что контрабандой признаются лишь деяния в отношении отдельных категорий товаров, при этом незаконный ввоз обычных товаров уголовную ответственность не влечет.

Проанализировав правовые, экономические и геополитические условия, в которых Россия пытается реализовать ответные экономические меры, можно уверенно сказать, что они на данном этапе развития – малоэффективны.

Решить данную проблемы можно лишь проводя комплексную работу по модернизации законодательства, например, вернув в УК РФ незаконный ввоз обычных товаров в качестве предмета контрабанды, что значительно снизит «серый реэкспорт» ввиду его уголовной наказуемости.

Также, к основным направлениям работы по минимизации ввоза санкционных товаров можно отнести:

 разработку профилей рисков на основе информации о продолжительности маршрута, логистической цепи;

 формирование единого портала обмена информацией по процедуре таможенного транзита;

 разработка новых средств идентификации товаров, упаковки, транспортной тары и усиление таможенного контроля после выпуска.

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsvps.ru (дата обращения: 25.03.2016).
  3. Сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 10.04.2016).
  4. Сайт Национального бюро статистики Республика Молдова [Электронный ресурс]. URL: http://www.statistica.md (дата обращения: 15.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle