Библиографическое описание:

Шаповаленко А. С. К вопросу об особенностях проведения расследования по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 69-71.



Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое наступает административная ответственность [1].

Таможенные правонарушения,по которымтаможенные органы ведут административное расследование, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как оказывают негативное влияние на экономическую безопасность страны в целом [2, с. 136].

Рассмотрение дела является одной из стадий административного процесса. На данной стадии решается вопрос о возможности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности, а также определения вида и размера наказаний, в зависимости от правонарушения. Рассмотрение осуществляется по месту совершения правонарушения, либо же по месту нахождения органа, который проводил административное расследование. Срок рассмотрения дела, согласно КоАП РФ, составляет 15 дней, однако, существует возможность его продления на один месяц.

Доказать факт правонарушения и виновность лица, совершившее данное правонарушение можно лишь на основе совокупности доказательств. Совокупность обстоятельств, которые подлежат выяснению по делу о таможенном правонарушении, образует предмет доказывания. Административное расследование по делу об административном правонарушении в основном состоит из трех отдельных этапов: первоначального; последующего; заключительного.

Недекларирование, либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2) — это одно из самых распространенных правонарушений в области таможенного дела, которое совершается как юридическими, так и физическими лицами. Как показывает практика, большая часть дел возбуждается и рассматривается по части 1 ст. 16.2, где физические или юридические лица при перемещении товаров через таможенную границу не декларируют их и не заявляют об этом должностному лицу таможенного органа (кроме товаров для личного пользования). Помимо этого, статья 16.2 часть 1 устанавливает ответственность не только за недекларирование сокрытых товаров, но и за недекларирование по установленной форме товаров, то есть когда таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

Для полноты представления о содержании данного таможенного правонарушения, рассмотрим пример:

1. Если в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара, а в частности, когда декларируются 10 телевизоров конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживается 30 телевизоров того же размера, имеет место недекларирование 20 телевизоров;

2. При декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только лишь об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются телевизоры, но кроме них при таможенном досмотре обнаруживаются также и принтеры, имеет место недекларирование принтеров);

3. Неверно указывается наименование товара, т. е. когда фактически к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены ранее в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются мониторы, а при таможенном досмотре обнаруживаются велосипеды, имеет место недекларирование велосипедов). Указание в декларации сведений о мониторах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу, и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется [3].

В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела подлежат выяснению следующие обстоятельства: способы перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, факт недекларирования товаров, подлежащих декларированию, наличие предмета административного правонарушения, которым являются товары и (или) сведения о которых не заявлены, а также лицо, которое совершило противоправное действие (бездействие) и его виновность.

Согласно КоАП РФ, существуют процессуальные действия и мероприятия, которые необходимо произвести, а именно:

1. Направить запросы в Центральное информационно-техническое таможенное управление Федеральной таможенной службы (ЦИТТУ ФТС России), в таможенные органы Российской Федерации или государств-членов Евразийского экономического союза с целью установления факта перемещения товаров через таможенную границу, фактов недекларирования товаров, а также с целью установления лица, переместившего товары.

2. Произвести изъятие товаров и транспортных средств, которые являются предметом административного правонарушения, при этом необходимо составить протокол, в котором должны быть сведения о наименовании, состоянии, маркировки, количестве или же иных идентификационных признаках изъятых товаров.

При невозможности изъятия следует наложить арест на товары и (или) транспортные средства, которые являются предметами административного правонарушения, и также составить протокол об аресте. После чего, товар необходимо передать на хранение по акту приема-передачи на ответственное хранение [4].

3. В зависимости от характера правонарушения назначается соответствующая экспертиза: товароведческая, оценочная, идентификационная и другие. Полученное заключение эксперта приобщается к материалам дела об административном правонарушении.

4. Произвести, в установленной форме, опрос физического лица, в отношении которого возбуждено дело, разъяснив ему права и обязанности; опрос свидетелей данного административного правонарушения.

5. В случае выполнения всех процессуальных действий на территории Российской Федерации и необходимости получения доказательств от таможенных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении международного запроса.

6. В зависимости от конкретных обстоятельств дела в ходе расследования возможно также проведение иных процессуальных действий, направленных на доказывание события административного правонарушения и вины лица, его совершившего. По окончании административного расследования, после сбора всех доказательств, которые подтверждают событие данного правонарушения и вину совершившего его лица, должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен в течение трех суток с момента его составления начальнику таможенного поста.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения: по результатам рассмотрения дела по существу или носящее процессуальный характер и не затрагивающее существо дела.

Завершается рассмотрение дела по существу важнейшим процессуальным документом — постановлением по делу об административном правонарушении, и в виде постановления выносятся: решение о назначении административного наказания; решение о прекращении производства по делу; решение о прекращении производства по делу в случае освобождения лица от административной ответственности; решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.

Решение, которое носит процессуальный характер и не затрагивает существа дела, принимается в форме определения. Определение — процессуальный документ, в котором оформляются различного рода решения на всех стадиях производства по делу, носящие процессуальный характер. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится следующее определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с российским законодательством;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, которые рассматривали данное дело.

Подведя итог, можно сказать о том, что в связи с последними событиями, а именно с введением санкций, как ответная реакция со стороны России, участились случаи сокрытия товаров, при перемещении через таможенную границу, вследствие чего с каждым годом увеличивается количество возбуждаемых административных дел по части 1 ст. 16.2, что в свою очередь, усложняет процесс административного расследования таможенными органами, так как большинство виновных лиц являются гражданами Украины, а в настоящее время уведомить их о процессуальном действии весьма затруднительно.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  2. Селюков М. В. Коррупция в таможенных органах и меры ее предотвращения / М. В. Селюков, В. Расколенко // Наука и образование в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31.10.2014г.: Часть 10. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юкон», 2014. С.136–137.
  3. Через таможенную границу // Узловская газета: Знамя. 2013. 26 ноября.
  4. О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях: Приказ ФТС России от 18. 12. 2006 № 1339 // Российская газета. 2007. 23 мая.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle