Библиографическое описание:

Хомич К. А. Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 62-64.



Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — это «международная организация региональной экономической интеграции», которая учреждена Договором о Евразийском экономическом союзе [1]. ЕАЭС стал функционировать с 1 января 2015 года. В том же году к этой интеграции присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Необходимо отметить тот факт, что без продуманной правовой системы внутри ЕАЭС невозможно сделать сотрудничество выгодным для каждой страны. Поэтому созданные институты права активно ведут правотворческую деятельность по разным направлениям сотрудничества государств-участников ЕАЭС. Очевидно, что больше всего принято и находится в проектах нормативно-правовых актов по таможенному регулированию.

Так, в настоящее время проходит процедуру согласования между государствами-участниками ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), который должен был вступить в действие по предварительной информации 1 января 2016 года. Причиной отсрочки принятия ТК ЕАЭС стала проблема таможенного регулирования в части соотношения наднационального и национального законодательства в вопросах, касающихся упрощения таможенных процедур, сокращение времени на осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля и т. д.

Проект ТК ЕАЭС на данный момент содержит много новых подходов (учеными уже дана оценка его положений с учетом различных подходов и точек зрения [4; 5; 6; 7; 9]) в части декларирования и проведения таможенного контроля как при ввозе/вывозе товаров, так и после их выпуска. Очевидно, что приоритетным направлением, прежде всего, будет являться электронное декларирование, доля которого и сейчас составляет более 99 % от всего объема оформленных деклараций на товары, а декларирование в письменной форме используются в исключительных случаях [8].

Следует также отметить, что одним из нововведений ТК ЕАЭС будет являться подача таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Однако, это направление будет приемлемо в тех случаях, когда такие документы смогут быть получены из информационных систем государственных органов, выдавших эти документы.

В настоящее время такое взаимодействие осуществляется по определенным видам документов. Так, согласно положениям Приказа ФТС России от 20 июля 2012 года № 1470, таможенные органы не вправе требовать от декларанта представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме, однако номер и дату паспорта сделки декларант обязан указать в графе 44 декларации на товары [2]. В данном примере информационной системой будет являться база данных паспортов сделок Центрального Банка РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что одной из проблем соотношения национального и наднационального законодательства в части таможенного регулирования являются формы документов и их использование при проведении таможенного контроля. Непосредственно это те вопросы, которые связаны с прерогативой утверждения форм документов, порядком их заполнения, формами, методами и способами осуществления таможенного контроля и т. д.

На данный момент существует два варианта развития событий сложившейся проблемы. Рассмотрим пути решения.

Первое направление — утверждение и порядок заполнения форм документов, необходимых для заполнения декларации на товары и иных документов, должны осуществляться на наднациональном уровне. Очевидно, «что формы документов и собственно сами документы о результатах таможенного контроля, документы о помещении товаров под таможенные процедуры» будут востребованы не только в той стране, где товар был помещен под таможенную процедуру или был выпущен, а также в иных странах, образующих ЕАЭС [3].

В данном случае можно привести следующий пример. В связи с тем, что образование ЕАЭС подразумевало под собой создание общего рынка, то товар, который был выпущен на территории одного государства, без прохождения новых таможенных формальностей может попасть в другое государство ЕАЭС, где к нему могут быть предъявлены некоторые претензии. Очевидно, что таможенные органы и иные государственные органы должны понимать, на основании каких документов помещался товар под определенную таможенную процедуру, а также каким образом эти же документы могут быть использованы в той стране, в которой в данный момент находится товар.

Необходимо отметить, что единые формы документов на территории ЕАЭС должны быть понятны как участникам ВЭД, так и таможенным органам, структурированы определенным образом и предсказуемы настолько, насколько это возможно с учетом особенностей стран, входящих в ЕАЭС.

Второе направление — утверждение и порядок заполнения форм документов должны осуществляться на национальном уровне. Данный вариант развития дальнейшего сотрудничества в области таможенного регулирования стран ЕАЭС также существует, что обусловлено таким положительным аспектом, как оперативность введения новых форм документов с учетом быстроразвивающихся внешнеэкономических отношений.

Очевидно, если отдать прерогативу утверждения форм документов на национальный уровень, а в части таможенного регулирования — таможенным службам стран-участниц ЕАЭС, то процесс внедрения изменений каких-либо документов будет осуществлен намного быстрее, нежели это будет осуществляться на наднациональном уровне. Естественно, очень важно сохранить основу документа, чтобы он был понятен государствам-партнерам.

Необходимо отметить, что в данном подходе будут также учитываться условия работы таможенных органов конкретной страны. Также это направление более объективно с учетом тех факторов, что в государствах-членах ЕАЭС разные уровни развития, следовательно, отличительный потенциал, который во многом зависит от географического местоположения, также разняться уровни конкурентоспособности, и, что немало важно, отличаются страны, с которыми есть какие-либо внешнеторговые отношения.

Следует отметить, что оба варианта достаточно противопоставимы друг другу, они имеют как положительные моменты, так и отрицательные. Учитывая то, что работа над проектом ТК ЕАЭС активно ведется, сложно судить, какому из направлений будет отдана прерогатива.

Таким образом, исследуя данную проблему и предлагаемые пути решения, необходимо указать, что возможно и третье направление развития, которое будет подразумевать под собой слияние работ правотворческих органов национального и наднационального уровней, т. е. формы основных документов будут утверждаться на наднациональном уровне и будут едины и обязательны к применению во всех странах ЕАЭС, а формы документов, которые относятся непосредственно к управлению деятельности таможенных органов — на национальном уровне.

Литература:

  1. Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 12.02.2016).
  2. Приказ ФТС России от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/
  3. Доклад Директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Д. В. Некрасова «Формирование баланса между национальным и наднациональным регулированием таможенных правоотношений» / Международная научно-практическая конференция «Основные проблемы развития таможенного дела России в условиях её членства в экономических интеграционных объединениях», г. Люберцы., 2015, 20 октября. РТА НАУКА [Электронный ресурс] URL:http://www.customs-academy.net/?p=8470 (дата обращения: 14.02.2016).
  4. Колпаков А. Ф. Таможенная экспертиза: новеллы законодательства в Проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Таможенные чтения — 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С. Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 65–70.
  5. Костин А. А., Костина О. В. Совершенствование института таможенного контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС // Таможенные чтения — 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С. Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 71–74.
  6. Костин А. А., Костина О. В., Чуб В. А. Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля, осуществляемых в отношении товаров для личного пользования // Таможенное дело. 2016. № 1. С. 3–7.
  7. Петрик А. С. Правовое регулирование определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе // Финансовое право. 2015. № 9. С. 44–48.
  8. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году:Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL: http://search.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 27.03.2016).
  9. Шохин С. О. Таможенное администрирование на современном этапе: достижения и перспективы // Таможенное дело. 2015. № 3. С. 16–19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle