Библиографическое описание:

Хайрнасова В. Ф., Нестерова В. А. Экспортный контроль в России: анализ судебной практики // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 60-62.



Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется с помощью мер тарифного и нетарифного регулирования. В сфере применения нетарифных мер, а также других запретов и ограничений важное значение приобретает экспортный контроль.

Экспортный контроль, согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», — это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом № 183-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов [2].

Отметим, что на сегодняшний день экспортный контроль — это один из немногих вопросов, не вынесенных за пределы национального регулирования странами, входящими в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). Действие положений Договора о ЕАЭС не распространяется на отношения, касающиеся мер в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества [1].

В настоящее время в Российской Федерации действует порядка двух десятков нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения экспортного контроля и другие вопросы, связанные с ним.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации и осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Экспортный контроль преследует следующие цели:

 защита интересов Российской Федерации;

 реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

 создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

 противодействие международному терроризму [6].

Методы правового регулирования внешнеэкономической деятельности, посредством которых осуществляется экспортный контроль в РФ, включают в себя:

 разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

 таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий;

 идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий [2].

Идентификацию товаров, в свою очередь, участник внешнеэкономической деятельности осуществляет самостоятельно и несет ответственность за правильность ее результатов. Поэтому первичная идентификационная экспертиза экспортируемого товара, как правило, проводится экспортёрами на уровне внутрифирменной службы экспортного контроля на предприятии с участием специалистов технических подразделений, знающих технические параметры и конструктивные особенности объекта экспорта.

Идентификационная экспертиза проводится в отношении каждого предмета экспорта путем установления соответствия его характеристик техническому описанию и контролируемым параметрам товаров и технологий, включенных в контрольные списки [5]. Большое количество судебных разбирательств в сфере экспортного контроля связано именно с проблемой идентификации контролируемых товаров и технологий. Рассмотрим и проанализируем несколько судебных дел.

Так, ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» обратилось с заявлением о признании незаконным постановления Пермской таможни по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа [4].

Суд решил отказать в удовлетворении заявленного требования, так как Административным органом при проверке установлено, что ОАО«Белорецкий металлургический комбинат» вывозит в Украину товар (лента холоднокатаная марки 08ПС), который по своему функциональному назначению может использоваться как в гражданских целях, так и потенциально пригодных для военного использования. На основании ст. 21 Федерального закона «Об экспортном контроле» внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения.

ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» обратилось в ФСТЭК России с заявлением о выдаче разрешения на вывоз указанного товара. Рассмотрев данное обращение ФСТЭК России отказало в выдаче разрешения для поставки в Украину вышеуказанной продукции, т. к. с учетом назначения поставляемой металлопродукции, а также профиля деятельности ООО «Транссервис», межведомственной экспертной группой был сделан вывод о наличии значительного риска ее использования в интересах производства и ремонта вооружения, военной и специальной техники. Таким образом, согласно информации полученной из ФСТЭК России, данный товар подлежит экспортному контролю и его вывоз осуществляется на основании разрешительного документа.

Кроме того, при рассмотрении арбитражных дел необходимо обращать внимание на актуальность правовой документации, согласно которой товар может являться объектом экспортного контроля. Так, ООО «Ридих» подало на Пушкинский таможенный пост декларацию на товары. Согласно сведениям в декларации, товар представляет собой аппарат дыхательный со сжатым воздухом. Данный товар по коду ТН ВЭД и описанию соотносится с товарами, включенными в Указ Президента РФ № 1661 и является снаряжением и оборудованием для защиты от химических, биологических, ядерных поражающих факторов или взрывных устройств. В данном случае аппарат дыхательный является товаром двойного назначения, который может быть использован при создании вооружений и военной техники и в отношении которого осуществляется экспортный контроль [3].

Вместе с тем в графе 44 ДТ отсутствуют сведения о лицензии, выданной ФСТЭК, либо об ином разрешительном документе на ввоз товара. Данное обстоятельство послужило таможенному органу основанием для возбуждения в отношении ООО «Ридих» дела об административном правонарушении (часть 1 статья 16.3 КоАП РФ). Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», экспортный контроль в РФ включает в себя разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающий лицензирование. Следовательно, ввоз товара требовал лицензии ФСТЭК. Впоследствии Указом Президента РФ № 519 пункт, к которому относится рассматриваемый товар, из списка товаров экспортного контроля был исключен. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2014 № 519 вступил в силу 22.10.2014, то есть до возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления таможни. При таких обстоятельствах, таможенный орган должен был прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

Арбитражный суд решил признать незаконным и отменить постановление от 30.03.2015 по делу об административном правонарушении, о привлечении ООО «Ридих» к административной ответственности.

В результате анализа судебной практики можно выделить ряд проблемных вопросов, возникающих в сфере применения экспортного контроля: определение оснований и необходимости проведения данного вида контроля, установление, относится ли конкретный товар к товарам, подлежащим такому контролю. При рассмотрении судебных дел необходимо опираться на действующую нормативную документацию, глубоко изучать все возможные характеристики товара, вероятность подпадания его под соответствующий список контролируемых товаров.

Таким образом, вопросы, связанные с экспортным контролем, имеют политическое и социально-экономическое значение. Четкое нормативное регулирование соответствующих вопросов, а также развитая судебная практика имеют первостепенное значение [7]. Существующая арбитражная практика предлагает единообразный подход к осуществлению экспортного контроля в Российской Федерации.

Российский участник ВЭД несет ответственность за правильность результатов идентификации и представление недостоверной информации, т. е. ошибка, совершенная при проведении идентификации, не является основанием для его освобождения от применения мер принудительного характера за нарушение законодательства в области экспортного контроля.

Соблюдение законодательства в области экспортного контроля требует от всех участников данного процесса взаимного сотрудничества и налагает на них соответствующие обязанности. Таким образом, все рассмотренные проблемы в области экспортного контроля играют важную роль для конкретных участников внешнеэкономической деятельности и отражаются на экономической ситуации в стране и военно-политической безопасности в Российской Федерации и в мире.

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015). Подписан в г. Астане 29.05.2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

  1. Постановление от 18 сентября 2015 г. по делу № А56–25820/2015. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/2CKttshtiZmO (дата обращения: 12.03.2016).

4. Решение от 26 февраля 2016 г. по делу № А50–28103/2015. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/KRQXhC5j5Nx9(дата обращения: 13.02.2016).

5. Владимирова С. В., Зябкин М. В., Клочко Г. Г., Корягин, С.Л., Левченко В. М., Мерзликин В. Г., Хабаров В. С., Шевченко Н. Н., Новиков М. Ю. Экспортный контроль. Обнинск 2012.

  1. http://elibrary.ru/item.asp?id=22613730Курдюкова Н. О. Экспортный контроль в условиях свободной рыночной торговли:Малый бизнес в эпоху экономики знаний / Сборник статей участников международной открытой научно-практической конференции. Королев, 2014. С. 61–63.
  2. Трошкина Т. Н., Коробкина Л. М. Экспортный контроль в Российской Федерации: анализ судебной практики // Реформы и право. 2009. № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle