Библиографическое описание:

Михайлова А. Н., Симонова Ю. В. Практика и перспективы применения мер защиты внутреннего рынка // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 44-47.



Актуальность использования мер защиты внутреннего рынка в России повышается с ходом интеграции российской экономики в мировую торговую систему, которая, в том числе, приводит к частичному открытию российского рынка для иностранных товаров и, соответственно, росту конкуренции с их стороны. Специальные защитные меры являются инструментом торговой политики, позволяющим ограничивать импорт какого-либо иностранного товара на таможенную территорию страны для защиты отечественной отрасли, производящей товар, конкурирующий с импортным товаром.

Меры защиты внутреннего рынка являются одним из немногих инструментов торговой политики, позволяющих защищать отечественных производителей, разрешенные как в рамках Всемирной торговой организации (далее – ВТО), так и существующим российским законодательством.

В рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) для движения товаров между странами-участницами нет таможенных границ, однако защитные меры в отношении импорта из третьих стран будут регулироваться на наднациональном уровне на всей территории. В ЕАЭС применяются единые меры регулирования внешней торговли, среди которых особую роль играют меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС.

Мерами защиты внутреннего рынка называют, как правило, комплекс временных мер регулирования торговли, применение которых позволяет устранить негативные эффекты, оказываемые поставками товаров из третьих стран на производителей в ЕАЭС. При этом к мерам защиты внутреннего рынка (или мерам торговой защиты) относят меры по противодействию демпинговому импорту (антидемпинговые), субсидируемому импорту (компенсационные), а также меры, применяемые в связи с резким ростом импорта, наступившим в результате непредвиденных обстоятельств (специальные защитные меры) [7].

Правила применения мер торговой защиты в ЕАЭС основываются на нормах ВТО и зафиксированы в Договоре о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., в частности, в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам [1].

Специальная защитная мера может быть направлена на нейтрализацию особо «токсичных» последствий либерализации тарифов и должна оказывать стимулирующий эффект на отрасль, давать время на адаптацию к изменяющимся условиям на рынке [6]. В случае с применением антидемпинговых и компенсационных мер подразумевается восстановление нормальной конкуренции на рынке, а не создание тепличных условий для своих производителей. В соответствии с нормами ВТО демпинг и субсидированные поставки – это в определенном смысле нечестная практика, с которой нужно бороться.

Каждая защитная мера имеет свои специфические условия применения и требует весомого доказательства необходимости ее введения.

Если рост импорта наносит серьезный ущерб отрасли (отмечается резкое сокращение объемов производства, рост убытков, связанный с ростом импорта), может быть принято решение о введении специальных защитных мер – квоты на ввоз или пошлины, которая будет платиться дополнительно к таможенной на границе, или тарифной квоты, при превышении которой будет платиться дополнительная пошлина. Как правило, последняя – применяется в отношении определенной категории импортного товара из всех стран.

Намного чаще применяются антидемпинговые меры, которые в соответствии с экономической теорией считаются механизмом восстановления справедливой конкуренции между производителями. Сама мера направлена на борьбу с демпингом, когда иностранный производитель начинает поставлять свой товар на рынок ЕАЭС по цене ниже, чем продает этот же товар на своем рынке.

Компенсационные меры очень похожи на антидемпинговые, но для их введения необходимо доказать наличие субсидии в зарубежном государстве на производство или реализацию товара, из него поставляющегося. Доказать этот факт не всегда просто, так как информации о субсидиях может не быть в открытом доступе. Если необходимые доказательства удается собрать, вводится пошлина, равная по размеру указанной субсидии на единицу товара, поставляемого определенной компанией.

Применению антидемпинговых или компенсационных мер к импорту товаров из третьих стран предшествует расследование, целью которого является установление фактов демпинга или предоставления субсидий иностранным товарам, происходящим из конкретных стран и импортируемым в ЕАЭС, а также того, что ввоз таких товаров причиняет материальный ущербпроизводителям аналогичных товаров в ЕАЭС.

Применение специальных защитных мер связано с проведением расследования на предмет установления факта резкого, внезапного, неожиданного и существенного роста импорта товара в ЕАЭС (независимо от страны происхождения) в связи с непредвиденными обстоятельствами, а также того, что вследствие такого возросшего ввоза производителям в ЕАЭС нанесен серьезный ущерб. Кроме того, применение специальных защитных мер связано с проведением переговоров с торговыми партнерами в рамках ВТО.

Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные расследования проводятся Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК по заявлениям производителей в ЕАЭС. При этом срок проведения антидемпингового или компенсационного расследования составляет от 12 до 18 месяцев, специального защитного – от 9 до 12 месяцев.

В основном рынки ЕАЭС защищаются от товаров, поступающих из Китая и с Украины, так как предприниматели этих стран иногда ведут себя весьма агрессивно на внешних рынках. В последнее время отечественные производители начинают смотреть на поставки из Индии – одна антидемпинговая мера в импорте из этой страны уже действует, на поведение предпринимателей из Турции и Южной Кореи также начинают обращать внимание.

Перед тем как та или иная защитная мера начнет действовать на территории ЕАЭС, проходит определенный период времени, который условно можно разделить на два этапа: расследование, в ходе которого устанавливается необходимость и оправданность использования защитных механизмов, и процедура принятия решения по конкретному случаю.

Для начала расследования, которое проводит департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии, необходимо, чтобы представители отрасли написали заявление, в котором содержалось бы доказательство необходимости введения меры. Главное, чтобы на долю заявителей приходилось 25% общего объема производства конкретного товара в трех странах. Заявление направляется в Евразийскую экономическую комиссию (далее – ЕЭК), проверяется на достоверность и достаточность доказательств, после чего принимается решение о начале расследования. Расследование идет примерно год, по его итогам готовится доклад с результатами, подготавливается проект решения, результаты расследования обсуждаются в консультативном комитете по торговле с участием представителей органов власти трех стран. Проект решения по введению защитной меры вносится на заседание коллегии ЕЭК, на которой девять министров подписывают документ о введении меры, обязательной к исполнению на территории трех стран.

Применение той или иной меры может быть оспорено в органе разрешения споров ВТО. В целом процедура оспаривания может затянуться на два года. Сначала стороны обязаны провести консультации, и, если они не увенчаются успехом, будут созданы третейские группы, в которые войдут специалисты в данных областях знаний. Обычно через год появляется доклад этой группы, в котором устанавливается, кто прав, а кто не прав. Подразумевается также и апелляционная стадия. Орган по разрешению споров ВТО формулирует заключение о том, соответствует ли конкретная мера нормам ВТО, и предписывают нарушившей стране или союзу государств привести эту меру в соответствие нормам либеральной внешнеэкономической деятельности [3].

При определении целесообразности применения различных защитных мер особое внимание должно быть обращено на их легитимность с точки зрения правовой системы ВТО. Став полноправным членом ВТО, Российская Федерация вместе со странами ЕАЭС продолжает осваивать различные инструменты торговой политики для защиты внутреннего рынка [4].

Меры защиты внутреннего рынка, действующие на сегодняшний день на единой таможенной территории ЕАЭС, представлены в таблице.

Необходимо также отметить, что указанные в таблице меры – это способы регулирования внешнеторговых потоков, применяемые многими странами в сфере внешней торговли. Анализ статистики, приведенной на Портале внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ, показывает, что по состоянию на 1 апреля 2016 г. 25 стран (Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Китай, Лаос, Малайзия, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Шри-Ланка), а так же ЕС применяют защитные меры в отношении российских товаров [8].

В отношении российских товаров действует 117 мер, в том числе: антидемпинговая пошлина – 40, специальная защитная пошлина – 17, компенсационная пошлина – 1, прочие нетарифные меры – 59 (административные меры (включая дополнительные сборы и ограничение по номенклатуре) – 22, технические барьеры – 10, тарифные квоты – 3, квотные ограничения – 1, акцизы на дискриминационной основе – 5, запреты на импорт – 4, санитарные и фитосанитарные меры – 8 , угрозы введения меры – 6.

Таблица

Меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС [5]

Товар

Тип меры

Стран - экспортер

Дата окончания действия

Некоторые виды стальных труб

Антидемпинговая

Украина

05.07.2016

Зерноуборочные комбайны и модули

Специальная защитная

Все страны

21.08.2016

Посуда столовая и кухонная из фарфора

Специальная защитная

Все страны

28.09.2016

Металлопрокат с полимерным покрытием

Антидемпинговая

КНР

30.06.2017

Подшипники качения

Антидемпинговая

КНР

20.01.2018

Ванны чугунные эмалированные

Антидемпинговая

КНР

25.01.2018

Графитированные электроды

Антидемпинговая

Индия

25.01.2018

Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали

Антидемпинговая

КНР

14.05.2018

Легкие коммерческие автомобили

Антидемпинговая

Германия, Италия, Турция

14.06.2018

Стальные кованые валки для прокатных станов

Антидемпинговая

Украина

25.06.2019

Лимонная кислота

Антидемпинговая

КНР

09.04.2020

Кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали

Антидемпинговая

КНР

18.06.2020

Стальные бесшовные трубы, применя­емые для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин

Антидемпинговая

КНР

22.09.2020

Гусеничные бульдозеры

Антидемпинговая

КНР

11.12.2020

Грузовые шины

Антидемпинговая

КНР

17.12.2020

Стальные цельнокатанные колеса

Антидемпинговая

Украина

21.01.2021

Нержавеющие трубы

Антидемпинговая

Украина

25.02.2021

Также проводится 17 расследований, из них 8 антидемпинговых, 8 специальных защитных и 1 компенсационное расследование, а также 12 пересмотров антидемпинговых мер и действуют 2 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры [8].

В рамках санкционной политики Европейского союза, США, Японии, Украины, Швейцарии, Норвегии, Австралии, Новой Зеландии, Исландии, Лихтенштейна, Черногории и Албании указанные страны ввели запрет на ввоз товаров, происходящих из Крыма и г. Севастополя.

Таким образом, существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка – это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отношении которых действует беспошлинный режим свободной торговли.

В результате специального защитного расследования серьезный ущерб отрасли экономики ЕАЭС причиняет возросший импорт товара. Так же следует отметить негативное влияние специальной защитной меры, путем введения специальной пошлины, на потребителей товара в период действия специальной пошлины.

Касательно размера импортной квоты стоит заметить, что в результате проведения расследования было установлено, что в течение анализируемого периода на рынке товара в ЕАЭС отмечается существенное снижение объемов потребления. Учитывая данные обстоятельства, можно сделать вывод, что установление импортной квоты в объеме, равном среднегодовому объему импорта товара за предшествующий период, будет являться недостаточным для устранения серьезного ущерба отрасли экономики ЕАЭС и облегчения процесса ее адаптации к меняющимся экономическим условиям.

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015). Подписан в г. Астане 29.05.2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Баклаков П.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное пособие / П.А. Баклаков, Е.В. Зыбина, Н.А Степура, А.В Кулешов, В.А. Гайфутдинов, О.В. Шишкина. СПб: ИЦ «Интермедия». 2014. 896 с.
  3. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. Г. Авшарова. СПб.: Питер, 2012. 528 с.
  4. Костин А.А., Костина О.В. Актуальные аспекты защиты отечественного производителя с использованием инструментария ВТО // Инновации в науке. 2014. № 38. С. 133-143.
  5. Меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/mery/Pages/measures_list_applied.aspx (дата обращения: 25.03.2016).
  6. О защитных мерах в ЕАЭС. URL: http://eurasiancenter.ru/simplelaw/20141020/1003721412.html (дата обращения: 25.03.2016).
  7. Общая информация о мерах защиты внутреннего рынка URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/info/Pages/default.aspx (дата обращения: 25.03.2016).
  8. Обзор существующих ограничений в доступе российских товаров на зарубежные рынки. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/database/ (дата обращения: 25.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle