Библиографическое описание:

Лебедева Д. А., Лилеева Л. А. Принцип выборочности как основной инструмент института таможенного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 39-42.



Современный таможенный контроль — это меры воздействия таможенных органов на процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях обеспечения соблюдения участниками данного процесса таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Данная совокупность контрольных мер исходя из анализа положительной мировой практики, сложившейся технологической схемы таможенного контроля в Российской Федерации, традиционной классифицируется на контроль «до» и «после» выпуска товаров. Особое значение в этих условиях приобретает применение принципов таможенного контроля.

Отметим, что осуществление таможенного контроля строится на системе специальных принципов.

В правовой науке под принципами понимаются «исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» [5]. Принципы таможенного контроля, в свою очередь, — это выражение его сущности и содержания, общий характер поведения [4, c. 70]. Принципы таможенного контроля находятся во взаимной связи и взаимной зависимости и могут быть сведены в систему, выступая при этом наиболее общими, концептуальными положениями (суждениями) о том, «каким образом должна быть организована деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля и как должны строиться правоотношения между таможенными органами и лицами, в отношении которых таможенный контроль проводится» [7].

Одним из основных принципов осуществления любой деятельности является принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст. 15) и означающий, что все действия участников таможенного контроля не должны противоречить таможенному законодательству, а также международно-правовым нормам. Основным принципом таможенного контроля, указанным в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС) является принцип выборочности, на анализе сущности которого следует остановиться подробнее.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что объемы внешней торговли во всем мире постоянно растут и осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли невозможно. Объемы внешнеторгового оборота многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира. Следовательно, попытка осуществлять всеобъемлющий контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к стагнации внешней торговли и, как следствие, к катастрофическим последствиям для мировой экономики.

В соответствии со ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства ЕАЭС и законодательства РФ.

Данный принцип имеет «демократическую и альтернативную основу». Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, «степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль и в каких формах. Однако неприменение каких-либо форм контроля либо освобождение от них не означает, что участники внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством [3].

При выборе объектов проверки таможенные органы осуществляют всесторонний анализ по многим критериям: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и т. д. К товарам риска по импорту можно отнести товары, имеющие наиболее низкие ставки таможенных пошлин или товары, классифицированные как прочие.

Реализация принципа выборочности является одним из основных направлений внедрения системы управления рисками (далее — СУР) при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.

ТК ТС предусматривает применение принципа выборочности не только в отношении объектов таможенного контроля, но и в отношении времени применения отдельных форм таможенного контроля — до или после выпуска товара.

Таким образом, с учетом анализа сущности принципов выборочности, таможенный контроль должен осуществляться только в отношении части товаров, определенных с применением СУР в качестве объектов контроля, с использованием форм таможенного контроля как до, так и после выпуска товара в зависимости от того, когда их применение будет наиболее результативным.

Например — при ввозе товаров до их выпуска наиболее результативным будет таможенный контроль в форме осмотра и таможенного наблюдения, так как позволяет с наибольшей вероятностью выявить возможные правонарушения непосредственно при его проведении. После выпуска товара целесообразнее проводить таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, получения объяснений и т. д., так как имеются возможности получения дополнительных документов и проведения более детального анализа достоверности заявленных при декларировании сведений, в том числе с использованием других видов контроля.

Логически данные принципы подразумевают разделение таможенного контроля на две степени, отличающиеся по глубине и тщательности его проведения. Первая — таможенный контроль осуществляется до или после выпуска товаров с применением определенных форм таможенного контроля и только в отношении товаров, которые имеют потенциальную вероятность несоблюдения таможенного законодательств. Вторая — таможенный контроль проводится при декларировании товаров, то есть в момент заявления таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах по установленной форме с предоставлением необходимых документов и проведения форматно-логического контроля, в отношении которых на момент таможенного декларирования СУР не выявлен риск.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года определяет, что «управление рисками в таможенной службе — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля» [1]. В целях реализации этого принципа, а также принципов выборочности и достаточности таможенного контроля, определенных главой 6 Генерального приложения к и указанными выше положениями ТК ТС, в таможенных органах получил дальнейшее развитие субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками на основе отраслевого и автоматизированного категорирования участников ВЭД.

Отраслевой подход определяет степень выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых автопроизводителями, производственными предприятиями, лицами, осуществляющими вывоз продукции собственного производства, а также осуществляющими ввоз мясной и рыбной продукции.

Применение отраслевого подхода предусматривает заявительный порядок обращения в таможенные органы организаций, в отношении которых после проведения анализа их деятельности на соответствие установленным критериям определяется степень выборочности применения мер по минимизации рисков.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в перечень лиц, в отношении которых определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков по отраслевому принципу, включено 359 участников ВЭД, которыми в 2015 году было оформлено порядка 8 % деклараций на товары и перечислено в федеральный бюджет около 10 % таможенных платежей при импорте.

Анализ деятельности участников ВЭД, вне зависимости от категории перемещаемых ими товаров, осуществляется ежеквартально в рамках автоматизированного категорирования в автоматическом режиме штатными программными средствами таможенных органов с использованием информационных ресурсов ФНС России и Банка России на основании алгоритмов расчета сформированных критериев.

Эти методы позволяют оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая результативности таможенного контроля, и освобождают большинство участников ВЭД от излишнего таможенного администрирования.

В настоящее время ФТС России продолжает работу по дальнейшему развитию СУР на основе обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации рисков, совершенствования нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах.

При этом практически реализованы механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства на различных стадиях совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров.

По итогам реализации СУР в 2015 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации утверждено 35 140 профилей рисков, в том числе: 445 — общероссийских, 3 761 — региональных и зональных, 30 934 — целевых (в 2014 году утверждена 21 612 профилей рисков, в том числе: 339 — общероссийских, 1 811 — региональных и зональных, 19 462 — целевых). В результате их применения таможенными органами в 2015 году дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 19 млрд. рублей (довзыскано 18,5 млрд. рублей), возбуждено 32 231 дело об административных правонарушениях (далее — дел об АП) и 934 уголовных дела, принято 24 304 решения об отказе в выпуске товаров и 12 556 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров [8].

На основании части 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в целях установления единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию СУР в таможенных органах приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 утверждена Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) [2].

В целом в результате применения СУР доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 22,3 % в 2014 году до 33,4 % в 2015 году.

Но стоит заметить, что на данный момент действующие механизмы минимизации рисков не совершенны и требуют значительной доработки в материально-технической оснащенности некоторых таможенных постов, в области применения новейших программных средств, а также имеет место финансовая сторона данного вопроса. В частности, речь идет о Методике автоматизированного анализа процессов «перетекания товаров» между таможенными органами в целях выявления недостоверного декларирования таможенной стоимости. С этой целью необходима доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и разработка регламента мониторинга процессов «перетекания товаров» между таможенными органами в целях выявления фактов снижения индекса таможенной стоимости по товарам того же класса или вида, используемого при прогнозировании перечислений сумм таможенных платежей в федеральный бюджет и при определении областей рисков по направлению контроля таможенной стоимости.

Интересен с этой точки зрения проект «Центр оперативного мониторинга и управления рисками ФТС России», в направлении реализации которого ФТС России принят Приказ «Об утверждении Положения о Центре оперативного мониторинга и управления рисками ФТС России».

Эффективность применения СУР также зависит от компаний-разработчиков данной системы, которые используют опыт информационных технологий и применяют его на практике, тем самым способствуя достижению максимального результата, когда содействие торговле и таможенный контроль не противостоят друг другу [6].

В целом, эффективность СУР выражается в результативном таможенном контроле, основанном на взаимодействии правоохранительного и экономического блоков таможни. Анализ показывает, что на нее влияют такие показатели, как стоимостной эффект применения СУР, количество примененных профилей риска, сумма доначисленных таможенных платежей и штрафов, а также результативность таможенного досмотра.

Таким образом, осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, создают условия, способствующие ускорению внешнеторгового оборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе указанных принципов.

Литература:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973)(в ред. Протокола от 26.06.1999) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Приказ ФТС России от 18.08.2015 № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб:, 2013. 344 с.
  4. Костин А. А., Разинькова В. Г. Система принципов таможенного контроля // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2013. № 34. С. 70–74.
  5. Лопатникова Е. А. Реализация принципов налогового права / под ред. И. И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2012. 160 с.
  6. Саламан О. Л. Применение системы управления рисками в таможенных службах мира // Молодой ученый. 2014. № 11. Т.1. С. 169–175.
  7. Степаненко С. М. Система принципов организации таможенного контроля товаров и транспортных средств // Транспортное право. 2012. № 3. С. 21–22.
  8. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году:Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс] URL: http://search.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 18.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle