Библиографическое описание:

Кочнева А. С., Самусенко К. П. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 36-39.



На современном этапе развития таможенного дела России таможенный контроль после выпуска товаров является достаточно эффективным механизмом защиты экономических интересов государства.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы до 2020 года, основным приоритетным направлением развития таможенного дела является проведение необходимых мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска [1]. В связи с этим система таможенного контроля должна обеспечить эффективное противодействие угрозам безопасности государства, предупреждение и пресечение нарушений таможенных правил, способствовать пополнению доходной части федерального бюджета. Естественно в таких условиях акцент таможенного контроля планомерно переносится на этап после выпуска товаров. Усовершенствование таможенного контроля после выпуска товаров является стратегическим направлением развития таможенной деятельности, и в настоящий период времени его роль и значение возрастают [5; 6]. Это обуславливается необходимостью перемещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров».

В связи с актуальностью данной темы необходимо рассмотреть итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров.

В 2015 году деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска была направлена на реализацию комплексной модели таможенного контроля для борьбы с незаконным ввозом и оборотом товаров на территории РФ. Работа проводилась в рамках проведения проверочных мероприятий. При этом учитывался отраслевой подход, который позволяет минимизировать риски нарушения таможенного законодательства и повысить результативность проверочных мероприятий после выпуска товаров.

Деятельность Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров также была направлена на организацию деятельности мобильных групп. Такая работа способствовала усилению контроля соблюдения запрета на ввоз в РФ отдельных категорий товаров, а также автоматизации процессов (функций) планирования, организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров.

В 2015 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7678 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 8,9 млрд руб. (на 22% больше, чем в 2014 году). Средняя сумма доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2015 году увеличилась на 8% по отношению к 2014 году и составила 1,9 млн руб., а в пересчете на одну штатную единицу сумма увеличилась на 28% и составила 10,3 млн рублей [7].

Взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму свыше 3,8 млрд руб. (на 30% больше, чем в 2014 году). Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2015 году увеличилась на 15% по отношению к 2014 году. Она составила 800 тыс. руб., а на одну штатную единицу увеличилась на 37% и составила 4,4 млн рублей.

По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок.

В 2015 году проведено 1027 таможенных проверок, которые направлены на профилактику правонарушений в таможенной сфере, в том числе на основании результатов применения СУР и категорирования участников ВЭД. По результатам проверочной деятельности ФТС России возбуждено 3497 дел об административных правонарушениях (АП) и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1 млрд рублей.

Как известно, при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы могут взаимодействовать с другими органами государственной власти. Так, за прошедший год налоговыми и иными правоохранительными и контролирующими органами, по результатам успешного и четкого взаимодействия, было возбуждено 313 дел об АП и 29 уголовных дел, налоговыми органами доначислено 5,9 млрд руб., отказано в возмещении НДС на сумму 4 млрд рублей. По материалам, переданным в иные государственные контролирующие и правоохранительные органы, доначислено 148,6 млн рублей.

В настоящее время таможенные органы особое внимание уделяют контролю за соблюдением санкций, введённых РФ в отношении некоторых стран. Для контроля за перемещением товаров, запрещенных к ввозу, в таможенных органах Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Уральского таможенных управлений, в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, созданы и функционируют 32 мобильные группы. На них возложены функции по обеспечению соблюдения запретов на ввоз и оборот в РФ товаров, страной происхождения которых является Украина, товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с применением таможенной льготы в виде пониженной ставки ввозной таможенной пошлины, а также товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика.

Работа указанных мобильных групп осуществляется во взаимодействии с территориальными подразделениями МВД России (ГИБДД), Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора и Пограничной службы ФСБ России.

Региональными таможенными управлениями и таможнями, которые непосредственно подчинены ФТС России, на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и утверждено 367 профилей рисков (один общероссийский, 20 региональных, 127 зональных и 219 целевых). Эти профили рисков предусматривают применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска [8].

Для более подробного анализа необходимо рассмотреть осуществление таможенного контроля после выпуска товара на примере Приволжского таможенного управления.

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского таможенного управления в 2015 году проведено 1 414 проверочных мероприятий, из них 601 в форме таможенной проверки (табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателей деятельности таможенных органов ПТУ, проводивших контроль после выпуска товаров в форме таможенной проверки

Наименование таможни

Кол-во таможенных проверок (камеральных, выездных)

Кол-во результативных таможенных проверок

Результативность проведенных проверок, (%)

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

Башкортостанская

50

68

35

57

70,0

83,8

Нижегородская

83

109

68

91

81,9

83,5

Оренбургская

52

48

42

40

80,8

83,3

Пермская

65

82

60

71

92,3

86,6

Самарская

81

100

65

84

80,2

84,0

Саратовская

64

75

57

60

89,1

80,0

Татарстанская

62

75

44

57

71,0

76,00

Ульяновская

30

33

26

30

86,7

90,9

СТКПВТ ПТУ

1

11

1

8

100

72,7

Итого

488

601

398

498

81,6

82,9

По результатам проверочных мероприятий возбуждено 303 дела об АП (в 2014 году – 281 дело об АП), 22 уголовных дела (в 2014 году – 13 дел), доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 551,7 млн. руб. (в 2014 году – 349,3 млн. руб.). В федеральный бюджет перечислено 396,6 млн. руб. (в 2014 году – 196,1 млн. руб.) (табл. 2).

Таблица 2

Результаты работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ПТУ в 2013-2015 гг.

Наименование таможни

Кол-во дел об АП, возбужденных в результате проверочных мероприятий

Кол-во УД, возбужденных в результате проверочных мероприятий

Сумма доначисленных таможенных платежей и штрафных санкций (млн. руб.)

Доля взысканных таможенных платежей и штрафов, (%)

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

Башкортостанская

14

18

18

2

1

1

21,45

49,16

83,97

49,1

74,7

Нижегородская

34

84

60

8

2

8

58,96

74,80

98,65

50,0

59,9

Оренбургская

25

25

11

0

1

2

219,76

21,68

17,71

29,6

118,9

Пермская

29

43

58

4

3

7

86,61

45,64

50,01

56,2

58,8

Самарская

43

28

32

0

0

1

34,22

49,08

40,73

96,6

79,5

Саратовская

24

15

32

0

1

2

18,82

25,05

38,22

48,1

74,0

Татарстанская

34

51

52

0

2

0

58,38

65,93

88,58

51,2

101,8

Ульяновская

27

17

37

2

3

1

17,71

17,90

74,03

52,1

98,9

СТКПВТ ПТУ

0

0

3

0

0

0

0

0

59.82

0

0.4

Итого

230

281

303

16

13

22

515,91

349,25

551,71

56,2

71,9

По сравнению с 2014 годом в 1,6 раза больше доначислено таможенных платежей и наложено штрафов, в 2 раза больше средств перечислено в федеральный бюджет, в 1,7 раза увеличилось количество возбужденных уголовных дел, доля взысканных таможенных платежей и штрафов от суммы доначисленных платежей и наложенных штрафов увеличилась с 56,2% до 71,9%.

По сравнению с 2014 годом сумма наложенных штрафов по материалам, переданным в иные контролирующие органы, включая суммы НДС, отказанные к возмещению налоговыми органами, в 2015 году возросла в 11,6 раза и составила 4 113,82 млн руб. [3].

Таким образом, важно отметить, что в результате осуществления таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров определяется ряд показателей, которые являются неотъемлемой частью контроля после выпуска товаров. В первую очередь стоит отметить такой показатель, как количество таможенных проверок, так как именно таможенная проверка является приоритетной формой таможенного контроля после выпуска товаров. Затем важно отметить из общего числа проведенных таможенных проверок те проверки, которые являются результативными; сравнивая два данных показателя, можно выявить результативность осуществленного контроля.

Еще один важный показатель осуществления таможенного контроля после выпуска товаров  это сумма доначисленных таможенных платежей и штрафных санкций и доля взысканных таможенных платежей и штрафов.

Также в результате проверочных мероприятий могут быть возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях. Анализируя представленные в таблицах сведения об итогах деятельности Приволжского таможенного управления в области таможенного контроля после выпуска товаров, отметим, что с 2013 года количество, как и уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях растет. По нашему мнению такая динамика является отражением реальности, в первую очередь, связанной с модернизацией и совершенствованием системы таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров. Можно, конечно, предположить, что рост происходит вследствие повышения уровня недобросовестности и безответственности участников ВЭД. Однако такое предположение не находит своего подтверждения в логике развития современных таможенных правоотношений, когда бизнес - сообщество стремится ускорить прохождение товарами и транспортными средствами таможенных операций и старается быть законопослушным в целях устранения рисков несения дополнительных расходов.

Таможенный контроль после выпуска является одним из важнейших и перспективнейших векторов деятельности таможенных органов, и модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение баланса между упрощением таможенных процедур, обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет, а также противодействием правонарушений области таможенного дела [2].

Подводя итог, заметим, что таможенный контроль после выпуска товаров, безусловно, содействует обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, а также минимизирует риски, связанные с нарушением таможенного законодательства.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447 (дата обращения: 18.02.2016).
  2. Агамагомедова С.А., Шишкина О.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб., 2014. 224 с.
  3. Итоги деятельности Приволжского таможенного управления за 2015 год // Приволжское таможенное управление. URL: http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7085&Itemid=210 (дата обращения: 11.02.2016).
  4. Костин А.А.Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб:, 2013. 344 с.
  5. Костин А.А., Костина О.В.Совершенствование института таможенного контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС // Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 71-74.
  6. Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. М.: Российская таможенная академия, 2013. 262 с.
  7. Немирова Г.И. Таможенные платежи как индикатор развития экономики России и внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4 (33). С. 26-35.
  8. Селезнев В. Таможенный контроль: результаты и перспективы // Таможня. 2016. № 6 (389). С. 5-8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle