Библиографическое описание:

Коденко И. А., Разинькова В. Г. Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 28-31.



Внешняя торговля характеризует динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны. Одним из ее ключевых элементов является импорт.

В Правилах Генерального приложения к Киотской конвенции указывается на то, что все товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. Вследствие этого таможенным контролем, занимающим важное место в области таможенного дела, во многом определяется характер и содержание деятельности таможенных органов [4, с. 529].

Анализ мнений авторов позволяет прийти к выводу, что таможенный контроль — центральное звено в реализации торговой политики государства и, следовательно, в обеспечении его экономической безопасности, особенность которого в современных условиях является выполнение сложнейшей задачи: сокращение допустимого времени на его осуществление при непрерывном возрастании требований результативности и качества [7, 9, 12].

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, формы таможенного контроля, достаточные для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, применяя в своей деятельности определенные принципы таможенного контроля, основным из которых для процесса организации и проведения таможенного контроля, безусловно, является принцип выборочности [6, с. 71].

Практика деятельности таможенных органов свидетельствует о применении ими следующих видов таможенного контроля в зависимости от:

— документальный контроль (например, проверка документов и сведений, таможенная проверка и др.);

— фактический контроль (например, таможенный осмотр, таможенный досмотр и др.).

Документальная форма контроля является более трудоемкой, требует значительного времени на ее проведение и, как правило, не гарантирует в процессе совершения таможенных операций требуемой эффективности в условиях ограниченности сроков выпуска товаров. Для оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, таможенным органам стран-членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) необходимо в своей деятельности внедрять технологию удаленного выпуска и Интеграционную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее — ИИСВВТ), а также проводить мероприятия сосредоточенные на совершенствовании системы управления рискам (далее — СУР), тем более, что практика применения таможенными органами РФ современной СУР свидетельствует о ее низкой эффективности, обусловленной длительным циклом формирования и доведения до исполнителей профилей риска [5, с. 234], а также недостаточным уровнем автоматизации процесса управления рисками, низким уровнем взаимодействия между функциональными подразделениями экономического блока таможенных органов, подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, и подразделениями, координирующими применение СУР. Помимо этого требуется проведение комплекса мероприятий по созданию автоматизированного сегмента СУР в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в области таможенного дела на основании сведений, полученных в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов [1].

Одним из наиболее перспективных направлений в оптимизации таможенного контроля, наряду с предварительным информированием, считается использование технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств.

Совершение таможенных операций во внутреннем таможенном органе при фактическом размещении товаров и транспортных средств на складах временного хранения, находящихся в приграничных районах, разрешит разгрузить транспортную инфраструктуру крупных населенных пунктов, а также улучшить логистические связи между грузоотправителями и грузополучателями ввозимых товаров.

Процедура удаленного выпуска будет наиболее востребованной по мере совершенствования данной технологии и внедрения ее для сложных групп товаров, например, скоропортящихся продуктов или фармацевтических компонентов. Впрочем, новая технология имеет не только позитивные стороны, но и проблемные места.

В целях последующего развития технологии удаленного выпуска таможенным органам необходимо проводить мероприятия по совершенствованию единообразного применения СУР.

Ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, в большинстве случаев, ведет к снижению времени и охвата товарных партий таможенным контролем при их перемещении через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска не задекларированных или недостоверно задекларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государств.Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в этом вопросе должна выступить СУР.

Под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеторговой деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг [8, с. 24].

Одним из главных направлений применения СУР считается реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска.

Количество профилей риска, содержащих в себе указание (как меру по минимизации рисков) на необходимость запроса дополнительных документов и сведений или их проверки, достигает 77. При всем этом данная мера на практике реализуется таможенными органами как необходимость представления документов на бумажных носителях. Необходимость представления бумажного документа во многих случаях считается одной из главных причин, не позволяющих завершить полностью внедрение технологии удаленного выпуска и побуждающей участника внешнеторговой деятельности отказываться от него еще на этапе выбора формы декларирования [3].

Поэтому формирование и использование в деятельности таможенных органов информации из единого оперативно-аналитического центра СУР является наиболее приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в процессе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений. Вместе с тем, в обязательном порядке должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств.

Следующим направлением оптимизации таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, является упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени совершения таможенных операций при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска.

Таможенный контроль после выпуска — комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при совершении таможенных операций [2].

При реализации механизма таможенного контроля после выпуска сначала таможенным органам необходимо представить таможенную декларацию и уплатить таможенные платежи, после чего товар выпускается на рынок (прежде всего, внутренний), а затем уже осуществляется таможенный контроль. Для эффективной реализации механизма таможенного контроля после выпуска необходимо:

— усилить системное взаимодействие таможенных органов с налоговыми и таможенными службами иностранных государств, которое позволит обеспечить сквозной контроль на всем пути перемещения товаров. Это позволит искоренить случаи, когда в таможню участники внешнеторговой деятельности предоставляют одну информацию, а для налоговой службы, чтобы уменьшить платежи, цифры занижаются;

— создать систему управления и контроля, позволяющую обеспечить проверку правильности решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска, а также увеличить персональную ответственность должностных лиц таможенных органов за принимаемые решения.

Реализация механизма таможенного контроля после выпуска дает возможность создать благоприятные условия для увеличения товаропотоков через таможенную границу ЕАЭС, сократить время совершения таможенных операций без потери результативности и качества таможенного контроля.

Помимо прочего перспективным направлением оптимизации проведения таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию, является совершенствование информационных технологий.

Информационные технологии в таможенной сфере — своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность совершения таможенных операций [10, с. 72].

На сегодняшний день проводятся работы по созданию интегрированной ИИСВВТ, которая предназначена для организации совместной работы совокупности территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю государств-членов ЕАЭС, информационных систем и информационных ресурсов Евразийской экономической комиссии, объединенных с национальными интеграционными секторами государств-членов ЕАЭС.

Гласной целью создания ИИСВВТ является оптимизация таможенного, налогового, транспортного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля на таможенной границе таможенного союза [11, с. 31].

Процесс создания ИИСВВТ должен содействовать параллельному совершенствованию информационных систем государственных органов, осуществляющих контроль на границах стран-членов ЕАЭС, созданию интеграционных сегментов на национальном уровне, упрощению документального оформления товарных партий.

Следовательно, в целях совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, целесообразным представляется поэтапное решение следующих задач:

— обеспечение способности работы инспекторов таможенных органов с реестрами и базами данных разрешительных документов государственных служб в режиме реального времени, в частности посредством сети Интернет;

— создание единой базы разрешительных документов для обмена сведениями в автоматизированном режиме функционирования, близком к реальному времени, в целях своевременного информирования уполномоченных должностных лиц таможенных органов различных уровней в рамках межведомственной интегрированной автоматизированной системы информации;

— внедрение механизмов удаленного выпуска и контроля товаров после выпуска в целях сокращения времени совершения таможенных операций без потери результативности и качества таможенного контроля, уменьшения потока большегрузового автотранспорта, следующего в крупные города, сокращения документооборота при таможенном контроле, сокращения финансовых расходов участников внешнеторговой деятельности, перераспределения нагрузки на таможенные органы;

— применение и совершенствование СУР таможенными органами в целях ускорения и упрощения таможенного контроля за счет того, что выпуск товара при применении СУР осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра.

Для реализации обозначенных мер необходима модернизация информационной системы таможенных органов различных уровней, развитие существующей телекоммуникационной инфраструктуры, обновление парка компьютерной и специальной техники. Также необходимо создать новые технологические схемы таможенного контроля после выпуска товаров, порядок взаимодействия с каждым из государственных контролирующих органов.

Реализация предлагаемых направлений будет содействовать созданию эффективной системы таможенного контроля товаров, и как следствие, минимизирует угрозу проникновения на таможенную территорию ЕАЭС некачественных и опасных товаров.

Литература:

  1. Приказ ФТС России от 18.07.2014 № 1385 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»».
  2. Агамагомедова С. А., Шишкина О. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб., 2014. 224 с.
  3. Гречишина Л. И. Технология управления рисками. URL:http://www.fsvfn.ru/fsvps/news/2911.html (дата обращения: 15.01.2016).
  4. Коденко И. А., Сопова М. Таможенный контроль объектов интеллектуальной собственности// Научные достижения молодых исследователей Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород. 2014. С. 528–535.
  5. Костин А. А., Махортова Ю. О., Разинькова В. Г. Концептуальные основы совершенствования таможенного контроля // Академическая наука — проблемы и достижения: Материалы V международной научно-практической конференции 01–02 декабря 2014 г., SC, USA. North Charleston, 2014. С. 233–236.
  6. Костин А. А., Разинькова В. Г. Система принципов таможенного контроля // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2013. № 34. С. 70–74.
  7. Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб:, 2013. 344 с.
  8. Костин А. А. Управление рисками в таможенном деле: Учебное пособие. Белгород, 2009.
  9. Кулешов А. В., Черных В. А., Шишкина О. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. М.: Российская таможенная академия, 2013. 262 с.
  10. Макарова Г. В., Тиницкая О. В.Электронный документооборот как основа развития таможенных операций//Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 1. С. 71–81.
  11. Макарова Г. В.Формирование информационного обеспечения таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям. Перспективы развития таможенного союза в мировой экономикеПрокушев Е. Ф., Прокушева А. П., Макарова Г. В., Тиницкая О. В., Прушковская Е. Е., Тимошенко М. В., Лебедева С. Н. Коллективная монография, посвященная 10-летию кафедры таможенного дела Белгородского университета кооперации, экономики и права. Белгород, 2014. С. 28–52.
  12. Сенотрусова С. В., Свинухов В. Г., Шишкина О. В. Таможенный контроль в Российской Федерации: Монография. М., 2009. 163 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle